История о ныробском узнике

Галина Магницкая
Ныроб… Никогда прежде не слышала такого названия, не ведала, что поселение это, затерявшееся  в глухих и мрачных местах северного Урала, связано с одной из драматических и таинственных страниц истории земли русской.

Читая раздел Хроники событий Адрес-календаря Пермской губернии за 1916 год узнала еще об одном эпизоде жестокости. И вновь возникло имя Бориса Федоровича Годунова. Не хотелось верить, что этот умный и расчетливый правитель мог допустить такую оплошность, которую скорее можно обозначить подлостью. Далеко смотрел он вперед, расчетливым был человеком. Неоднозначное у меня  отношение к этой личности.

У каждого значимого события, как правило, две стороны, две правды. И трудно сейчас разобраться в достоверности воссозданной картины, относящейся к самому началу века семнадцатого. Обросла она множеством легенд и вымыслов. Однако факт остается фактом. Очередной камешек недоверия, некого разочарования полетел все же в сторону Годунова.


                ***


Известно, что родился Михаил около 1560 года в Москве третьим по счету сыном в семье боярина Никиты Романовича Романова- Юрьева (в схиме Нифонта) и второй жены его, Евдокии Александровой, урожденной княжны Горбатой. Доводился  Никита Романович родным братом Анастасии Романовой, первой жене царя Иоанна Васильевича Грозного. Таковыми оказались высокородные связи и переплетения судеб. Издавна водится на Руси, что встает народ на защиту поверженной стороны - прослыл боярин Никита Романович храбрым воеводой, выступавшим  за собирание воедино земель русских, народным печальником.

Детские годы Михаила Никитича прошли в усадьбе на Варварке, что в Китай-городе, где впоследствии проживал родоначальник царской династии Михаил Федорович Романов. Именно здесь подрастал молодой боярин и укреплялся в вере. С детских лет выделялся он добродетельным нравом и красивым, богатырским телосложением. В соответствии с традицией своего рода, поступил  Михаил Никитич на службу к государю.  В 1598 году был ему пожалован  чин стольника, а через год окольничего. Сам же Борис Федорович Годунов, вступивший в это же время на царский престол, поначалу с почтением относился к детям Никиты Романовича. Помнил, что боярин на смертном одре именно ему поручил заботу о детях своих и тогда Годунов дал «клятву к великому боярину иметь о его чадех соблюдение».

Сохранилось свидетельство о том, что при венчании на царство Борис Федорович во всеуслышание заявил в соборе: «Бог свидетель - в моём царстве не будет нищих и бедных. Я разделю с ними последнюю рубашку». Как свидетельствуют историки, первые два года правления Годунов был весьма милостивым и справедливым царём. Но всему свое время.  Изменилось его отношение к роду Романовых, поскольку увидел он опасного соперника в лице Михаила Никитича. Так возникла мысль (собственная ли?), что следует полностью избавиться от рода Романовых.

Летом 1600 года Борис Федорович решился - приказал устроить боярский суд над семьей Романовых. Братьев Романовых, коих было пятеро, обвинили в колдовстве.  Для этого царский родственник Семен Годунов подкупил некого Бартенева, служившего вторым казначеем Романовых и тот подложил в кладовую Александра Никитича Романова мешок с кореньями - «колдовскими травами», используемыми ранее для приготовления ядов и зелий. Все пять братьев сразу стали считаться государственными изменниками. По своей родовитости имели они больше прав на престол по сравнению с Борисом Годуновым, поскольку приходились двоюродными братьями умершему царю Федору Иоанновичу. Имущество Романовых, вотчины и дома, как и следовало ожидать отошли в царскую казну.

Старшего Фёдора Никитича будущего знаменитого патриарха приказал царь постричь в Сийском монастыре в монахи под именем Филарета. Мало этого, так  приставил к нему соглядатая со строгим наказом следить за каждым шагом и словом опального и  подробно доносить обо всем происходящем. Всюду мерещились заговоры. Жену Фёдора Никитича сослали в Заозерье и постригли в монахини под именем Марфы. Разлучили родителей с детьми.

С остальными братьями Годунов расправился гораздо суровее: Василия и Ивана приказал он сослать в Пелым, Александра - на берега Белого моря, а Михаил отправить в деревеньку Ныробку. Была она в то время крайним северным русским поселением Перми Великой и состояла  всего из шести деревянных крестьянских изб.

Об этом событии говорится следующим образом: "Из Москвы от царя Бориса Годунова в Пермь Великую, в Чердынский уезд, в погост Ныроб, был прислан в заточение… болярин Михаил Никитич Романов, святейшему патриарху Филарету брат родной".

