Звездочёт и колодец

Олег Синельщиков
               
   Давным-давно служил при дворе шаха звездочёт.  Наблюдал за движением звезд и планет на небе. Вычислял их пути среди созвездий. И заодно составлял гороскопы, пытаясь предугадать будущее. Однажды так случилось, что звездочёт подал шаху неверный совет. Гадание по звездам не сбылось, и властитель впал в гнев. А  шахский визирь и главный стражник только того и ждали.
   Они давно завидовали мудрому звездочёту и  искали повод подвести ученого под расправу. О, Великий,-  молвили лукавые царедворцы, - от этого звездогляда одни беды. Накажи его и удача вернётся к тебе, Лучезарный. Визирь и начальник стражи предложили отвезти звездочета в пустыню и бросить в глубокий, давно иссохший колодец. На том и порешили.
    Так оказался незадачливый звездочёт на холодном, выложенным потемневшими от времени камнями колодезном дне. Он сидел неподвижно с закрытыми глазами, ни на что, не надеясь, слушая, как наверху завывает ветер. По давней своей привычке он посмотрел вверх и вдруг увидел звезду в проёме колодца.
    Это звезда моего несчастья, - подумал мудрец.  А одинокое светило слегка покачивалось из стороны в сторону, как будто хотело сказать, что это вовсе не так. Но что это за звезда? Её не должно быть в зените в это время. Это новое светило, о котором я ничего не знал. Звездочёт обрадовался как ребенок неожиданному подарку. В двух шагах от погибели он открыл новую, никому не известную звезду и теперь, по праву первооткрывателя, может дать ей имя.
    Потом наступила ночь и уже другие, давно известные ему звезды, заглядывали в колодец, словно хотели проведать, приободрить несчастного мудреца. Уже засыпая, звездочёт услышал какой-то странный тихий шорох. Это через щель в полуразвалившейся каменной кладке вползала огромная кобра. Звездочёт не только не испугался, а даже обрадовался нежданной гостье.
   - О, досточтимая змея, будь добра ко мне, пожалуйста, избавь меня от медленной и мучительной смерти. Что тебе стоит сократить мои страдания? И с этими словами он наклонил голову, как бы приглашая кобру  укусить за шею.
   - Странный человек, - сказала змея. Да, мы хищницы, но не убийцы. Для чего мне кусать тебя? Ты не нападаешь на меня и даже проявил уважение. Обычно люди убивают нас или гонят. Во всяком случае, боятся. А ты совсем  не испугался. Почему? Звездочет поведал змее свою печальную историю.
   - Да, в скверную историю ты попал,- покачала головой она.  Но это дело, - тут кобра многозначительно зашипела, расправив свой воротник, - ещё далеко не закончилось. Расскажи мне лучше про свои звезды и про то, зачем они нужны людям, чтобы их считать и изучать. Мне так наскучило ползать по темным и холодным подземельям в одиночестве! Я с удовольствием тебя послушаю.
   Звездочёт уселся напротив змеи и долго объяснял ей хитросплетения своей науки. Рассказывал про созвездия и связанные с ними легенды.  Про небесные туманности и Млечный путь. Про то, что звездное небо – это окно в бесконечную вечность.  А человек, в отличие от других созданий, сотворен для того,  чтобы постигать её  глубины. Так они и беседовали, пока не задремали  оба.
   А наутро звездочёт проснулся и увидел, что в колодце никого нет. Он уже подумал, что случившееся ночью ему приснилось, но тут  опять послышался знакомый шорох.  В колодец вползла та самая кобра, а в пасти она держала большой спелый персик.
   - Пока ты спал,  я сходила на утреннюю охоту и нашла в оазисе вот это. Подкрепись. Сейчас мы совершим небольшое путешествие.
   - Куда же отсюда можно пойти, - усмехнулся звездочёт, - кусая сочный персик. Я же ведь не змея.
   - После многих землетрясений здесь в одном месте каменная кладка стала совсем трухлявой. Вот бей здесь со всей силой и получится лаз, достаточно большой для тебя. И действительно, камни поддались, и открылся вход в подземелье. Кобра поползла туда и предложила спутнику держаться за её хвост, потому что двигаться пришлось в полной темноте.
   - Куда мы направляемся, - спросил звездочет?
   - Сейчас сам увидишь. Здесь под барханами уже много тысяч лет покоятся развалины древнего города. А наш род  из поколения  в поколение  стережет его сокровища. Ты рассказал мне много интересного, а я покажу тебе свои чудеса.  А впереди забрезжил свет  и вскоре они оказались подземном зале, освещенным удивительными светящимися кристаллами. На краю его из-под гранитной глыбы вытекал подземный ручей и опять уходил под землю.
