Совсем не косолапые артисты - из циркового дневник

Людмила Ильиных
В цирковом коллективе, с которым мы всей семьей уехали из родного города,  был номер с медведями. Скоро  всех лохматых артистов мы знали по именам. И не только по именам. Они были такие разные. Не только внешне. У каждого – свой характер.
Вот два самых больших медведя, Седой и Кузя, держат перекладину, на которой Кнопочка делает стойку на передних лапах. Они совсем не похожи друг на друга. Седой получил свое имя, видимо, за более светлый оттенок шерсти. Он весь подтянутый, аккуратный. Служащие его между собой называют Профессором. Остальные медведи как-то признавали его и, если можно так выразиться, прислушивались к нему. Забегая вперед, скажу, что когда у них менялся дрессировщик, они долгое время не работали, сидели по своим клеткам. Потом их невозможно было вывести оттуда ни добром, ни худом. Когда дело дошло до Седого, он, видимо поняв, что сопротивляться бесполезно, вышел сам. Тогда вышли и остальные.
Его партнер по трюку Кузя – полная противоположность Седому. Такой же крупный, но весь какой-то мешковатый. И прозвище у него – Охломон.
Украшение  номера -  Кнопочка. Вообще-то она не такая уж и кнопочка. Взрослая медведица.  Но  вся какая-то круглая. Гладкая темная густая шерсть всегда блестела. На ее формы и блеск шерсти даже летняя жара не влияла. Красавица! Когда она шла по манежу своей кокетливой походкой, все ее округлые формы слегка колыхались. Кнопочка и ела не так, как все медведи. На еду не набрасывалась, ела аккуратно. А яйца сначала ногтями разламывала, потом высасывала. Была в ней какая-то медвежья интеллигентность.
И Тишка быстро подрос. Артист из него все-таки получился. Поскольку «Цирк на воде», то и у медведей тематика морская. Дрессировщик в капитанской фуражке и кителе, Седой с Кузей в матросских воротниках. А Тишка, соответственно тоже в воротнике и бескозырке, танцевал «Яблочко», смешно поднимая попеременно ноги и слегка приседая.
Как бы то ни было, а о безопасности при работе с медведями не надо забывать. Попробуйте подойти поближе к клетке. И не успеете понять, как с такой скоростью и так далеко высовывается когтистая медвежья лапа.
Однажды, когда медведей вывели на репетицию, за форгангом проходила моя семилетняя дочка. Захотелось ей погладить медвежонка. Он был последним привязан. Такой милый, кругленький. А медвежонок обхватил ее ногу лапами. От испуга она заплакала и закричала: «Отдай, кому говорю, отдай!». Спасло ее то, что она не вырывалась. И он не порвал ее когтями. На всю жизнь запомнила.
Надо быть начеку, когда подходишь к медведю спереди. Он  не предупреждает о нападении. Движения быстрые, почти молниеносные. Вот тут-то  он и может подмять под себя, «заломать». Однажды прямо в манеже такое чуть не случилось. Ассистент  вывел Седого  к перекладине. А в вертикальном положении он был намного выше ассистента, тот вытянутой рукой до ошейника доставал. И уже перекладину положили Седому на плечи. Но вдруг он почему-то  ее сбросил, развернулся к ассистенту. А тот, поняв чем это ему грозит, быстро пригнулся, одновременно развернувшись, и на четвереньках с невероятной прытью побежал по манежу от Седого. Это надо было видеть! Когда инцидент, так сказать, был исчерпан, ох уж и похохотали все над его прытью! А вот причина такого поведения медведя осталась непонятной.   Может, он уловил  аромат бурно проведенного ассистентом накануне дня? Очень не любят медведи запах спиртного.