Лютой зимой доставили Михаила Никитича в легкой кибитке под конвоем из шести человек в заснеженную деревеньку, что  располагалась в небольшой ложбине маленькой речки Ныробки. Наскоро вырыли яму, накрыли ее бревнами, а для воздуха и подачи пищи оставили малое отверстие. Приковали боярина к столбу цепями  из толстых железных колец. Весили сии кандалы почти три пуда. В таких оковах страдалец мог лишь сидеть или лежать.

Стражники, угнетаемые деревенским безлюдьем и скукой, надеялись на быструю смерть узника. Однако оказался он выносливым. Не перестаю задавать себе вопрос, как мог человек жить в столь жутких условиях? Сохранил ли разум в одиночном заточении? Начали они паек, состоящий из хлеба и воды, постепенно урезать, а иногда и  вообще «забывали» приносить пищу. Ныробских крестьян, прознавших о жестоком обращении с бывшим боярином и пытавшихся украдкой приносить еду, жестоко наказывали.

Проведя около года в тесноте затхлой ямы, скончался Михаил Никитич. И было ему всего сорок лет от роду. По одной из сохранившихся версий, начальник стражи Роман Тушин, спустившись однажды августовским днем в яму и поднявшись вскоре наверх, объявил о кончине узника. Неизвестно, сам ли умер страдалец или поспособствовал тому Тушин, поскольку ранее Михаила Никитича никто не навещал. Вскоре за усердную службу отблагодарил Борис Годунов расторопного Романа, назначив его воеводой в город Туринск.

В позднем Ныробском письменном сказании есть запись: «...и погребен был у церкви Николая Чудотворца, подле алтарь на северной стороне, и где тело его лежало - построена была церковь, и в ней гробница покрыта сукном и крест вышит».

В 1606 году останки Михаила Никитича были перевезены в Москву и с почетом погребены в Новоспасском монастыре. Вскоре рядом нашли последнее место упокоения и три его брата - Александр, Василий и Иоанн. Над местом захоронения своих дядей молодой царь Михаил Федорович распорядился поставить храм в честь Знамения Божией Матери, родовой святыни Романовых. На месте же первого погребения Михаила Никитича был воздвигнут храм во имя Богоявления Господня.

В 1613 году ныробские места были объявлены святыми, а жители освобождены от государственных налогов. Сам же Ныроб стал местом паломничества, куда из многих уголков России стекались богомольцы, чтобы помолиться на местах страданий мученика Михаила и прикоснуться к его цепям.

В 1619 году царь всея Руси Михаил Федорович Романов повелел построить в Ныробе деревянную церковь в честь явленной иконы свт. Николая Чудотворца, где ежегодно следовало отправлять панихиду по первому царственному страстотерпцу, Михаилу Никитичу, в день воспоминания о чуде Архистратига Божия Михаила в Хонех. Дата эта приходилась на 6 сентября по старому летосчислению. Впоследствии возвели здесь комплекс церквей, вначале деревянных, а в 1704 году заменили деревянный Никольский храм каменным. Царский приказ исправно выполнялся на протяжении трехсот лет, вплоть до 1927 года.

На том месте, где сидел в яме Михаил Романов поставили деревянную часовенку. В 1793 году по указу Екатерины II «тщанием и коштом» волостных крестьян и «усердным старанием» крестьянина Михаила Денисовича Пономарёва была возведена на том месте новая каменная. Не о своих ли прегрешениях вспомнила императрица?

При Императоре Николае II была предпринята попытка прославления боярина Михаила Никитича Романова в лике святых, но помешала революция, арест и убийство Царской Семьи. Многие из царствующих представителей династии Романовых почтили память Михаила Никитича Романова. 

Наступившая новая жизнь стерла воспоминания о невинном человеке из царского рода Романовых, принявшем мученическую смерть по политическим мотивам. Отрадно, что в последние годы стали проводиться  Романовские дни. Объединяют они сразу несколько печальных событий, поскольку проходят под эгидой: «Урал в судьбе династии Романовых: Ныроб - Пермь - Екатеринбург - Алапаевск».

               

                ***


Сказано последнее слово и поставлена точка. Однако сомнения не покидают. Действительно ли сыновья Никиты Романовича пострадали безвинно? Почему четверо нашли свою быструю смерть, а Федор Никитич впоследствии так высоко вознесся? Выжил из всех его детей единственный сын. В конечном итоге именно он после завершения Смутного времени оказался избранным в 1613 году на царский престол.

Преодолела очередное искушение. Очень хотелось перед исторической новеллой поместить портрет Михаила Никитича, заполонивший множество инетовских страниц. Верх одержали раздумья. Слишком современно обозначен он на полотне, особенно в черно-белом изображении. Кто мог знать, как выглядел молодой боярин?
Именно поэтому выбрала в качестве иллюстрации  часовню, возведенную на месте бывшего заточения Михаила Романова. Так выглядела она в 1910 году, когда запечатлел ее фотограф  С.М. Прокудин-Горский