Гуляка праздный на сеансе у Люмьеров

Евгений Михайлович Барыкин
            

     С приходом звука в кинематограф (1927 г.) среди композиторов
давних и недавних времён выделилась «могучая кучка», чья музыка,
сопровождая киноизображение, может открыть в материале философскую
глубину, придать кадру психологическую насыщенность, вызвать
сопереживание зрителя. Имена этих композиторов на слуху. Назовём
нескольких, предоставляя читателю, дополнить сей элитный список.
      Моцарт и Бах, Вивальди и Бетховен, Бизе и Чайковский, Вагнер,
Прокофьев и Шостакович….
     Мы не упоминаем прекрасных отечественных и зарубежных
композиторов, чья музыка специально написана к фильмам, а Сергей
Прокофьев и Дмитрий Шостакович включены в перечень не только
из патриотических соображений, но и потому, что, как всем известно,
их музыка, созданная для кино и не только для кино, щедро
используется кинематографистами во всём мире.
     Однако наша затянувшаяся «увертюра» посвящена композитору,
со дня рождения которого в 2006 году исполнилось 250 лет. По всем
опросам это композитор № 1 – Вольфганг Амадей Моцарт, наиболее
любимый кинематографом и… мобильными телефонами.
     Можно сколько угодно негодовать по поводу последнего
обстоятельства, а можно и порадоваться, усматривая в том
отрадный момент: в повседневном бытии потребны не только мелодии
из нашумевших телесериалов «Бумера» и «Бригады», но и средь шума
городского нужны незамысловатые адаптации «Маленькой ночной
серенады» или 40-й симфонии.
     Любовь кинематографа и Моцарта более, чем взаимна и понятна.
Его оперы охотно экранизируют, о нем ставятся биографические фильмы
(среди зарубежных первенствующее место остаётся за фильмом Милоша
Формана «Амадей» по пьесе Питера Шэффера,  1984 г.).
     В отечественном кино имеются аж четыре экранизации пушкинского
творения «Моцарт и Сальери»:
     - «Симфония любви и смерти», 1914 г., Т/д «А.Талдыкин»,
режиссёры Вячеслав Туржанский и С.Юрьев;
     - «Моцарт и Сальери», 1962 г., фильм-опера по произведению
Николая Римского-Корсакова, Рижская к/ст., режиссёр Владимир
Горрикер;
     - «Маленькие трагедии», 1979 г., Мосфильм по заказу ЦТ,
режиссёр Михаил Швейцер;
     - «Легенда о Сальери», 1986 г., Союзмультфильм, режиссёр
Вадим Курчевский.
     Мы не смогли бы перечислить здесь все фильмы, в которых
в том или ином  контексте звучит музыка Амадеуса. А ведь он,
подобно «гуляке праздному», объявился чуть ли не на первых
киносеансах у братьев Люмьеров на бульваре Капуцинов.
     Однако на смену солнечному потоку фортепианных  или флейтовых
концертов обязательно приходил «Реквием» - когда документальное
кино  демонстрировало толпы инвалидов, вернувшихся с Первой
мировой,  или же рассказывало о расстрелах в Бабьем Яру и
дымящихся печах Освенцима в годы Второй мировой  (в те дни,
когда экран показывал налёты на Лондон и Ковентри, в кинотеатрах
на родине Гёте гремела  иная музыка иного композитора)…
     Но пока в концертных залах, на улице и с экранов звучат
Моцарт, Шостакович и другие гении – остаётся надежда, что в мире
на один концлагерь, на один взрыв, на один выстрел будет меньше…

                2006 г.