П W Копиист

Александр Шадрин
Случилось так, что я совершенно случайно с друзьями был приглашён в гости к одному очень знаменитому, уже пожилому художнику. Он оказался за работой, и его жене пришлось проводить с нами экскурсию по мастерской. А это ряд комнат с высоченными потолками на последнем этаже высотки, забитых сотнями разноформатных картин всяческого содержания. Почти полдня мы провели в гостях, а хозяин смог оторваться от работы лишь минут на десять, чтобы попить с нами чайку. Но надо сказать, что я с интересом наблюдал за его работой. На данный момент он занимался наброском портрета. В левой руке он держал фото девушки, а в правой кисть, которой ловко управлялся, смешивая краски и перенося их на картон. Кстати, рисовал он даже огромные картины исключительно на картоне, и приговаривал, что не использовали художники этот превосходный материал раньше только потому, что его ещё тогда не изобрели.
 
 Я не художник по портретам, поэтому с интересом наблюдал, как постепенно крупные разноцветные мазки превращались в нежный перелив цветов, передающий объём красивому лику. Рядом стояли несколько многометровых картонов с недорисованными сюжетами. Иногда он бросал свою основную работу, и с лестницы кое- что подрисовывал и на них, видимо по вдохновению. Так получилось, что меня попросили взять с собой десяток копий своих картинок, и в перерыв я показал их ему. Так как они не отображают реальность, а скорее фантазийные, то он расспросил меня, как происходит их рождение. Пришлось кратко пояснить, что я их просто вижу в себе, как на экране. Он меня похвалил, и с ноткой сожаления сказал, что является лишь очень хорошим копиистом, но всё же гордо добавил- но…дорогим.

Как я заметил, он, действительно, удивительно точно переводил небольшой рисунок на огромный формат, мгновенно создавал нужные оттенки красок. Но ему всё время нужен был образец. Поэтому в комнатах стопами лежали альбомы с выставок, и сборники всевозможных художников. Заказанный сюжет долго подбирался среди этих развалов, и с помощью помощников, компьютерщика и фотографа, создавался нужный антураж. Например, нужно было портрет дочки депутата нарисовать в королевском платье, на коне и на фоне французского сада. Вот и искали позу наездницы, коня, а нюансы доделывали на компьютере. Видимо, подобные навыки и дают художественные школы. Человека учат рисовать виденное; пейзажи, портреты, натюрморты. Так многие картины великими художниками рисовались годами, когда выискивались нужные пейзажи и характерные натуры по задумке художников. Но постепенно реалистичность великих мастеров становилась, хоть и восторженно, но привычной. В конце- концов, восхваляемый художниками мир, мы видим каждый день, и в лучшем качестве, причём живым.

Так постепенно появился интерес к тем, кто рисовал не видимую реальность, а фантазийную, а скорее, виденное внутренним зрением. Так стали появляться абстракционисты, и прочие Босхи. Только восхваляя их, стоит знать обычный Порядок вещей. Через внутреннее зрение по готовности Души, Ангел отображает нам внешнее сквозь призму наших же наработок; страхи, слабости, комплексы, низменные пристрастия. Естественно, всё это искажает, а часто и просто коробит мир до неузнаваемости, и даже отвратительности. А мы, не зная сути, видим в этом, то новый взгляд, то великую мудрость. А настоящий художник, чтобы поддерживать в себе чистоту Души, просто обязан быть добрым человеком, чистым, честным, свободным.

 Только тогда его Душа будет в радостном состоянии, славя Господа, воспроизводить без фальши, на сколько это человеку возможно, и музыку космических сфер, и танец бесконечной человеческой красоты, и петь величественную песню жизни, и зарисовывать молчаливые, знаковые картины- притчи, открывающие для людей взгляд Души на мир. Поэтому, думается, что настоящие творцы, это те люди, кто сумел совместить Божий дар с высочайшим профессионализмом.