О руководстве

Сергей Серванкос
Что ещё отличало христиан первого века? Решение спорных или сложных вопросов в отношении поклонения Богу, вот пример, как решался вопрос обрезания для христиан (см. Деяния 15 глава). Возник спорный вопрос: «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними» (Деяния 15:1,2), чтобы урегулировать возникшую ситуацию: «положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.» (Деяния 15:2).

В Иерусалиме: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.» (Деяния 15:6). Как рассматривали это дело?

Сначала «По долгом рассуждении…» (Деяния 15:7а), то есть, видимо, многие высказали своё мнение по этому вопросу, как примерно проходило обсуждение можно судить по таким строчкам: «По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев.» (Деяния 15:4,5), когда все высказались по своей точке зрения «Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.» (Деяния 15:7-11).

Эти слова привели собравшихся в чувства и они начали решать возникший вопрос, «Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.» (Деяния 15:12). Потом «…начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,  чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.» (Деяния 15:13-21)

Иаков цитировал Библию и сопоставил эту цитату с происходящими событиями, затем предложил решение и в итоге «…Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, [именно]: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы".» (Деяния 15:22-29).

Итог такого решения: «Проходя же по городам, они предавали [верным] соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.» (Деяния 16:4,5).

Как видно из этого эпизода, первые христиане решали спорные вопросы на основании написанного в Библии. Причём, придя на совет старейшин с разными мнениями по обсуждаемому вопросу, они, тем не менее, пришли к единому решению, и это решение послужило сплочению церкви первых христиан.

Последующие в более позднее время Вселенские Соборы, уже значительно отличались от описанного в Библии. Принимаемые ими решения вели не к сплочению церкви, а к её разделению и появлению новых религиозных организаций. В принятии решений всё чаще в расчёт бралось не Слово Бога, а политическая обстановка тех времён и позиция политических и религиозных руководителей того времени.

Всё это заставляет лишний раз задуматься над словами апостола Павла: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.» (Деяния 20:28-30). Из его слов видно, что в церкви появятся отступники, причём среди тех, кто берёт на себя руководство.