Страдания молодого генния Эпизод 9. Второй визит в

Игорь Коровин
Эпизод 9. Второй визит в тайное и добренький дедушка

Голос Игоря:  Через две недели, как я послал письмо Беллучи, дома вечером, раздался звонок и уже узнаваемый голос произнес:

Голос в телефонной трубке:  Я бы хотел с Вами встретиться. Запишите адрес».
 
Голос Игоря:  Я уже не стал спрашивать кто - это «Я».

Игорь: (лепечет в трубку) Мне же завтра на работу».
Голос в телефонной трубке: Не беспокойтесь. Все согласовано
.
           Улица захолустный дом  культуры. Игорь оглядывает улицу.

Голос Игоря: Я приехал по указанному адресу, это был захолустный дом культуры. Напрасно искал глазами «черный ворон», машину для ареста. Не было её. Я знал, что можно и увезти в обычном автомобиле, а их стояло предостаточно.

             Смотрит адрес. Входит в здание. Входит в комнату указанную в адресе. Сидит                человек в безупречном костюме.

Следователь 1: Садись!

Голос Игоря: Это обращение мне сразу не понравилось

Игорь: Нельзя ли на Вы?

Следователь 1: (указывает другое место поближе к столу).
Это мы разберемся, а ты садись сюда,

Голос Игоря: Я понял, что за мной, а может быть, за ним будут писать на магнитофон.

Следователь 1: Так говоришь на Вы? Да ты знаешь, сколько у нас на тебя материалов?
Выдача Государственных секретов. Несанкционированная переписка с иностранцем. Поддержка  нарушителей порядка и  Государственного строя. И, наконец, похищение секретных документов.

Голос Игоря: Последнее было что-то новенькое.
Мне ничего не оставалось, как сохранять последние капли вида - «я ничего не понимаю».

Игорь: Последнее, пожалуйста, поподробнее.

Следователь 1: Тебе, поподробнее? Ты что сам не знаешь? Говори, кому ты  передал копию алгоритма.
 
Голос Игоря:  И тут мне стало понятно, что кто-то на меня «настучал».
Пока продолжается наш разговор, изложу историю  про этот алгоритм. Эту историю я узнал намного позже, когда я уходил с этого предприятия, уже было другое время, и мне просто так показали все, что на меня написано за это время.

                Игорь сидит в лаборатории.
Голос Игоря: Он появился, когда я стал уже начальником лаборатории со штатом в  15 человек

Начальник отдела кадров: (приводит к Игорю пожилого человека) Может, ты придумаешь, как его использовать.

Игоря: А кто это?

Начальник отдела кадров: До вчерашнего дня он работал ночным директором на заводе. По штатному расписанию он числится в твоей лаборатории техником.  Вот приказ.
Начальник отдела кадров (читает приказ): Маврикию Петровичу Сергачеву приступить к исполнению своих обязанностей на рабочем месте.

Игорь: Оставляй.

Сергачев: (подсаживается к Игорю). (Начальник кадров уходит.)

Игорь: Что Вы делали в качестве ночного директора?

Сергачев: Решал ночные вопросы

Игорь: Именно какие?

Сергачев: А много? То привозили груз, доставленный из другого города с задержкой в дороге, то срабатывала сигнализация, то прорывалась труба с паром.

Игорь: А что вы делали? До этого.

Сергачев: До войны Мне сейчас за 70. Я закончил Электротехнический техникум.
После техникума меня сразу забрали в армию. Воевал на финском фронте.  В основном занимался хозяйством. После войны он находился на маленькой командной должности. Руководил хозяйственными работами, которые нужны только в данное время, в данном месте. Например, следил как  солдаты, клали дерн на дорожку перед штабом, и эта дорожка освежалась каждый день.  Следил, чтобы чисто убирали плац.

 Голос Игорь: Еще есть много друг Гораций, что не доступно нашим мудрецам».
Игорь: А после армии.

Сергачев: Когда меня демобилизовали, дали мне всю форму, что была на мне, запасные  портки и запасные  кальсоны. Какой–то отрез на костюм у меня там валялся.

Игорь:А выходные деньги не дали?

Сергачев:  Дали, только мы их с сыном за неделю и пропили. Жена у меня к этому  времени померла.

Игорь: Вдвоем?

Сергачев: Да нет, соседи приходили, дружки сына. А потом стал жить с сыном, он каждый день приходит выпимшы и обязательно с бутылкой.
Это для тебя, батя.
А когда заканчивалась, он говорил: «Пора и тебе проставиться, генерал. Давай деньги, я уж из уважения к тебе сам сбегаю».
Вот так мы и жили, пока деньги не кончились. А потом у него появилась женщина.
А  дело не хитрое, то ли она была уже, то ли быстро забеременела.
Ну, я начал искать работу. В военкомате был добрый капитан, он откуда-то и достал эту работу ночным директором. А мне и хорошо! Они на работу, а я сплю. Они с работы, а я ушел. Вот так и жили, а теперь не знаю как. Буду все вечера здесь сидеть, может, тебе кипяток буду ставить.

