Сорок лет не отмечают? К юбилею Воронежского моря

Николай Зубец

К юбилею Воронежского водохранилища
(1972 – 2012)

Рассказ можно прослушать: https://yadi.sk/d/HpFNpsxRdVK79



Да, сорок стукнуло уже ему. Я писал заметку о нашем «море» к его тридцатилетию в газете «Воронежские вести» (Пресный юбилей цвета морской волны//Воронежские вести, № 19 (455), 5 апреля 2002 г., С. 2). Уж нет такой газеты, а с этим водоёмом почти что ничего, увы,  не изменилось за эти десять лет. Писал тогда я, что избавиться от этого подарочка большевиков нам будет так же трудно, как и от праздника седьмого ноября, ввели который эти же герои. Вот тут я просчитался малость – наш самый красный день календаря за это время вроде как немного отменили, а лужа ласкового цвета морской волны всё так же плещется зловонно по центру города.

Слов нет, она издалека весьма красива – кто же спорит. Но где-то в августе поближе подойти, не зажимая нос...  Нет, даже и не надо подходить, а просто по мосту проехать на автобусе – и всё понятно. Не так уж специфичен этот дух «моря», но вполне конкретен и силён.

Предупреждали понимающие люди! И толка ведь практического нет! Но ладно, что сейчас об этом...

Вот что, пожалуй, изменилось круто за сорок лет: родились и стали взрослыми воронежцы, которые не видели совсем прекрасной нашей речки. И даже дети их почти уж повзрослели. Ведь сорок лет – как раз тот самый срок, достаточный по Библии, чтоб всё забыть. Но речь там о плохом – о рабстве. Плохое наша память действительно блокирует сама, нас защищает. Хорошее забыть труднее, слава Богу! И вот я в Интернете наблюдаю, как жадно молодёжь на нашем форуме воронежском пытается представить облик ещё нетронутой реки. По чёрно-белым фото, по рассказам чьим-то. Да, есть фотографии, и живы пока те, кто помнит хорошо.

Меня растрогал этот справедливый интерес. Людей лишили радости такой простой. Но молодёжь по капелькам каким-то ещё пытается понять, хотя и эти сорок лет прошли... Я вспомнил сразу, как уже давно приехали с женой на море в Сочи, впервые взявши сына. Ему ещё и двух лет не было. В машине по дороге он простудился, сильно кашлял, и, разумеется, ему купаться мы не позволяли, не подпускали к морю. На пляж, однако, брали. Я как-то вылез из воды, а он тихонечко подполз и как собачка  лизнул меня – хотел так убедиться, что вода солёная. Понять своими средствами по капелькам пытался. Так было жаль его!

Да, да, ребята дорогие, река была такой же, как примерно она сейчас в Рамони или выше. Но представляете всю эту благодать в пределах шаговой доступности? Луга, трава, песочек и чистая проточная вода. И множество озёр. Не надо ехать никуда! С детишками и стариками шли семьями. Хождение на речку таким привычным было и простым. Мне очень жалко тех, кто не застал. Не просто ностальгия у меня, а сожаленье горькое.

Страдаем безо всякого резона! Серьёзные учёные прекрасно сразу понимали всё. Никто не слушал их. И предприятия такую воду брать не желают, а ведь весомым, вроде, было аргументом, что будут потреблять. Других и не было, пожалуй, аргументов. Ещё невнятно что-то говорили про некий стратегический запас воды. Пить что ли стали бы, случись блокада? Из чистой речки невозможно? Да и плотину подорвать врагу что, не под силу? Вы знаете, в других местах водохранилища сооружали подчас трагичнее. «Прощание с Матёрой», например. Но там хоть был практический резон – электростанция. А вот у нас всё «чистое искусство» и, полагаю, мания величия.

Вот именно, что «чистое искусство», одна красивость. Купаться всё же стали смельчаки, жарища загоняет. Но это лишь в начале лета. Потом  вода начнёт терять прозрачность, зеленоватая возникнет взвесь, и за день-два у берега уж плещет вроде густая масляная краска, пугая ядовитым цветом. И сразу вонь.

Однако, в начале лета в нашей прессе ещё нередки разговоры о том, готовы ли все пляжи к купальному сезону. Проводят рейды! Есть оптимизм ещё! Надежду лично мне вселила песчаная коса, которую два  года намывали на правом берегу. Кто намывал, зачем? Уж начал думать весело, что постепенно так засыплют и всю лужу. Купаться на косе получше стало,  вода подольше остаётся чистой. Однако, земснаряд убрали и всё затихло. Что это было?

Наверно, очень тёмный человек я, хоть Интернет включаю постоянно. Ещё не знаю, например, что за цистерны вкопали густо в землю под дорогой на набережной Массалитинова. Что, тоже стратегический запас из нечистот? Хотелось бы про это поподробней.

Но, слава Богу, не всё печально так уж с нашим «морем». В районе санатория и выше вода почти не зеленеет. Вот только шаговой доступности, увы, там нет.

Ещё кайтбординг. Если кто не знает, появились люди, которые по морю катаются на лыже, прицепившись к змею. Красиво реют в небе цветные дуги вроде парашютов, и смелые ребята скользят по синеве воды.  Загляденье просто!

Кроме того, за эти десять лет последних опять пришли моторки. Они уже, конечно, не такие, что вереницей шли, пугая пляжников. То был народный летний транспорт, сейчас – элитный. Элитные комфортные стоянки с подъёмными устройствами по берегам. Но мощным катерам и гидроциклам разным теперь простор широкий.

Ну, и ещё по части позитива скажу про вертолёт. Соорудили вертодром на старой Чернавской дамбе. С ним вроде кто-то борется, хотя и не пойму, зачем. Катают смельчаков за деньги над водохранилищем. По-моему, отличное явленье. И наше «море» уже представить трудно без стрекотанья этой весёлой стрекозы.      

Что дальше будет с этим сине-зелёным водоёмом? На интернетном   форуме воронежском об этом разговоров очень много. И в основном, конечно же, о том, как с ним покончить. Просто открыть плотину вроде невозможно – болото, загниванье, малярия. Наверно, это так. А если с каждым годом по чуть-чуть плотину опускать? Об этом рассуждают. Я тоже думаю, реальный вариант. И постоянно делать что-то с новой сушей. Песок намыть, к примеру. Конечно, непростое дело.

А есть ли планы у властей? Я ничего не знаю. Боюсь, что в этом плане серьёзных планов нет. Хотел бы очень ошибиться.

Я слышал, что не отмечают сорок лет. Но и забыть нельзя.