Постановление МВД Чехии о роспуске КСМ 2006

Мария Донченко
Министерство Внутренних дел
Отдел выборов и общественных организаций
140 21 Praha 4, n;m;st; Hrdin; 3
 
Ref.: VS-6590/SDR/1-2006            Прага, 12 октября 2006 г.
 
 
Постановление
 
Согласно положению § 12 параграф 3 пункт c) Акта №83/1990 Свода законов, о союзах граждан, в последней редакции (далее "Акт о союзах"), Министерство Внутренних дел данным постановлением
 
распускает
 
общественную организацию под названием Коммунистический Союз Молодёжи, расположенную по адресу: Politickэch v;z;; 9, 111 21, Praha 1.
 
 
Основания для постановления
 
Согласно § 12 параграфу 3 Акта о союзах, Коммунистическому Союзу Молодёжи (далее – КСМ) было направлено письмо из Министерства Внутренних дел (далее – министерство) от 25 ноября 2005 г., исходящий номер VS-7398/SDR/1-2005, с требованием прекратить запрещённую деятельность в соответствии с формулировкой §-4 Акта о союзах, и сообщить в министерство о принятых мерах до 31 декабря 2005 г. Министерство решило направить КСМ данное письмо после получения уведомления о деятельности КСМ с конкретными данными, представленными КСМ на своих страницах в Интернете. После рассмотрения последовавшей просьбы КСМ о продлении срока, основанной на необходимости обсуждения вопроса с соответствующими органами КСМ в соответствии с уставом, срок был продлён до 3 марта 2006 г..
 
