Родовая община как первая форма политии

Марианна Робеспьер
Государство существовало не всегда. Самой первой формой политической организации общества обычно называют родовую общину (ирокезский род, греческий род до Солона, римский род до Сервия Туллия, казахский род ру до Казахского ханства).
Фридрих Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» определяет род как учреждение, общее для всех народов, вплоть до их вступления на путь цивилизации, как потомство одной родоначальницы, как организацию, скрепленную кровным родством. Понятие «родовое» можно считать синонимом слова «общественное». Если перечислять основные черты рода, то повсюду мы вынуждены будем употреблять прилагательное «общий».


У членов рода общие религиозные празднества, общее место погребения, общее имущество, общая продукция, а самое главное – у них общее средство производства: если род занимается земледелием, это общая земля, если скотоводством – общий скот. Другими словами, здесь еще нет частной собственности, члены рода не знают, что это такое. Собственность в родовой общине может быть лишь общественной. Иногда забывают о том, что собственность – это не сама вещь, а отношение человека к человеку, опосредованное вещью. Если я владею, допустим, ноутбуком, то он может или принадлежать еще и другому, тому, кто является моим другом  или родственником, или не принадлежать никому, кроме меня. В первом случае собственность на ноутбук будет общественной (если второй владелец нашей общей вещи является моим родственником, значит, она еще и родовая), а во втором – частной, принадлежащей частному лицу. 
Таким образом, базис родовой общины – первобытный коммунистический.


Родовые отношения господствуют и в политической надстройке общины. Верховный орган рода, обладающий законодательными и судебными полномочиями – совет рода. Это собрание всех мужчин и женщин, обладающих равным правом голоса. Он выбирает на общем совете союза племен и смещает двух старейшин рода – старейшину для мирного периода (у ирокезов – сахем, у греков – архонт) и старейшину для военного периода (вождя, базилевса, дуче). Старейшин выбирают постоянно из одних и тех же семей, но это не наследственная власть, а именно выборная. Привычка назначать на эту должность родственников предыдущих старейшин потом приведет к появлению родовой знати. Архонт к тому же еще и член совета племени и общего совета союза племен. Исполнительной власти здесь нет.


Несколько родов входят в состав братства - фратрии (в ирокезскую фратрию входили 4 рода, в древнегреческую – 30 родов, в римскую курию – 10 родов). У фратрии есть свой совет, имеющий судебный и административную власть,  который избирает старейшину фратрии (в Греции - фратриарха) и вождя (базилевса). 


Фратрии входят в племя (2 фратрии (8 родов) в ирокезском племени, 3 фратрии (90 родов) в афинском племени, 10 курий (100 родов) в римском племени). Все сахемы и вожди входят в состав совета племени. У племени есть старейшина, называемый у греков филобазилевсом, и вождь базилевс. Кроме них, есть еще и верховный вождь племени,  который управляет племенем в период между собраниями совета племени (исполнительная власть). На собрании совета племени присутствуют все члены племени. Это окружение собрания совета племени у греков носило название агоры (народного собрания). Каждый мог взять слово, каждый имел право голоса.


Племена составляют союз племен, равнозначный народу, нации. У ирокезов было 5 племен (40 родов), у греков 4 племени (филы) -  гелеонты, гоплеты, эгикореи и аргады (360 родов), у римлян – 3 племени – латины, сабеи, этруски (300 родов). Верховный орган союза племен – союзный совет (сенат). В него входят старейшины родов и племен (в Риме – патриции, в Греции - эвпатриды). Окружение собрания союзного совета  у греков имело название Афинского народного собрания, а в Риме – собрания курий. Собрание курий избирало и смещало старейшину союза племен – архонта в Греции и рекса в Риме. Могло быть двое старейшин – архонт и базилевс (стратег) в Греции, два консула в Риме.


Здесь нет эксплуатации человека человеком. Захваченные в плен враги принимаются в род и становятся полноправными членами рода. Браки внутри рода запрещены. Вначале господствует материнское право, но затем оно уступает отцовскому. После введения отцовского права имущество богатой наследницы (с ростом производительных сил шло накопление богатств, избытка продукта в немногих руках) после ее замужества переходило к ее мужу, то есть в другой род.


Различия в имуществе семей, говорит Энгельс, повлияли на зарождение наследственной знати и царской абсолютной власти.