Круговорот жизни

Сергей Корягин
Уважаемый Софокл! Вы презираете «труд на благо своей мошны». Есть у Гегеля в «Феноменологии духа» текст, в котором он рассматривает добродетельное сознание и круговорот мировой жизни. Последний как раз олицетворяет борьбу и сотрудничество частных интересов людей, стремящихся в выполнению разных частных целей, и прежде всего цели набить мошну, разбогатеть. А первое выражает позицию некоего философа-моралиста, который стоит в гордой позе и презрительно смотрит на тех, кто там, внизу, в круговороте жизни, копошится, как червь.

Можно себе представить, что говорит этот моралист: «Несчастные, презренные, вы не знаете, что такое высокая нравственная цель, что такое благо человечества, что такое патриотизм. Тьфу на вас!» А круговорот работает, производит продукты питания, одежду, машины, воспитывает детей, лечит народ. И считает – о, ужас! – свой возможный и реальный заработок. Считает деньги, откладывает их про запас… И не реагирует на страдания моралиста. Но, вероятнее всего, он и не подозревает о его существовании. Моралист хочет исправить этот презренный мир, придумывает разные способы борьбы с ним. Если у него с исправлением ничего не выходит, он нервничает, злится, теряет равновесие. Один уходит в террористы, другого настигает инфаркт, а третий, умный философ-моралист, садится за стол, (ныне за компьютер) и начинает строчить, строчить. Чтобы вылить свое возмущение и опубликовать.

Побеждает, естественно, круговорот жизни, потому что он силен и вездесущ. Послушаем, однако Гегеля: «Таким образом, круговорот жизни оказывается победителем во всем том, что добродетель предпринимает против него в противоположность ему… Он побеждает пышные речи о благе человечества, о притеснении его, о жертвах в пользу добра, о злоупотреблении дарами. Подобные идеальные сущности и цели в общем оказываются пустыми словами, которые возвышают сердце, но оставляют разум пустым, назидают, но ничего не созидают… В просвещении нашего века ничтожество этой болтовни, по-видимому, бессознательно уже обнаружилось, так как всевозможные приемы таких ораторов утратили всякий интерес, и эта утрата выражается в том, что они вызывают лишь скуку».

И Маркса этот круговорот жизни не устроил. И Ленина, и Сталина. Маркс сказал: «Прежние философы лишь объясняли мир, но задача состоит в том, чтобы изменить его». Жизнью надо скрупулезно управлять – никакого самотека, никакого хаоса! И он, засучив рукава, приступил к делу. Но сил, естественно, не хватило.  Русским большевикам удалось забраться на трон в огромном государстве, и они стали превращать его в «одну фабрику», в предприятие с центральным управлением и миллионами наемных работников. И Ленину сил не хватило – дело довел до конца Сталин. Ленин немало говорил о сознательном творчестве масс. Он был фанатиком Марксовой идеи. Но о каком творчестве может идти речь, если все привязаны к одному колесу? Привязаны и крутят его, и ходят по кругу. Так раньше лошади тянули по кругу конную молотилку.  Можно этот труд «лошадей» назвать трудом по способностям, по увлечению, трудом счастливым – слова все выдержат. Только по сути он будет вариантом смягченного рабства. Гегелевский круговорот жизни – стихия, но в ней каждый блюдет свой интерес, в нем каждый трудится свободно. А в итоге общество имеет положительный результат.

Гегелю было всего 37 лет, когда он написал свою «Феноменологию духа» (1807 год). 37 лет – да это же молодой человек! А какая сила духа! Какая глубина! Позавидуешь Германии того времени.  Среда, 21 марта 2012 года