Игорь: Сможете  у нас работать курьером?

Сергачев: Это, что надо быстро бегать.

Игорь: Да нет  бегать не надо. У нас здесь несколько площадок. Чтобы инженеры не тратили зря время. Вы будет носить, не спеша, документацию.

Сергачев: Согласен.

Игорь: Вот там будет Ваше место.

                Сергачев медленно идет к своему столу

Голос Игоря: Я  не стал от него отказываться. Тем более что уволить было трудней, чем терпеть. Он выполнял работы очень медленного курьера.
Это был безобидный старик. Кроме того, оказалось, что он писал стихи.

             Вечер Игорь работает. Подходит  Сергачев. В руке он держит бумаги.

Сергачев: Я слышал, Вы пишите стихи. Тут вы стихами поздравляли сотрудницу. И я понял, что это высокая поэзия. Пожалуйста, послушайте мои стихи.

Игорь: Читайте.

Сергачев: (встав во вдохновенную позу, читает):

Я не Есенин и не Блок
И не могу писать экспромтом.
С большим приветом Горизонтов.


Голос Игоря: К этому моменту уже вышла повесть Носова о Незнайке, и я понимал, что говорить правду в этом случае не надо.

Игорь: (с восхищением произносит): Великолепно!

Сергачев: (тяжело вздыхает) А вот мне не нравиться.

 Игорь: А что именно?

Сергачев: Может лучше  «С большим приветом Дармидонтов».

Игорь: Я согласился, и  стихи были переписаны в его тетрадку.
Далее все шедевры поступали мне на согласование.
Я помню шедевр, обличающий молодежь:

Сергачев: (стоит во вдохновенной позе, читает):


Раньше студенты ели хлеб и пили чай.
Как мой приятель Мильзарай».

Игорь: Мильзарай.   Это фамилия вашего приятеля?

Сергачев: Нет, это для рифмы.

Голос Игоря: Я к  нему относился с легким юмором, с  иронией и снисходительностью. А оказывается зря.


                Игорь сидит один в лаборатории. Вбегает сотрудник


Голос Игоря:   В это же время приехала комиссия заказчика для проведения промежуточных испытаний.  И как всегда, проявился закон, что все неожиданности начинаются непосредственно перед испытаниями. Обычный «Визит-эффект».
Сотрудник: Игорь! Комиссия  просит показать еще один режим. А у нас он даже не запрограммирован. Если мы не покажем, они уедут и не примут аппаратуру.

Игорь: У меня алгоритм записан в секретной тетради, всё подготовлено для автоматического синтеза, начерчено и записано,  формальная запись алгоритма и задание программистам.
Подходит к сейфу. Открывает дверцу. Там надпись. "Особо секретно». Вынимает тетрадки. Там небрежные записи рисунки.

Сотрудник: И тебе разрешают это оставлять на ночь?

Игорь: Мне дали разрешение. Поскольку я работал допоздна по вечерам, в нашей комнате, как ты видишь, предусмотрен специальный сейф, в котором я мог хранить секретные документы.
Сотрудник: (смотрит небрежные записи и рисунки) Это же не съедобно. Это твои черновики. А нм надо, чтобы мы показали  завтра.

Игорь: Я сейчас передам Юле, и она перерисует и введет в компьютер.
Сотрудник: Игорь! Очнись! Она в декретном отпуске, на последних днях!

Игорь: (спохватывается, бежит к телефону). Юля!  Не можешь ли приехать?»

Юля: Ты с ума сошел?
Игорь: Хорошо, если я привезу тебе эскизы, ты сделаешь?
Юля: Сделаю.

            Вечер Игорь ходит по лаборатории. В углу спит за столом Сергачев.
          Игорь подходит к секретному сейфу берет рабочую тетрадь, засовывает её 
      сзади под ремень брюк.  Сергачев открывает один глаз и сразу закрывает его.
        Игорь проходит через охрану. Выходит из проходной и садится в автобус.
        Утро  в лаборатории И .горь и сотрудник.
           Игорь вынимает из сейфа, тетрадь и оформленную красиво готовую документацию.

Игорь: Пойду, заверю в секретном отделе  и отдам программистам. После чего невероятно быстро была составлена программа, которая была вставлена и отлажена в испытуемом устройстве.

                Веселые Игорь и сотрудник  входят в лабораторию.

Игорь: Ну и программисты прямо молодцы!
Сотрудник: А Вы?!
Игорь: Молчать!

