Нидерланды в xvii - xviii вв

Константин Рыжов
После провозглашения семью северными нидерландскими про-винциями своей независимости, здесь властно заявили о себе две политические партии. Сторонники принцев Оранских образовали во-инственную партию оранжистов, которая стремилась превратить Со-единенные провинции в монархию под властью Оранского дома. Оранжисты находили опору в армии, низших слоях населения и в кальвинистских проповедниках. Партия (Генеральных) штатов стре-милась, при сохранении республиканского строя, поставить во главе других провинций Голландию и этим способом доставить перевес своим миролюбивым стремлениям; ее  главными сторонниками были представителя просвещенной голландской буржуазии.

Поначалу преобладающим влиянием пользовались оранжисты. После смерти Морица Оранского штатгальтером Нидерландов в 1625-1647 гг. был его брат Фредерик Гендрих, а потом (в 1647-1650 гг.) сын последнего Виллем II. Вестфальский мир 1648 г., по которому Испания официально признала независимость Соединенных провинций, дос-тавил преимущество партии штатов. После скоропостижной смерти в 1650 г. Виллема II она надолго утвердилась у власти. В 1651 г. долж-ность генерал-капитана была упразднена. У Генеральных штатов было отнято заведование федеральной армией. Формально каждая про-винция получила право строить внутреннее управление по своему желанию, но фактически верховное управление перешло к Голландии – самой развитой и богатой из них. Начиная с 1653 г. первенствующую роль в управлении Соединенными провинциями стал играть пенсио-нарий Голландии Ян де Витт. В течение двадцати лет он от имени своей провинции руководил почти всеми отраслями управления рес-публики. Его внутренняя политика имела два существенных момента: он старался обуздать партию оранжистов и поощрял все, что могло содействовать развитию богатства и могущества страны.  Де Витт привел в порядок расстроенные продолжительной войной финансы и значительно уменьшил государственный долг. Промышленность и земледелие находились при нем в цветущем состоянии. Торговый флот увеличился до 20 тыс. судов, не считая бесчисленных барок.  В тоже время Голландия обзавелась обширными колониями.  (В 1641 г. голландцы захватили Малакку, в 1652 г. утвердились на мысе Доброй Надежды, в 1657 г. изгнали португальцев с Цейлона, обеспечили себе монополию на Молуккских островах и почти закончили к 1680 г. завое-вание Ямайки). Между тем подрос сын Виллема II, Виллем (Вильгельм) III Оранский, и партия оранжистов вновь обрела своего вождя. В 1670 г. Виллема приняли в Государственный совет с правом подавать голос. С этого момента началась его политическая карьера.

ВИЛЬГЕЛЬМ (ВИЛЛЕМ) III ОРАНСКИЙ (род 4 ноя. 1650 г.; ум. 8 марта 1702 г.)  с детства до самой смерти был физически слабым, больным человеком – страдал одышкой и имел расположение к ча-хотке. Его постоянно донимал кашель и жестокие приступы голов-ной боли. Однако он получил от природы сильные страсти и живую впечатлительность, которые умел прикрывать флегматическим спо-койствием. Окруженный с самого детства шпионами и врагами, Виллем приучился быть осторожным, скрытным и непроницаемым. Только перед небольшим количеством задушевных друзей он мог отбрасывать свою напускную холодность – становился добрым, ра-душным, откровенным, даже веселым и шутливым. Он был щедро наделен качествами великого государя и всю жизнь всецело занят одной политикой. Науки, искусства и литература совсем не занима-ли его. По воспитанию он был строгим кальвинистом, однако всегда проявлял завидную веротерпимость.

