1964год. Стодневка

Юрий Фейдеров
Утро первого января было серым и тоскливым. И не только потому, что на улице шёл снег с дождём, но и от состояния какой-то неустроенности в жизни. Хотелось определённости, уверенности, душевного равновесия, а мне его не доставало.

Приходили письма от школьного друга Ашота. Они радовали своим приходом, но содержание их раздражало. У Ашота была мания говорить неприятные вещи и смотреть, как человек реагирует на это?
Умные делали вид, что не замечают «пакостности» его фраз, а глупые или не понимали, или били «по роже». И он записывал их во враги, хотя сам провоцировал такую ситуацию. Я долгое время терпеливо прощал ему все «выпады» против меня или других моих друзей, понимая его «ревность». Но и он меня «достал». Я перестал отвечать ему.

Днём с Лидой сходили в кино. Мне приятно было, что моя сестра красивая девушка и на неё обращают внимание.
После сеанса погода улучшилась. Снег перестал, выглянуло солнышко. Мы редко виделись, но Лида была такой же малоразговорчивой, как и я. Поэтому в памяти не осталось и намёка  о чём мы беседовали.
***
Теперь уже мало кто помнит, как рухнуло сельское хозяйство в годы правления Хрущёва. На Целине случился неурожай, и пришлось просить хлеба у Америки.
Впервые после Отечественной Войны за хлебом образовывались очереди. И хотя в Крыму перебоев с хлебом я не помню, но очереди случались, когда люди возвращались домой после работы. Мы старались покупать хлеб днём. Иногда он был жёлтым внутри и сладковатым потому, что в него добавляли гороховую муку.

Америка тогда согласилась продать нам муку с условием расфасовки его в мешки по пять килограмм и надписью «От Американского народа Советскому». Наши отказались и заключили договор с Канадой.
***
Когда мы после каникул пошли в школу, начались разговоры про «стодневку». Я не сразу понял, о чём идет речь.
Оказалось, что это особое мероприятие, которое организуется в школе каждый год. Означает оно то, что примерно за сто дней до окончания учебного года, происходит встреча бывших выпускников школы с учителями и школьниками выпускных классов.
Показательность этого мероприятия была в том, что мы видели успешных людей, приехавших из разных концов страны, работающих в разных отраслях и на различных, достаточно высоких должностях.

Приехало на эту встречу человек двадцать. Помню, что были из Хабаровска, Архангельска, Москвы и других городов… 
Уже зная мои способности в радиотехнике, наш физик Юрий Павлович, привлёк меня к управлению радиоузлом.

Был обычный учебный день. Поэтому Юрий Павлович «отпросил» меня с урока математики для работы в радиоузле, чем вызвал сильное неудовольствие математички Татьяны Андреевны, заверяя её, что отправит меня на урок, как только всё заработает.

Я никогда не видел, как работает радиоузел, и не предполагал, что придётся чинить большой ламповый усилитель мощности, поэтому сначала растерялся. Но Юрий Павлович так был уверен, что я справлюсь, что эта уверенность передалась мне, хотя я хорошо разбирался только в транзисторах.

Минут через тридцать я докопался до неисправности и усилитель заработал.  Как раз началась перемена, и мы включили музыку на линию по всей школе. Юрий Павлович расплылся в довольной улыбке. Он опробовал микрофон, всё нормально звучало.
Я отправился на химию. Но весь день, на каждой перемене звучала музыка, потом диктор сообщал различные новости и приглашал старшеклассников приходить вечером на встречу с выпускниками прошлых лет.

Нужно заметить, что выпускники начали приезжать за несколько дней до этого мероприятия. И самое интересное было то, что все первым делом они заходили в кабинет к директору, который находился сразу при входе в школу, и это было заслуженным уважением.
Потом, практически все, шли через всю школу, поднимались на второй этаж и заходили в кабинет физики к Юрию Павловичу. И это было тоже заслуженным знаком внимания. Юрия Павловича любили не только, как хорошего преподавателя, но и как человека. Многие любили с ним поговорить, доверяя ему свои сокровенные мысли. Он знал, кто с кем дружит, и кто в кого влюблён. Советовались с ним и по многим проблемам с родителями.

И только потом спускались опять на первый этаж в учительскую. Хотя скажу совершенно определённо, учителя у нас все были отборные. Их тщательно отбирал и переманивал к себе наш директор Иван Петрович, бывший партизан, человек крутого нрава, но очень добрый, умный и справедливый.

Вечером школьный зал был «набит битком». Всем было интересно послушать истории жизни бывших школьников. А слушая, понимали, что каждый из нас может так же стать главным инженером завода, доцентом, сделать геологическое открытие. . .

Вечер закончился в двенадцатом часу ночи, но мне пришлось уйти раньше. Я пришёл в десять, но мои дедушка и бабушка, как всегда, дежурили около дома и волновались уже после восьми.