История 2. Проклятые деньги

Темнов Михаил Юрьевич
Не успела краска высохнуть на страницах газеты и сам тираж раствориться среди читателей, как редакция получила не только первые благодарности от самих медработников и обычных читателей за поднятые проблемы, но и, что самое важное, моральную поддержку. Например, некоторые медики, работающие в областной больнице и иных медицинских учреждениях, звонили своим коллегам в областной кожвендиспансер и, искренне удивляясь, спрашивали: "Как вы могли терпеть это безобразие?" Вот так и терпели, ибо на все есть свои причины. Одна из них - страх потерять работу. Вторая - составляющая общей ситуации, сложившейся в медицине. А это отсутствие как надлежащего контроля за движением медицинских кадров, так и проверок. Само отношение власти к медицине, как некому партийному придатку, используемому в своих интересах на выборах.
Чего стоит одно только губернаторство В.Балоги, который, занимая первое кресло в области, в первую очередь думал о бизнесе "Барвы", а также о расстановке людей по области на ключевые руководящие позиции. В том числе благодаря ему на должность главного врача облкожвендиспансера и был поставлен Ю.Андрашко. Мукачевцы надолго запомнят господина В.Балогу, особенно то, как в его "час" добровольно-принудительно, по завышенным ценам в счет задолженности по зарплате навязывались им залежавшиеся на складах "Барвы" продукты. Всучивались они и тем же медикам из больниц и акушерских пунктов. Отказ был равнозначен увольнению. Понятно, что уйти в оппозицию желающих было мало. И только в последний год, с приходом нового областного руководства, началась борьба с коррупцией. Многим это не нравится, да оно и не удивительно. Ведь бывших губернаторов эта тема не интересовала. Потому и ушла в тень бесконтрольная, а в действительности очень даже контролируемая и управляемая, медицина. Почувствовав безнаказанность, стали расцветать прохиндеи, растоптавшие клятву Гиппократа. Как грибы, стали расти их дачи и особняки, пополняться новыми иномарками их автомобильные парки. Потому, наверное, и не стоит удивляться, что многие из позвонивших и тех, с кем произошли у нас встречи, сообщали данные о фактах злоупотреблений, вымогательства и многих иных нарушениях, что в открытую процветают в медицине. Но вернемся к теме облкожвендиспансера.
Есть такой "бизнес"
Начну с банального анекдота, впрочем, весьма удачно характеризующего сегодняшнее состояние экономических отношений как в государстве в целом, так и между отдельными гражданами.
Встречаются два "новых" украинца. Один спрашивает другого:
- Чем занимаешься, братан?
- На базаре торгую. А ты?
- Да так, лохов развожу…
- Ну и как они живут в неволе?..
Вот так и живут. К сожалению, это о нас с вами. Положа руку на сердце, трудно не согласиться, что нас обманывают - на базаре, в зарплате, пенсиях, ценах, медицинских и иных услугах. Обманывают повсеместно, иногда с нашего молчаливого согласия, порой от безысходности. Жаловаться-то вроде бы некому. Хотя это тоже не совсем так, о чем свидетельствует одна из историй с Ю.Андрашко.
Как рассказывают коллеги Ю.Андрашко, несколько лет назад, будучи молодым доктором и только открыв "Асклепий", он как хозяин этого учреждения сел на прием крутых бизнесменов и других "новых" граждан, у которых деньги на дорогие иномарки есть, а на средства элементарной защиты жалко. Одним из "заболевших" оказался его школьный друг по г. Мукачеву. Этот человек, после проведенного времени с "ночными бабочками", усомнившись в состоянии их, а впоследствии и своего здоровья, решил обратиться за консультацией и обследованием к своему другу детства Ю.Андрашко. Самое важное, ему он доверял как себе. На то время доцент Ю.Андрашко, проведя дорогостоящие анализы и осмотрев друга, вынес свой вердикт: у тебя сифилис, но это можно поправить… Есть лекарство в ампулах стоимостью 2000 долларов США. И я их тебе достану…
Получив деньги, он отдал своему другу детства препарат "Ретарпен", который продавался во всех аптеках города и стоил в то время всего 16 гривен за флакон. Но господин Ю.Андрашко почему-то "забыл" сообщить своему другу, что одноразовые схемы лечения сифилиса разработаны для больных бомжей в Америке и не являются панацеей от этой беды…
Через некоторое время, когда мукачевский друг узнал, что у него не было даже намека на дурную болезнь, однако уже назревал развод с женой (она узнала о "лечении" мужа), он нанял "тяжелых" мальчиков, которые провели с Ю. Андрашко несколько "занятий по легкой атлетике" с препятствиями, гоняя его по чужим дворам и огородам… Неизвестно, чем бы все это кончилось и каким количеством израсходованного на лечение гипса, если бы на помощь Ю.Андрашко не пришли старшие коллеги по медицине, заставив его вернуть потерпевшему выманенные деньги. Господин Ю.Андрашко, эта история, известная многим врачам города, реальна или они просто завидуют вам?
