Спрут в томатном соусе. Глава 29

Виталис Мерта
Из центра женщины вернулись злые и разочарованные председателем. Рассказали, как Красный Барон, пробежав глазами бумагу, сочиненную в далеком опорном отделении, брезгливо швырнул ее на стол и грозно рявкнул: "Гнать нужно сочинителей поганой метлой !" И выпроводил ходоков вон.
Несколько дней в курилке возмущенно гудел бабий улей. В понедельник, прямо с утра женщины не спешили начинать работу: все едино больше ста пятидесяти не получишь.. Из-за лишнего червонца за выполнение нормы упираться никому не хотелось. Было уже около десяти утра, когда в воротах цеха появилась новая начальница. Егоровна быстро проплыла вдоль стены и поднялась в аквариум мастеров. Через минуту мастер Майя, вся в красных пятнах, объявила успевшим разбежаться по рабочим местам бабонькам, что всем работникам и работницам цеха велено собраться в курилке.
-Вчера мне звонил председатель колхоза. Велел разобраться с ситуацией в вашем цехе. Я знаю, что вы недовольны заработками. Не хотите работать. Это не выход. Председатель рекомендовал верный способ увеличить заработок: прекратить митинговать и больше работать. Резко увеличить выработку пресервов. Вообще, пресервы из кильки - очень дешевая продукция и платить больше, чем положено, колхоз вам не может.
- Мы вернулись из центра как оплеванные. Неужели председатель не мог поговорить с нами по- человечески. Весь прошлый месяц из-за столов не выходили. Некоторые женщины оставались еще и в следующую смену, чтобы заработать. В итоге получили по сто пятьдесят рублей ! Почему мы должны терять в заработке, работая полную смену, как и прежде ! Труд полностью ручной. В кильке много салаки и бумаги от упаковки, которую приходится тщательно выбирать. А председатель предлагает работать больше..Это что, две смены подряд ? - возмущалась Анна, побывавшая у председателя.
-Бабоньки, он же знает, как росли нормы на чистке. Сначала чистили по семьдесят килограммов и получали по четыреста рублей. В последнее время делали по четыреста килограммов и получали за них по двести пятьдесят рублей !
- Вспомнила, старая, когда ты по четыреста получала ! Тогда в центре "пентагона" не было. Ты посмотри, сколько там сейчас дармоедов сидит ! Оклады у них знаешь какие ! Премии тысячные получают, - сообщила Вероника, также побывавшая на приеме у председателя.
-Товарищи женщины, немедленно прекратите злобствовать касательно колхозного правления ! - тон Егоровны был угрожающе- пугающим.- Наш колхоз - один из немногих в стране, успешно осуществляющий масштабные социальные и производственные программы....

Егоровну понесло. Но рыбообработчицы такие речи пропускали мимо ушей. А точнее, речи эти будили в женщинах то, что в речах наших судовых помполитов именовалось, как "классовое сознание".
- Я работаю в цехе более десяти лет и за эти годы председатель ни разу не заглянул в разделку. А ведь мы работаем в скотских условиях, - не выдержала спокойная и молчаливая Лидия.
- Да все мы возмущены отношением к женщинам со стороны колхозного начальства ! - поддержала Лидию Антонина. - Нынче на Восьмое марта никто даже не поздравил рыбообработчиц с праздником...Обидно ! А наш здешний быт ! Раздевалки в бытовках набиты шкафами так, что переодеваемся мы "тесными рядами". Словно кильки в банке. Каждое утро крыс из шкафчиков выгоняем. На тридцать с лишним женщин смены исправен только один смеситель в душевой ! А ведь многие живут в квартирах с "удобствами во дворе". Да и приятно ли одевать на провонявшее рыбой потное тело чистое белье ? Нас в магазине в городке по запаху узнают: Во, "рыбка" приехала !
- Жильем колхоз совсем не занимается, в банке на счету -пятьдесят миллионов, а жилищную проблему решает путем требования справок о наличии квартир у поступающих на работу. Мол, жильем обеспечен по нормам... Люди не считают этот колхоз своим, часто можно слышать: мы здесь на заработках !
- А откуда такие сведения: пятьдесят миллионов! -Егоровна пыталась перехватить инициативу.
Курилка наполнилась возмущенным гулом: "Так ведь начальство постоянно этим похваляется !"
- И не в таких богатых колхозах, - подхватила эстафету возмущения пышная Нина, - у рабочих есть комнаты отдыха с самоварами и чайными сервизами, сауны и просторные бытовки. А мы чай пьем на грязных столах в курилке, кипятим воду кипятильником в ведре...
- А жарильная машина в консервном ! Сколько раз она уже взрывалась ! Счастливая случайность, что никого еще маслом не ошпарило !- о своем наболевшем продолжила переведенная из консервного Фаина.- Но все тихо. Ведь жарилка - это план !
- Крысы даже по столовой во время обеда разгуливают, представляю, как им там вольготно, когда столовая закрыта ! - это вставила свое брезгливая чистюля Елена.

Собрание набирало обороты. Рыбообработчицы уже совсем не реагировали на попытки Егоровны взять инициативу в свои руки. Перебивая друг друга, и нервно и спокойно, кто как, шумели женщины о длинных очередях за мясом по колхозным талонам, о постоянно меняющихся нормах выработки, о зимних сквозняках и низких заработках.