2. 15. Анатолий. 1

Тамара Белова
Анатолий
Родился младший брат 23 февраля 1945 года. На руднике Спокойный (ныне Орловский) Читинская область Бурят- монгольский национальный округ районный центр село Агинское.
Портрет: как и все братья, среднего роста, крепыш. С густой шевелюрой волос тёмно-русых волнистых. Красавчик, общий любимец в семье, а позднее и женщин. Чего уж тут лукавить? Обладает не громким приятным голосом. Любит русские народные песни и романсы. Романсы исполняет по своему, как чувствует. Даёт волю, когда работа в степи или на строительстве автодорог, заливается, что называется, соловьём.
Мне было уже около 8 лет, когда родился Толик. Поэтому я могу рассказать о том дне, когда он появился на свет. Итак, день был солнечный и теплый. Меня, Бориса и Петра отправили гулять. Потом мы долго находились у соседей. В 17 часов нас позвали и сказали, что у нас появился ещё один братик. Мама показала нам его: на подушке в пелёнке лежал маленький мальчик, не больше ложки. И как это из такой крохи вырос крепыш? Наверно, потому, что тянулся за нами, а мы все занимались спортом. Да и не только: физический труд принёс тоже свои плоды. Папа был очень рад, ведь он теперь имел возможность воспитывать, сына, не отлучаясь. Постоянным местом работы стал рудник Спокойный. Напомню: это было последнее место полезных ископаемых (вольфрам, олово), которое открыл отец.
Да, все рады, только моё детство закончилось. Теперь я вынуждена была нянчить этого братика. У мамы и так хлопот по хозяйству хватает: корова, поросёнок, куры, огром-ный огород, сенокос. Мама уходила на покос и просила не вынимать Толика из кроватки. Приходила и с пристрастием допрашивала: не вынимала? Не роняла? Проверяла. Нет ли ушибов или переломов.
Когда то дедушка сделал кроватку для меня, а потом в ней росли Борис, Пётр, Ана-толий и все племянники. Так вот однажды мы все уселись в эту кроватку, и давай раска-чиваться. Так увлеклись, что она опрокинулась на бок. Мы все успели убрать руки, а ма-ленький как держался, так и раздавило его второй пальчик, кажется, на левой руке. Хо-рошо, что мама в этот момент пришла. Понесла братика за 1,5 километра в больницу. Палец спасли, только он остался расплющенным. При встречах брат  напоминает мне об этом. Прости брат, не велика няня была. Потом сестра привезла и оставила племянника Вовку. Вовка на полгода младше дяди. Тут уж и вовсе было не до прогулок. У племянника был рахит. Из него лилось день и ночь. Я только успевала на нём штаны менять, пока мама сумела его подлечить.
Так вот и прошли 8 лет моего детства. Толику и Вовке исполнилось по восемь лет, мне 14. Я закончила 7 классов, и родители смогли меня отпустить учиться в районный центр Агинск. «Чтоб вышла из дочери учительница». С тех пор мы редко встречались, ведь летом уже следующего года я работала на руднике с кайлой и лопатой. Все после-дующие летние каникулы я также проводила в Даурских степях на сенокосе. Одно лето на стойке в Кубухае, где шла большая стройка МТС. Там жили мои старшие братья: Георгий и Володя.
Как подрастали мои подопечные, я мало, что знала. Вовка был отчаянным парнем, всё куда-то попадал, то под телегу, то ещё куда–нибудь. Маме было с ним хлопотно. От работы больше отлынивал. Толика отец таскал всюду с собой, приучал его к любому тру-ду. Братик даже сено косил уже в 7 лет. Папа сделал ему маленькую косу из большой. Толик стремился и сам всё познать, чему-то научиться.
 Мама потихоньку от нас встречалась с учителями и просила, чтобы в школе нам давали всякие общественные поручения. Мы выпускали стенные газеты. Были пионервожатыми. Комсоргами. Активно участвовали в общественной жизни школы. Толику нравилось рисование. И он развил эти способности. У него нарисован удачно портрет папы. Мой портрет не совсем удался. Любит рисовать природу.
Вообще Анатолий мастер на все руки. Строитель – с большой буквы. Описывать его трудовую деятельность не стану, чтобы не исказить какие-нибудь факты. Он сам способен о себе более подробно написать для своих потомков. Прочитают его письма, которые я здесь приведу в приложении. Тем более что именно у него и подрастает молодое поколение, для которых эта повесть о наших корнях пишется. В школах теперь даже сочинения пишут, занимаются поисками своих корней. Так неужели мой труд напрасен? Может из наследников меньшого брата скажет мне спасибо кто–нибудь за мой труд.
«Служебную лестницу» строителя прошёл от рабочего до начальника, а потом архи-тектора, главного геодезиста на строительстве автодороги Москва – Чита – Хабаровск. Имеет правительственные награды.
 
Вася и Алёша с бабушкой.
Опишу только один факт из его биографии. Анатолий после армии остался в Краснояр-ском крае, так как там нашёл невесту. Валентина из тех мест. В 1978 году у них родились двойняшки: Вася и Алёша. Мама тоже была у них, я поехала их всех навестить. 30 апреля 1979 года Анатолий встречал меня в Красноярске на мотоцикле. Температура была за минус 20. Чтобы я не замёрзла, он взял 2 тулупа. Укутал меня в коляске, как куклу. Расстояние более сотни километров. По приезду у меня болели все бока. На следующий день мы ходили на празднование 1мая. Прожила я у них несколько дней и видела, какая тяжелая работа была у брата. Село Казаченское рас-положено прямо на берегу Енисея. С Енисея дуют такие ветры! Брат мотается на своём железном коне по всему району. Что - то строилось почти в каждом селе. Строителей профессионалов нет. Приходиться брать, кого придется. Наутро нужно было предъявить к сдаче дом. А печь не готова. Какой то «бич» назвался печником и Анатолий доверился ему. На всякий случай решил съездить проверить готовность. Каково же было его разочарование: «печник» не умел даже глину приготовить. И брат к утру сам выложил печь. Дом был сдан ко времени. Приезжал весь обледеневший, как дед мороз. Борода вся в сосульках. Это только один случай, мы с мамой были тому свидете-ли.
Близость реки, повышенная влажность отрицательно сказались на здоровье брата. Постоянно падало кровяное давление, и брат решил вернуться на родину. Он от рожде-ния деревенский парень. Его тянет к лесу, где грибы, ягоды. Да чтоб рядом была рыбалка. Такое место он нашёл на родине. Поселились в Акше, расположением на реке Онон. И никто его не может уговорить переехать поближе к детям под Читу.
  http://www.proza.ru/2012/03/21/1413