 Виллем ревниво следил за своим противником Яном де Виттом, готовый воспользоваться первой его оплошностью. Удобный случай представился в 1672 г., когда началась  война с Людовиком XIV. Тя-желые поражения и неудержимое нашествие французов произвели сильный переворот в умах голландцев: все надежды возлагались те-перь только на принца Оранского. Вследствие волнений, вспыхнувших во многих городах, Виллем в июле был провозглашен штатгальтером, а в августе восставшая чернь убила в Гааге Яна де Витта и его брата Корнелля (разъяренная толпа забила их до смерти, а потом разорвала тела несчастных на куски). Если Виллем и не был прямым вдохно-вителем этих событий, он, несомненно, всецело их одобрил. С тех пор все государство подчинилось господствующему влиянию молодого штатгальтера, который стал действовать жестко и решительно. Гол-ландская армия уже была оттеснена за линию плотин. Оставалось последнее средство остановить врага, и Виллем не колеблясь вос-пользовался им – он приказал открыть шлюзы и пустил против захват-чиков море. Осенью голландцы  перешли от обороны к наступатель-ным действиям, проникли до самого Маастрихта, затем вторглись во Францию и осадил Шарлеруа. В 1673 г. французы были окончательно вытеснены из Нидерландов. Англо-французский флот после жестокого поражения  при Текселе (август 1673 г.) должен был отступить от Гол-ландских берегов.  Эти победы принесли Виллему III огромную попу-лярность. Он был объявлен наследственным штатгальтером и гене-рал-капитаном Голландии, Зеландии и Утрехта. В 1678 г. он заключил в Нимвегене выгодный мир, по которому Людовик вернул Голландии Маастрихт, а Виллему – княжество Оранское. Но это соглашение не могло сохраняться долго. В 1681 г. Людовик XIV овладел Страсбургом. Принц Оранский и шведский король Карл XI тотчас подписали в Гааге союзный договор, направленный против Франции. Император и испан-ский король вскоре присоединились к этому союзу. В 1686 г., с вступлением новых членов, он был оформлен в Аугсбургскую лигу. После этого война с Францией с небольшими перерывами продолжа-лась до самой смерти Виллема III. В 1689 г. он стал английским коро-лем и получил возможность значительно умножить свое могущество. Все попытки Людовика расширить свои владения за счет Голландии были отбиты.

Умирая в 1702 г.,  Виллем III назначил главой Оранского дома в Нидерландах своего родственника Иоганна Виллема Фризо. Но  в 1711 г. тот утонул. Сын Иоганна Виллема, Виллем IV, родился уже после смерти отца. Партия оранжистов вновь надолго лишилась своего вождя, и потому с 1711 по 1746 гг. у власти находилась партия штатов. Верховная власть сосредоточилась в руках голландского пенсионария Антония Гейнзиуса и его приемников. Только в 1746 г., когда Голландия подверглась новому французскому нашествию, во всех провинциях обозначилось сильное стремление к единоличной власти. Виллем IV был провозглашен генеральным и наследственным штатгальтером всех семи провинций. Впрочем, эта кардинальная перемена не имела значительных последствий. Виллем был слишком слабоволен, чтобы покончить с царящими злоупотреблениям и провести необходимые реформы. После его смерти пост шататгальтера перешел к его малолетнему сыну Виллему V. В 1766 г. тот достиг совершеннолетия, однако следующие 18 лет правил лишь номинально. Он был человек неспособный, ленивый и вследствие врожденной апатии легко мирился с зависимым положением.
Тем временем торговля страны постепенно падала. Огромные ка-питалы, накопленные частными лицами, уходили в биржевые спеку-ляции. Голландская промышленность была неспособна вынести кон-куренцию с английской.  В этих условиях в стране в середине XVIII в. появилась третья – патриотическая – партия. Повсюду началось дви-жение с целью ограничить чрезмерную власть штатгальтера и крупной патрицианской буржуазии. Особенно сильные антиоранжистские на-строения проявились в Голландии. После столкновения с патриотами штатгальтер вынужден был покинуть Гаагу. Тогда в сентябре 1787 г. в конфликт вмешался прусский король  Фридрих Вильгельм II (его сест-ра Вильгельмина была женой Виллема V). Прусские войска заняли Гаагу и восстановили в полном объеме власть штатгальтера.