Любовь и наказание

Михаил Лекс
Представьте такую ситуацию: зал суда, на скамье подсудимых — обвиняемый — человек, который не нуждается в том, чтобы его любили. Иск подали те, кто его любит, но не получает взамен того же.

                ***

 Судья предоставил слово адвокату подсудимого. Речь адвоката:

 «Уважаемый суд, хочу выступить в защиту тех людей, кто не нуждается в любви тех, кто их любит, а их за это ругают и, что самое непонятное, что ругают их именно те, кто их любит.

 Есть такие люди, которые вовсе не нуждаются в чьей-то любви, но их при этом всё равно любят и, чаще всего, любят именно те, в чьей любви они просто не нуждаются. Почему и за что их любят?

 По разным причинам; например, потому что они красивые или умные, за их талант, за их красивый голос, за их умение говорить красивые слова, за то, что они — дети, за то, что они — старики, за соблазнительные обещания и так далее. Причин много, по которым люди начинают любить других людей.

 Здесь важно только понимать, что те, кого мы любим, не всегда нуждаются в нашей любви. Например, красивую женщину обязательно полюбит кто-нибудь; в этом и сомнения быть не может. Красивую женщину полюбят только за то, что она красивая, и больше не за что. Но вот вопрос: нуждается ли красивая женщина в том, чтобы её просто кто-то любил? Или ей нужно что-то другое? Пусть даже и много будет тех, кто её будет любить, разве это надо красивой женщине? Я не спорю, может быть, это приятно красивой женщине, всё может быть, но... Надо ли ей это? Только ли это ей надо?

 Я согласен с тем, что нет ничего печальнее на свете, чем... любить того, кто не любит тебя, но живёт с тобой по каким-то причинам. Это — несчастные люди; несчастны и те и другие; они измучены душевными муками, волнениями, переживаниями и так далее, и мы все им сочувствуем.

 Мы понимаем, что душа человека всегда болит за тех, кого он любит. У жены болит душа за любимого мужа, но если нет взаимного чувства, то нет и любви в доме, и со стороны мужа нет никаких волнений по поводу своей жены, но есть муки совести и душевная пустота, но муки совести — это не совсем то же самое, когда болит душа за близкого человека, за человека, которого любят.

 Но те, кого мы любим и кого мы боимся потерять, не всегда боятся потерять нас, потому что могут и не любить нас. И тогда мы будем их только раздражать. Наше беспокойство будет восприниматься ими как тяжелая обуза; мы будем душить их своею заботой, потому что тот, кто не любит, не нуждается в том, чтобы за него волновались и переживали; в лучшем случае он нуждается в подаянии, в конкретной заботе, но не в переживаниях.

 Люди, которые не любят тех, с кем вынуждены жить, хотят чтобы те, с кем они живут и кто их любит, вели себя как прислуга; для них любящие их, но нелюбимые ими, должны быть лакеями, горничными, швейцарами, официантками и так далее. В этом смысле даже совесть их может и не мучить. Они прекрасно понимают, что их любят.

 Вы думаете, что они не видят, что их любят или не понимают? Они всё прекрасно видят и всё понимают, но они как бы приносят себя в жертву за то, что сами не любят тех, с кем живут. Совесть только тогда может их беспокоить, когда они обманывают, что любят в ответ.

 Но разве можно их за это судить? Ведь даже если они обманывают в ответ, то делают это не всегда из корыстных побуждений. Да и какая корысть может быть, когда ты живёшь с тем, кого не любишь? Все блага, получаемые в результате того, что живешь с нелюбимым, отравлены ненавистью к тому, от кого это получаешь.

 Любя кого-то, человек естественно пытается доставить радость тому, кого любит, но он при всём желании не сможет доставить радость тому, кто его не любит в ответ, как бы не пытался и что бы не делал.  Никакие подарки от любящего, даже очень ценные, очень дорогие и редкие, не доставят радости тому, кто не любит в ответ.

 Тот, кому любящий, как ему кажется, доставляет радость, в действительности не получает никакой радости. И беря от него подарок тот, кто не любит в ответ, он как бы приносит тем самым себя в жертву. Да-да, именно так, именно он жертвует собой тем, что принимает от нелюбимых подарки. И это скорее любящих следует судить, а не того, кого они любят, но кто не отвечает им взаимностью. Любимые, но не любящие в ответ, страдают сильнее, потому что вынуждены быть с теми, кого не любят и терпеть это.

 Человек боится потерять тех, кого любит. Но если те, кого он любит, не любят в ответ, то они и не боятся потерять. Более того, они мечтают потерять, а любящий их без взаимности не теряется. Как мечтает, например, муж, который не любит свою жену, о её смерти; а его любящая жена в нём души не чает и уже не знает, что бы такое придумать, чтобы доставить ему счастье...

Опасно жить с тем, кто не любит в ответ, потому что этот человек несчастен и причиной своего несчастья видит именно любящих их без взаимности, в первую очередь. Неужели любящие, но не любимые в ответ, этого не понимают?

 Уверен, что они всё прекрасно понимают. Но они — эгоисты. Любящие, но нелюбимые в ответ, если смогли заставить жить с собой, то они, как правило, очень хорошие психологи. Они умеют надавить на такие «кнопочки» того, кого любят, что тот сам себя считает обязанным жить с ними, жить с теми, кого не любит.

 Человек не сможет доставить счастье тем, кто его не любит, даже если он их очень и очень любит. Счастье возможно только в том случае, когда живут вместе двое, любимые и любящие в ответ. Жить с тем, кто не любит в ответ, опасно.

 В заключении я хочу сказать, что человек имеет право не только любить, но и не любить; не любить в первую очередь того, кто любит его. Когда жизнь заставляет жить вместе того, кто любит, с тем, кто не любит в ответ, то в большей степени потерпевшей стороной следует считать именно того, кто не любит.

 Какое право имел тот, кто любит, жить с тем, кто не любит его в ответ? Неужели он не понимал, какие мучения доставляет тому человеку, которого любит? Уверен, что всё прекрасно понималось, но всё дело именно в том, чтобы сделать так, как нравится ему, а не тому, кого он любит.

 Получается, что любящий сыграл на благородстве и порядочности того, кого любит; он вынуждает этого человека сожительствовать с собой; он дарит, как ему кажется, радость и счастье, но в действительности, он насилует этого человека во всех смыслах и заставляет ненавидеть и того, кто его любит, и себя за то, что допустил такую ситуацию.»

                ***

 В заключении хочу сказать, что речь адвоката не произвела никакого впечатления на присяжных и обвиняемого признали виновным по всем пунктам, и приговорили его до конца дней быть с теми, кто его любит, не взирая на то, что он не любит их. Присяжные объяснили своё решение тем, что такова наша жизнь, и что сейчас всем плохо, а не только обвиняемому, и что они и сами так живут, и ничего, терпят.

 Что касается выводов, дорогие читатели, из этой представленной мною вам ситуации, то сделайте их, пожалуйста, сами.

-------------
 Оригинал размещён на блоге Волшебника: http://mleks.com/zhizn/lyubov-i-nakazanie.html
 Михаил Лекс/ 10.03.2011/ Санкт-Петербург