   - Что это за камни, которые светятся сами по себе, как звезды, - спросил он змею, - утолив жажду?
   -  Я не знаю, звездочёт. Разбирайся сам. Отсюда можно пройти в три подземелья. В одном хранится золото, жемчуга и драгоценные камни. Этого добра столько, что и у полсотни царей нет. В другом - полно всякого оружия, да такого, что ты и не представляешь себе. А вот тут проход в пещеру, где лежат древние манускрипты и глиняные таблички. Куда ты хочешь пойти?
   -  Конечно, в хранилище знаний и мудрости. Веди меня туда.
   -  Хорошо, каждый выбирает то, что ему по сердцу. Только теперь ступай осторожно, строго за мной. Ни одного шага в сторону. Здесь некоторые плиты колышутся даже под моим весом. Это ловушки. Наступишь, они перевернуться и провалишься в глубокий  склеп, из которого выхода нет. 
   Так звездочёт оказался в зале полном древних книг. Он пробыл в нём день или два, забыв обо всем на свете, читая при свете волшебных кристаллов. А змея навещала его,  и каждый раз приносила фрукты и даже медовые лепешки, которые ей удавалось утащить из караван-сарая. Потом ему захотелось вернуться в колодец, чтобы хотя бы  краешком глаза опять увидеть звезды. В древних книгах он узнал много нового о небесном мире, и звездочёту не терпелось поверить сокровенные знания наблюдением светил.
    - Досточтимая змея, - спросил он, - могу ли я взять с собой несколько манускриптов и пару чудесных кристаллов, чтобы и в колодце можно было их изучать?
   -  Возьми, друг. В конце концов, их положили сюда для того, чтобы однажды они попали в руки человека,  который оценит их мудрость.  А ты сам столь щедро наградил меня своими познаниями. Теперь по ночам я тоже смогу любоваться хороводами созвездий и искать среди светил Сердце Змеи, про которое ты мне рассказывал.
   Потом прошла ещё одна ночь,  и наутро звездочёта разбудил крик, раздававшийся сверху.
   - Эй, почтенный мудрец, ты жив там?  Наверху были воины шаха. Они сбросили в колодец веревочную лестницу. Оказывается, без звездочёта дела у властителя так и не пошли на лад и его сановники предложили вернуть опального во дворец, чтобы он опять погадал по звездам.  Так звездочёт вновь оказался на своей службе. Но визирь и главный стражник так и не угомонились. Воины рассказали им, что вытащенный из колодца мудрец имел при себе какие-то необыкновенные алмазы, светящиеся даже ночью.
   -  Наверное, сказал визирь,- этот нечестивец нашел на дне колодца клад?   -  Следует доложить о том шаху, - отрезал начальник стражи. Вот тогда звездочёт будет казнён за утаивание сокровищ.
   -  Лучше никому об этом не говорить, - промолвил, оглядываясь,  визирь.   Шах заберет сокровища себе, а нам только позволит в знак благодарности лишний раз поцеловать ковер у своего трона. Давай ночью посетим этот колодец и поделим золото между собой.
    Сказано – сделано. Визирь и главный стражник забрались в колодец, прихватив с собой факелы, и двинулись по подземному ходу. Зайдя в освещенный зал, они увидели огромную кобру, которая грозно шипела,  подняв голову.
   - Прочь с дороги, мерзкая тварь, - воскликнул начальник стражи и обнажил саблю.  Не то я тебе снесу голову. Змея как будто испугалась булатного клинка и стала медленно уползать. За ней двинулись охотники за сокровищами. Они сделали десятка два шагов,  как вдруг каменная плита под ними опрокинулась вниз и визирь со стражником соскользнули в склеп. Плита вернулась в свое прежнее положение, поднявшаяся пыль улеглась, но еще долго в подземелье были слышны приглушенные камнем мольбы алчных кладоискателей.
   А в тот день, вечером, звездочет пригласил к себе в гости своего старого друга алхимика. После ужина, он погасил светильник и достал из шкатулки два кристалла, которые ему подарила змея. Комната осветилась ровным слегка голубоватым светом. Друг звездочета развел руками, будучи  не в силах вымолвить от удивления слово. Они просидели вместе до рассвета. Обсуждали, спорили, пытаясь понять это чудо – необыкновенные  камни, которые светились сами по себе, словно звезды в небесах.