Упомянутое требование было выпущено согласованно с уведомлением КСМ министерством о том, что цели КСМ, опубликованные на вышеуказанных страницах в Интернете, входят в противоречие с §-1 параграфом 3 Акта о союзах, согласно которому этот закон не относится к объединениям граждан в политические партии или политические движения, которые относятся к запрещённым союзам согласно § 4 пункту b)Акта о союзах, если предполагают достижение своих целей средствами, противоречащими Конституции и законам, далее, как гласит § 4 пункт a) Акта о союзах, помимо прочего, что союзы, ставящие своей целью ликвидацию или ограничение личных, политических или иных гражданских прав по признаку национальности, пола, расы, происхождения, политических или иных убеждений, религии и социального положения, на этом основании разжигают ненависть и ксенофобию, пропагандируют насилие или иным способом нарушают Конституцию и законы. Вышеуказанное заключение министерства было сделано на основе документа КСМ с первоначальным названием «Политическая программа КСМ», в котором содержалось следующее:
"КСМ стремится к революционному ниспровержению капитализма и установлению экономических отношений – ликвидации частной собственности на средства производства и замены её коллективным обладанием средствами производства – и социальных – установления социалистической демократии – условий для построения социализма как первой фазы создания коммунистического общества, построение которого является конечной целью.
[... ]
КСМ прекрасно сознаёт тот факт, что капитализм нельзя только реформировать. Поэтому КСМ борется за революционную победу рабочих масс над капиталистическим порядком".
В ответ на требования министерства КСМ выпустил заявление от 28 февраля 2006 г., приложением к которому была обновлённая формулировка "Политической программы КСМ", включающая изменение её заголовка на "Программу КСМ" и замену формулировок "КСМ стремится к революционной победе над капитализмом...", и "Поэтому КСМ борется за революционное ниспровержение капитализма... ", и "Поэтому КСМ прилагает усилия к революционному ниспровержению капитализма...". В этой связи КСМ заявил, что, несмотря на своё несогласие с возражениями министерства, он внёс уточнения в упомянутый документ, которые не допускают двусмысленной интерпретации со стороны министерства.
Изучив представленную "Программу КСМ", министерство пришло к выводу, что КСМ не удовлетворил в полной мере требования министерства, и поэтому была запущена процедура его роспуска согласно § 12 параграфу 3 Акта о союзах. КСМ был уведомлён о начале процедуры письмом министерства от 20 июля 2006, в котором сообщалось, что КСМ имеет право ознакомиться с документальным обоснованием постановления согласно § 36 параграфу 3 Административного предписания и представить своё мнение о вышеуказанном документальном обосновании до 4 августа 2006. В связи с вышеуказанным, по просьбе КСМ 31 июля 2006 г. ему были предоставлены копии части документов. Рассмотрев заявление КСМ по делу от 3 августа 2006 г., содержавшее также просьбу о продлении срока для представления своего мнения10 августа 2006 г. министерство постановило отсрочить слушания до 4 сентября 2006 г.
Мнение КСМ было получено министерством 6 сентября 2006 г. В заявлении говорилось, что начинающуюся процедуру КСМ считает несправедливой, и одновременно был сделан запрос о прекращении слушаний со ссылкой на повторно прилагаемую точку зрения КСМ от 3 августа 2006 г., где утверждается следующее:
"В заключении Министерства Внутренних дел Чешской Республики, как следует из документального обоснования постановления, что КСМ использует «иные методы установления политического представительства в государстве», было использовано следующее заключение Министерства Внутренних дел Чешской Республики: возможно утверждать, что если кто-либо использует иные методы установления политического представительства и процесс этого установления отвечает демократическим и законным нормам, сегодняшнему конституционному порядку, это не является противозаконной деятельностью. Также, целью КСМ не является участие в выборах, сверх этого, отсутствуют надлежащие юридические доказательства того, какая часть Устава КСМ или Программы КСМ предположительно выражает стремление к деятельности, являющейся прерогативой политических партий или движений". Утверждается, что "в Уставе и Программе КСМ таких положений нет". Далее, со ссылкой на Устав, который, по мнению КСМ, является единственным документом, который надлежит исследовать, приводятся возражения, что КСМ в соответствии со своей программой не стремится к ограничению прав, пропаганде ксенофобии и т. п., т.к. цель КСМ противоположна – всемерное распространение реализации всех прав и свобод", утверждается, что "нигде в документах КСМ нет упоминания о провозглашении насильственных методов. КСМ не признаёт призывов к другим методам борьбы, помимо политических". Одновременно приводятся возражения на академическую точку зрения Института Государства и Права Академии наук Чешской Республики, Университета Западной Богемии в Пльзене и политолога, доктора наук Зденека Зборила, затребованную министерством. В этой связи разработчик мнения Института Государства и Права Академии наук Чешской Республики назван предвзятым и указано, что было представлено его личное мнение, а не мнение Института.
Принимая во внимание, что "Программа КСМ", на основании которой были начаты слушания по роспуску КСМ, не была изменена, даже хотя это можно было сделать в связи с началом слушания, принятое министерством решение о роспуске КСМ основывается на следующих положениях.
В начальной части "Программы КСМ", параграф 2, утверждается следующее:
"КСМ прилагает усилия к революционному ниспровержению капитализма и установлению экономических отношений – ликвидации частной собственности на средства производства и замены её коллективным обладанием средствами производства – и социальных – установления социалистической демократии – условий для построения социализма как первой фазы создания коммунистического общества, построение которого является конечной целью. Эти устремления выражены в названии организации, где термин «коммунистический» принимается как название видения будущего высокоорганизованного бесклассового общества, где управление людьми заменено свободным управлением делами и производственными процессами, где полное и свободное развитие каждого представляет собой основу для свободного развития всех. В таком обществе человек не будет жить ни за счёт других людей, ни за счёт окружающей среды".
В первую очередь необходимо обратить внимание, что согласно положению § 12 параграфа 3 Акта о союзах, для применения санкций министерства решающей является деятельность общественного объединения, а не формулировки его устава. Таким же образом следует относиться к публичному представлению его программы, описывающему общие положения устава. Если это не имеет места, не применяется § 4 Акта о союзах, однозначно устанавливающий запрет на общественные организации, достижение целей которых, помимо прочего, нарушает конституцию и законы. Министерство рассматривало вышеуказанные избранные формулировки из Программы КСМ", которые допускают участие КСМ в деятельности, несовместимой с защитой прав каждой личности, гарантированной в статье 11 параграфе 1 Хартии об основных правах и свободах (далее – «Хартия). Признание устремлений, направленных на ликвидацию права частной собственности на средства производства, несовместимо с элементарными демократическими принципами. Как следует из статьи 9 параграфа 2 Конституции Чешской Республики, изменение основных принципов демократического правового государства, атрибуты которого включают защиту прав и свобод человека и гражданина согласно Статье 1 Конституции Чешской Республики, недопустимо. Основываясь на этих фактах, необходимо пресечь действия любого субъекта, которые нарушают вышеупомянутые положения Конституции, проистекающие, помимо прочего, из принципов, записанных в Европейском Соглашении по Правам и Элементарным Свободам Человека. Поэтому невозможно принять точку зрения КСМ, согласно которой изменения общественного устройства должны происходить демократическим путём, в соответствии с действующим законодательством, учитывая, что КСМ продолжает призывать к иным средствам борьбы, помимо политических. Стремления к изменениям, проводимым вышеупомянутыми методами, законны только в том случае, если они не затрагивают элементарных принципов, защищаемых международными законами, и конституционного строя.
Если КСМ возражает, утверждая, что его намерения относятся только к собственности на средства производства, но не к собственности вообще, т.к. говоря о коллективном обладании средствами производства, он имеет в виду средства производства, необходимые и имеющие решающее значение для развития общества, объёмы и формы которых будут определены демократическим путём согласно действующему законодательству, он не учитывает, что право в значении статьи 11 параграфа 1 Хартии охватывает всю собственность независимо от её характера, т.е. независимо от того, является она частной собственностью на средства производства или нет. Таким образом, не имеет значения, учитывать ли "ликвидацию частной собственности на средства производства и её замену коллективным обладанием".
Хотя предложенная КСМ интерпретация никак не влияет, по мнению министерства, на оценку других вопросов, для полноты представления следует заметить, что решающее значение должен иметь только текст исследуемого документа, который в данном случае является совершенно недвусмысленным.
Намерения, явным образом высказанные в "Программе КСМ", входят таким образом в противоречие с § 4 пунктом a) Акта о союзах, согласно которому союзы, имеющие целью нарушение Конституции или законов, запрещены.
Учитывая эти обстоятельства, необходимо, согласно статье 20 параграфу 3, в соответствии с которой реализация права на объединение в союзы может быть ограничена в случаях, установленных законом, в целях защиты прав и свобод других необходимо принять решение, описанное в формулировке постановления, и распустить КСМ.
Поскольку возражения КСМ, не аргументированные в деталях, относятся и к замечаниям Института Государства и Права Академии наук Чешской Республики, автор которых был назван предвзятым, министерство заявляет, что это мнение является не экспертным мнением в значении § 56 Административного предписания, а академической точкой зрения, высказанной по запросу министерства в связи с роспуском КСМ. Таким образом, требование об "исключении из дела и из постановления по данному вопросу" является, согласно § 14 параграфу 7 Административного предписания, безосновательным.
Указания: данное постановление может быть обжаловано в Муниципальном суде Праги в течение 30 дней со дня получения.
 
Дарья Бенесова, доктор юриспруденции,
Глава отдела выборов и общественных организаций
Печать Министерства Внутренних дел Чешской Республики   
Перевод с английского М.Донченко