                Снова  комната следователей

Голос Игоря: Позже я узнал, что дед писал не только стихи, но и записки. А его вечерние бдения были ему на пользу.
Следователь I: (Вынимает печатный текст). Посмотрите вот это.

               Игорь смотрит вниз документа.
Следователь I: Подпись не ищите.

Голос Игоря:  Я сразу узнал стиль деда (Сергачева)! Его шедевр про вынос мной секретной тетради был исполнен высокого пафоса,  анализом международной обстановки и цитируемых моих  неправильных высказываний.

                Читает текст. Рядом с ним следит за чтением следователь.
« С каждым годом наша страна становится лучше и сильнее. Тем сильнее становятся происки против нас...»
Следователь I: Это можно пропустить. Читайте,  отсюда.

                Опять текст письма.
«Я был свидетелем, как он вынес секретные данные из лаборатории на улицу. Думаю, что он продал эту информацию агентам иностранной разведки. Недавно он купил себе иностранный компьютер. Надо бы поинтересоваться, откуда у него такие шальные деньги. В то время как другие живут в скромности и экономят каждую копейку.
Но нас не возьмут.
Да, здравствует наша Родина! Да здравствует Коммунистическая Партия!»

Следователь I: Ну и как это тебе!

Игорь: Бред! Так и запишите себе!

Следователь I: Это ты сейчас, и будешь писать подробности. А если ты чего упустишь, то мы тебе поможем!
                Выходит,  закрывая дверь ее на ключ.

Голос Игоря: И у меня вертелись нецензурные проклятия, а надо было принимать решение.
Писать или не писать?
Если писать то, что и как?
Признаваться или нет?
Давать свою трактовку, почему я сделал так, а не иначе?
Мне было ясно, что все это формальности, уже все без меня сформулировано и решено.

       Ключ в двери поворачивается, входит другой следователь, который уже допрашивал                Игоря.  У него на лице счастливая улыбка.

Следователь II: У меня от предыдущей  встречи с Вами остались самые наилучшие впечатления.

Голос Игоря: У меня это все создавало впечатление игры в «доброго и злого следователей», и я думал, наверное,  это практические занятия в школе чекистов.

Следователь II: (с мягкой улыбкой) Про ваши дела и взгляды нам все известно. Теперь все зависит от Вас

Голос Игоря: В моей голове было отмечено - не от тебя, а от Вас
Следователь II: Если вы будете себя вести разумно, то я помогу Вам. Скажите, что Вы знаете о…?
Голос Игоря: И дальше шла фамилия известного руководителя работ по правительственной связи.

Игорь: Я его в лицо знаю, ответил я -  но никогда не говорил с ним.

Следователь II: Теперь  надо бы поближе познакомиться с ним. Мы Вам поможем.

Голос Игоря: Вот те на! Я великий ученый (так у меня бежало в этот момент) вместо теоретических исследований и работы над мировыми проблемами становлюсь обычным стукачом. Наверно, даже с небольшим окладом и, как не странно, в этом положении мне стало смешно.
Игорь смеется.

 Следователь II  (сердито): Я ничего смешного не говорил.

Игорь: Простите!

Голос Игоря: Что немножко отрезвило меня. Я вспомнил русскую мудрость: «Доносчику первый кнут». И понял, если сейчас я дам повод, то моя дальнейшая жизнь будет определена этим. Может, я выбрал не лучший вариант, но это был один из моих секретов. Принцип Ходжи Насреддина. Когда тонул ростовщик, все протягивали ему руки и кричали» «Давай, давай!».

              Далее видео цитата из фильма Ходжа Насреддин в Бухаре:

Тонет ростовщик. Все кричат:"Давай! давай!"
Когда подошел Ходжа, он протянул руку и крикнул: На! На! И ростовщик из последних сил протянул свою руку. И я начал игру по принципу: «На! На!».
Игорь: Вы  знаете, я не подхожу для этой работы. Рассеян, забывчив, наверное, я гожусь для наблюдения за иностранными новинками, если вы предоставите материалы, я разберусь и составлю отчет. Наверное, он будет полезен.

Голос Игоря: Предложение по сотрудничеству было неожиданно и видно не прогнозируемо

Следователь II  Нужно подумать.

           Выходит, закрывая дверь на ключ. Игорь остается один. Небольшая пауза.
               Входит Следователь II 
Следователь II: Мы согласны. Вы будете писать по нашим материалам технические обзоры.
Голос Игоря: Технический шпионаж, тогда был развит. Мне лично знакомство с иностранной техникой вредило. Отнимало время и поневоле приводило к копированию. Когда есть собственный полет фантазии, это мешает. Мои отношения с этими молодыми и загадочными людьми кончились неожиданно.

.