Может ли быть идеальным государство?

Марианна Робеспьер
Любой объект в человеческом мире, на который воздействует общество, создается с целью довести эти предметы и системы до совершенства. Государство как сложный социальный объект создавалось как нечто высшее по сравнению с древней примитивной политической организацией общества. Оно было идеалом по сравнению с родовой и пламенной общинами. Но по мере общественного развития люди пришли к выводу, что и эта форма политии несовершенна. Критика государства берет свое начало в рабовладельческом обществе. Философы и политики понимали, что человечеству нужна другая система, отвечающая законам морали, ставящая человек в центр. Пока сохранялось государство, оставалась превалирующей главная цель производства – получение прибавочного продукта, который доставался рабовладельцам. В этот момент истории наиболее ярко проявилась истинная  суть государства  как аппарата помыкания эксплуатируемого класса эксплуатирующим классом. Аристократ Платон, рисуя в диалоге «Государство» идеальное государство,  смягчает хищническую суть этой формы политии, давая ей ни о чем не говорящее определение: «совместное поселение, в котором люди обитают сообща, помогая друг другу, удовлетворяя потребности друг друга».  Так можно сказать о любой форме политической организации общества. Платон – сторонник социального рабовладения, смягченной эксплуатации, его можно назвать древнегреческим социал-демократом.  Его критика направлена против некоторых сторон рабовладения, а не против всей системы.

Сегодня государство продолжает оставаться орудием угнетения рабочего класса в руках эксплуататоров. И сегодня как никогда сильны духовные собратья Платона, защищающие капиталистический строй и направляющие шквал критики лишь против некоторых сторон капитализма. Они готовы провозгласить современное государство самой идеальной политией на Земле. Но мы, марксисты, знаем, что это не так. Для нас идеальным государством является то  государство, которое стоит на социалистическом пути развития, на иной экономической платформе. Мы знаем, что государство тогда приблизится к идеалу, когда целью производства станет максимальное удовлетворение потребностей всех слоев общества, всех классов, когда исчезнет эксплуатация класса классом. Это и будет идеальное государство.
Такие государства уже существовали в мире и продолжают существовать. Одним из них был СССР.