Именно после этого господин Ю.Андрашко в своем кругу стал заявлять, что венболезни ему больше не нравятся и он предпочитает лечить кожных больных. Что же касается данной отрасли, то он, по-видимому, ее тоже не только не любит, но и не знает. Так как будучи младшим, затем старшим научным сотрудником, доцентом, профессором, он ничего нового в лечении кожных заболеваний предложить не смог. И даже хорошо известное старое не употреблял. Оно и не удивительно. Ведь его все это время занимали иные проблемы, в том числе его "бизнес", схемы, которые он не без успеха внедрял в облкожвендиспансере. Об одной из них вам будет весьма интересно узнать.

"Ремонт" века

Несколько лет назад Ю. Андрашко вызвал к себе в кабинет врачей и популярно разъяснил им, что здание, в котором они находятся, старенькое, в кабинетах ремонт давно не проводился. А затем, как говорится, взял "быка за рога". Мол, тот, кто хочет работать в диспансере, должен за свой счет сделать евроремонт в своем кабинете, а также закупить мебель. Понятно, что врачи от таких нововведений и ультимативных требований не были в диком восторге и даже не хлопали в ладоши. В то время зарплата врачей составляла 200 гривен. А задолженность по ней - вообще в несколько месяцев.
Молча проглотив "веские" аргументы своего шефа, они разошлись по своим рабочим кабинетам. Вскоре первые, через "не могу", начали ремонт. Как могли - решали вопросы штукатурки, побелки-покраски, ремонта водопровода и даже канализации, сняв с богатырских плеч главврача и администрации заботу о ремонте своего учреждения.
Вы спросите: зачем это ему понадобилось? Ответ опять же следует искать в деньгах. Не будем спорить о точности суммы, выделенной из бюджета на ремонт данного учреждения. Компетентные люди утверждают - около 70 тысяч гривен. Но если даже и в несколько раз меньше, суть дела от этого принципиально не меняется. Итак, уже букет статей, в том числе и из Уголовного кодекса. Но это тема других, и влезать не в свои вопросы мы не будем.
С первыми победами на ремонтном фронте практически сразу же начался парад кабинетов. Это и понятно - чем слабее специалист, тем круче кабинет. Не можешь клиента взять знаниями, опытом, так ошеломляешь блеском. Таков закон природы: нехватка одного в таких случаях всегда компенсируется другим. Следуя этим законам, самые просторные кабинеты получили замы, которые друг перед другом старались шикануть, у кого ремонт лучше. Возглавлял парад, а иначе и быть не могло, сам Ю.Андрашко, у которого кабинет от УжНУ был на третьем этаже диспансера. Но этого ему показалось мало. Как тут не вспомнить героя мультяшки "Падал прошлогодний снег", который, поймав волшебную щуку, постоянно вопил: "Маловато будет…"? Так и Ю.Андрашко одного кабинета показалось мало, и он решил сделать еще один, на втором этаже, расширив его за счет коридора . Свой кабинет он оборудовал современной офисной мебелью и компьютерами, на которых по ускоренной программе прошел обучение весь приближенный персонал: госпожа Г.Прит и медсестры с секретаршами. Нет, не по диагностике, а по играм в карты. Да оно и правильно. Не простаивать же технике. Да и подчиненный личный состав как бы при "деле",не в крестики- нолики же играть. Да и со стороны больных, не видящих экран, они выглядят весомей, а само учреждение "научней". Офис с компьютерами - это круто. Сидя в кабинете при Ю. Андрашко, эти сотрудницы от своей "научности" забыли даже, что такое белые халаты, так как все время находились там в костюмах. После выше рассказанного так и хочеться спросить, на что пошли выделенные на ремонт деньги и в каком количестве ведь на его проведение был задействован весь медицинский персонал и скудные личные финансы сотрудников?
Результаты ремонтной "революции" по-андрашковски были впечатляющими. Из двух туалетов, предусмотренных санитарными нормами, сделали кабинеты. Понятно, что в эпоху МММовских программ, когда контролирующие органы спят в глубоком летаргическом сне и даже некому дернуть за веревочку, чтобы оповестить миру, что покойник жив, и "расцветают" дети лейтенанта Шмидта. Видать, Андрашко не интересовали сам процесс лечения и санитарно-эпидемиологические нормы, "выдуманные" в каких-то научных учреждениях. Уж коль сильно прижмет, то сбегают в здание напротив. Благо дело, издательство "Закарпатье" не страдает избытком кадров и нехваткой санузлов. Так и возникла ситуация, что в итоге больных негде было как принимать, так и госпитализировать. Хотя дай Ю.Андрашко время, он бы и из этой ситуации, без сомнения, нашел бы выход. Одна поездка в Китай - и мы имеем многоярусные койко-места. Хотя еще совсем недавно все было далеко не так.
