Смысл жизни

Александра Кук
Главным аргументом в пользу религии для меня всегда был тот факт, что она дает смысл нашей жизни (приближение к богу), и какую-то надежду на вечность, поскольку иначе все в мире умирает, все исчезает, люди и их труды, подчас совершенно без следа. Получается, что целые жизни прошли бесцельно. А мне так хотелось, чтобы рукописи, действительно, не горели. Я придумала себе, что бог не только спасет каждую душу, но и что у него где-то есть чердачок, где он, конечно же, хранит все наши написанные и ненаписанные книги, хорошие идеи, все стоящие того произведения искусства... Постепенно пришло понимание, насколько мой взгляд на отношения человека и бога отличается от официально- и общепринято- православного. Какой там чердачок!

Когда я закончила аспирантуру и защитилась, мой замечательный завлаб мне намекнул, что теперь пора бы и самой придумывать себе тему исследований. Я испугалась. Я видела перед собой белую стену. Я бросила работу, я сбежала. Может, я тогда просто не доросла еще до свободы... Так и со смыслом жизни. В один прекрасный момент я поняла, что его человек должен найти себе сам, просто ПРИДУМАТЬ. Неважно, что обо мне забудут через сто лет. Важно только то, что я СЕЙЧАС живу свою жизнь счастливо и со смыслом.

Мы не знаем, есть ли во Вселенной существо или существа, гораздо более могущественные, чем мы. Однако, весь мой жизненный опыт подсказывает, что, если они и существуют, они НЕ МОГУТ иметь много общего с нашими традиционными религиозными представлениями о богах. Так было бы слишком примитивно, а вселенная слишком сложна и велика, к тому же полна случайностей, тупиковых ветвей, бессмысленностей.  Поэтому посвящать всю жизнь тому, чтобы следовать правилам религий - значит тратить свою, скорее всего, единственную, жизнь впустую, тратить ее на иллюзию.  В то же время, в жизни большинства людей столько всего, что может привести к счастью: любовь, дружба, красота, комфорт, творчество, любознательность (которое св. Августин прозвал болезнью). Нужно только научится не бояться быть собой и замечать потенциальные возможности, пути к личному счастью, а не тупо умолять придуманных богов “смиловаться над нами, грешными”.

Что же касается переживаний за труды других... Если они не безразличны, значит нужно об этих трудах рассказывать, использовать их в своей работе и жизни - это единственный способ спасти рукописи от огня.

Сколько я не пыталась стать “хорошей христианкой”, это не принесло мне больше любви, счастья или вдохновения. Я чувствовала себя испуганной, в замешательстве, в унынии, “в нечистоте”. К счастью, теперь это прошло.