Начиная с 50-х годов и до 2000 года областной кожвендиспансер делал множество разных анализов, крайне нужных для обследования и лечения большого количества больных. Эти все анализы были бесплатными, общедоступными. Мазки, посевы на гонорею, трихомонаду, на подгрибки и множество других. В бытность завотделением Жанны Максименко проведение анализов было поставлено на надлежащий уровень. После революции по Андрашко в лаборатории начались кадровые перестановки. Большая часть анализов не делается, хотя они очень нужны. Зато открыта дорогостоящая гистологическая лаборатория, работа которой вообще не видна, а нужна она была ему только для галочки... Таковы реалии.
А что с не галочными меблированными кабинетами Ю. Андрашко, спросите вы. В настоящее время он, не являясь главврачом, продолжает в одном из своих бывших кабинетов проводить со студентами пары.
На вопрос, почему в кабинетах Ю.Андрашко не сидит новое рукодство, ответить не могу. Сам же Ю.Андрашко утверждает, что все в кабинете его собственность, что это все он намерен вывезти. Это правда или вновь черная зависть бывших коллег? Если это и так, то нет проблем. Только вначале предъявите документы, что это ваша собственность и за какие деньги она приобретена. Надеемся, что за зарплату, а не на те десятки тысяч, что были выделены на ремонт.
Ребенка надо убить?!
Теперь я перехожу к очередной криминальной истории все с теми же действующими лицами, "асклеповцами" и другими врачами, как мне кажется, втянутыми в заговор против больных. Иначе то, что стало известно редакции, назвать просто невозможно. Редакция вполне отдает себе отчет в том, что печатает и какой удар будет нанесен по честному имени врачей, совершено не причастных к этому, и какое после всего будет недоверие. Мы исполняем свой журналистский долг по вскрытию этого нарыва, иначе потом будет поздно...
После первой публикации было много звонков. Как, впрочем, и встреч с врачами, имеющими и не имеющими отношение к проблеме облкожвендиспансера. Понятно, что звонили они не для того, чтобы только поблагодарить за поднятые проблемы, но поделиться своими жизненными драмами, в том числе и вынести их на суд общественности.
В прошлом номере писалось о том, что Ю.Андрашко по области была фактически создана целая сеть, которая фактически работала на "Асклепий". Направление больных, внесение благотворительных пожертвований, которые, минуя банковские счета, оседали в карманах Ю.Андрашко. Районы пока трогать не будем. Предлагаем вам одну ужгородскую историю.
Для каждого простодушного, порядочного больного врач в белом халате является чуть ли не Господом Богом - распорядителем его здоровья. Поэтому при рекомендации этих так называемых докторов - гинекологов, урологов и т.д. больные по направлению безропотно шли в "Асклепий" и сдавали комплекс дорогостоящих анализов, которые ввиду отсутствия баклаборатории в "Асклепии" делались на базе областного кожвендиспансера.
"Это произошло несколько лет назад, - вспоминает Наталия Сергеевна (в целях безопасности ее имя изменено. - Прим. Редакции). - Я была на шестом месяце беременности. Находилась на учете в женской консультации, в одно из посещений гинеколога получила от нее направление на сдачу анализов в "Асклепий". Вместо 15 гривен, как мне было сказано гинекологом, я уплатила порядка 200 гривен в "Асклепий". Через несколько дней я забрала анализы и с удивлением узнала, что больна… сифилисом, хламидиями, трихомонадами и еще кое- чем. Одним словом, полный панельный букет . Врач-гинеколог сказал, что рожать мне нельзя, так как ребенок после обязательного лечения сильными антибиотиками будет дебилом. Понятно, что после услышанного я была в шоке. Как я дошла домой, я не знаю. Первым делом переговорила с мужем, так как больше говорить было не с кем. Виталий клятвенно заверил, что у него ни с кем никаких контактов не было. Короче, разговор получился крутой. По его результатам на следующий день мой Виталик под другой фамилией потопал в "Асклепий" обследоваться. Через несколько дней за те же 200 гривен уже в шоке был он. Согласно результатам анализов он имел другой полный букет венерических болезней. Понятно, что дома таким новостям не обрадовались. Это был самый мрачный период в моей жизни. Мы обвиняли друг друга во всех смертных грехах. Семья, некогда бывшая монолитной, дала трещину. Мы решили развестись. Самое сложное было с ребенком. Его, согласно рекомендациям врачей, к которым я обратилась за дальнейшими консультациями, надо было убить. А он был первым, любимым, желанным, по ночам я просыпалась в холодном поту от кошмаров, преследовавших меня. Затаив дыхание, я прислушивалась ко всем движениям малыша. И вот этот комок жизни, свою плоть, свою кровь, все самое дорогое и любимое, что было у меня, я должна была убить. Но мысль об убийстве первенца претила мне, я не желала смириться с приговором, вынесенным врачами в "Асклепии". Целый месяц я ходила на компьютер, УЗИ. Лекарств я не принимала, хотя знала о всех возможных последствиях... Именно в это время у меня шевельнулось смутное сомнение. Здоровье меня не беспокоило, никаких побочных отклонений в своем теле я также не замечала. Кроме этого, я твердо знала, что веду порядочный образ жизни. Да и мой муж не был замечен в противном. Откровенно говоря, после месяца кошмарных терзаний и размышлений я усомнилась в таком панельном букете венерических болезней , так как не было оснований, т.е. характерных для этого проявлений (от себя добавим, что, к стыду врачей "Асклепия", Наталия была молодым врачом). Я решила повторно, в другом месте провести все анализы. Заставила сделать это и мужа. Оказалось, что нашей единственной бедой была моя молочница, не венерическая болезнь и уж никак не повод для аборта и развода. Прошло время. У меня ребенок, которому мы с мужем не можем нарадоваться. А что бы произошло, если бы я послушала врачей и убила малыша?.."

Врач! Остановись
 
Атеперь о морали. Господа из "Асклепия", сколько молодых семей распалось на почве таких анализов, а проще говоря, системы выбивания из клиентов денег? Вы что там у себя, все анализы смешиваете? Вы хоть один раз задумывались о том, сколько таким образом было убито здоровых, еще не родившихся младенцев? А сколько матерей и отцов так и не испытали чувств материнства и отцовства?!
Врач! Оглянись! Ты уже давно за красной чертой, где тебя ждет неизбежное наказание. В погоне за деньгами ты теряешь человечье обличье и с каждым днем все более становишься похожим на хищника.
Врач! Опомнись! Ведь не все измеряется деньгами и их количеством. Подумай о своей душе. Своих детях, внуках, им ведь не видать счастья. По законам космоса за ваши грехи платить будут и они. А деньги станут проклятием.
Врач! Остановись! В твоих руках жизни сотен людей, их счастье и здоровье. В них же и будущее нашей страны. Это они, еще не родившиеся взывают к твоей совести.
Мы очень хотим, чтобы наш призыв был услышан и вы задумались над тем, как мы живем, что и кто нас окружает.
Редакция газеты, имея фамилии врачей, которые направляли за отстегиваемый процент за каждого больного в "Асклепий" (понятно, что могли сразу же их направлять по назначению в облкожвендиспансер, минуя не имеющего лаборатории посредника, но это было им не выгодно.- Прим автора), для первого раза решила их не публиковать. Так как многие из вас, зарабатывая на посредничестве эти грязные, проклятые копейки, даже и не подозревали, что возможны такие диагнозы. А многие просто были заложниками "Асклепия", созданного Ю.Андрашко. Хотя это вас всех не освобождает от ответственности.
К сожалению, данная тема в народе считается постыдной и закрытой и, если бы не это, то всплыло бы очень много случаев, когда люди прилюдно бичевали бы подобных бессовестных врачей.
P.S. На прошлой неделе губернатор области Иван Ризак, характеризуя состояние медицины, в частности сказал: "Охорона здоров'я повинна завжди бути в центрі уваги органів влади… Керівництво облдержадміністрації чітко усвідомлює, що закарпатців хвилюють не тільки проблеми якісної медичної допомоги та доступності ліків, але й такі негативні явища, з котрими нерідко зіштовхуються прості люди, як хабарництво, корупція, зловживання службовим становищем в галузі охорони здоров'я. З метою подолання цих ганебних явищ Президент України Л.Д. Кучма дав конкретні доручення органам влади, правоохоронним структурам. І ці доручення будуть в області жорстко та послідовно реалізовані."
Заявление руководителя края о борьбе с коррупцией в медицине свидетельствует о нормальном отношении власти к вскрываемым фактам нарушений и злоупотреблений. И это гарантия того, что в медицине порядок будет наведен. Руководить диспансерами, больницами и иными медицинскими учреждениями, а также учить, передавать знания будущим врачам должны честные, порядочные люди с чистыми помыслами и такими же руками.
Пишите, звоните - все будет расследовано и опубликовано. Больное общество должно очиститься, иногда даже хирургическим путем, выпустив гнойное содержимое из фурункула. Решение этих вопросов в немалой мере зависит и от позиции журналистов, привлекающих внимание власти и правоохранительных органов к поднимаемым проблемам и в итоге заставляющих их работать. Чистота нашего общества зависит от нас самих. Надеемся, что с публикацией следующей статьи по вскрытым фактам злоупотреблений появится и соответствующая криминальная статья.

Михаил Темнов, г. Ужгород.