Подарок

Степан Лебедев
Жил да был на свете деревянный человечек. Никто не хотел с ним дружить. Пожалуй, внешне он походил на Пиноккио. Только был он выше, а зубы у него были железные. Ему казалось, что остальные игрушки с ним не хотят дружить потому, что он нескладный: древесина торчала, как стружка, на его полированной голове, руки и ноги на шарнирах и болтиках прикручены к телу, да еще эти железные зубы! Кое- как ему удавалось подружиться с другими человечками, и они даже питали к нему интерес, но деревянный человечек сильно махал руками, клацал зубами, ему хотелось сказать одно , а получалось совсем другое, поэтому другие деревянные, плюшевые, соломенные и пластмассовые человечки расходились в стороны. Они выглядели обиженными, и деревянному человечку казалось, что он обижает их. Тогда он вспоминал своего Создателя. Однако он не ругал его про себя- дескать, зачем ты меня таким создал? Напротив, человечек любил его и приходил к нему за советом. Создатель на низком стуле сидел за работой. Лицо его было чисто выбрито, волосы красиво уложены и блестели лаком,  белая рубашка была отутюжена и контрастировала с загаром Создателя, а жилетка и бабочка-галстук придавали ему элегантность. То и дело из их плюшевого, деревянного, шелкового и металлического мира сыпались детали. В комнате у Создателя валялись, закатившись в углы, части от человечков, улиц, домов- шурупы, болты, каркасы мостов, пуговицы, фонари. Создатель что-то приколачивал к их миру, сидя вот так, а человечек говорил ему: «Мне так трудно! Мне так хочется друзей! Почему я такой ?» А Создатель только и говорил всегда: « Я хочу, чтобы ты сам старался.» Он смотрел ласковыми и мудрыми глазами, как будто сама мудрость говорила: верь мне, ведь будет действительно так.
 И вот однажды человечек познакомился с плюшевым человечком. Они стали друзьями. Деревянный человечек очень восхищался своим новым другом: у него был прямой нос из папье-маше, прямые простроченные брови и высокий лоб. «Не то, что у меня!»,- думал деревянный человечек. А как много было друзей у плюшевого человечка! Весело и дружно они общались вместе. Там были пластмассовые кудрявые куклы, человек- колесо, с колесами вместо рук, человек- факел, который всегда хохотал и железный человек, который , казалось, никого не любил, но знал столько игр и музыки!
 Случилось, что у плюшевого человечка наступил День рождения. Деревянный человечек пришел на праздник. Было много разных гостей: одни сверкали пластиком, другие отливали металлом, из прочих торчала солома. Деревянный человечек то и дело оглядывался на себя в зеркало, боясь, как бы его стружка и заусеницы на голове не торчали больше обычного и старался меньше улыбаться. Ему казалось, что он клацает зубами и очень смущался. Гостей набралось много, и едва хватало места, куда сесть. Одним не нравился металлический блеск железных человечков, другие думали , что бумажные рубашки прочих слишком фиолетовые и одинаковые, чтобы сидеть рядом с ними. Словом гости разошлись по углам. Деревянный человечек наблюдал за своим новым другом: он был отзывчив и ласков с каждым, как только мог настоящий друг. Плюшевый человечек носил сладкие напитки гостям, чтобы каждому, где бы он не оказался, было очень весело и праздник удался. Может быть, в этой суете деревянный человечек не заметил, что плюшевый человечек частенько спрашивал его: как дела? Не нужно ли еще сиропа? Наверное, следовало брать кружечку другую, да самому помочь другу, но деревянный человечек по своей деревянности сидел неподвижно и играл в кубики с человеком- колесом, человеком- факелом и другими ватными, стеклянными и нейлоновыми гостями. Правда, через некоторое время ему стало не доставать друга. Деревянный человечек небрежно поправил стружку на голове, громыхнул шарнирами, клацнул зубами и встал, проиграв в очередной игре. Он стал искать друга. Но куда бы он ни пошел, друг убегал полный восторга к своим гостям. Деревянный человечек грустно опустился на стул, где сидел плюшевый друг. Там лежали его цветные кубики и шары- игра была не закончена. Человек- утка (его губы походили на утиный клюв) сказал: « Деревяха, доиграй за Плюшу!» Деревянный человечек доиграл. Снова прошло время. « Но почему же он не хочет поиграть со мной?»- спросил себя Деревяшка, думая о друге. Игра кончилась. Деревянный человечек встал и пошел посмотреть, где друг. Он увидел, что плюшевый человечек наливает сироп бархатному человечку. Тот был красив! У него не торчала стружка, а была прическа из шелковых кисточек, завитков. Зубы ему достались белые, как у пластмассовых кукол, а рубашка из клетчатой бумаги была хорошо склеена. Деревянному человечку очень хотелось с ним познакомиться. Он сказал : «Привет!» Но получилось как-то громко, зубы так клацнули, что посыпались искры. Бархатный человечек лишь слегка повернул голову, точно боясь обжечься. Деревянный человечек очень смутился и расстроился, а потом он разозлился и ушел, топая по мостовой так громко и сильно, что качались фонари. Конечно же, он поспешил! Плюшевый человечек просил его остаться, обещая играть с ним. Но, наверное, Деревяшка был слишком деревянным. Он так махал руками, что боялся разбить кружки, стаканы, или толкнуть кого- то из гостей.
 Прошло, наверное, не больше одного дня, как деревянный человечек снова ругал себя, что ни с кем не может он ладить. Ему стало совсем уж грустно. И тогда он решился прийти к Создателю.
 « Возьми мои винтики, а хочешь, шурупы! Может сгодится мой нос?»- скороговоркой выпалил Деревяшка, ворвавшись в мастерскую и держа в одной руке пригоршню винтиков, а другой  откручивая себе нос. Сегодня у Создателя бабочка была в крапинку, а ботинки были так отполированы, что в них отражался свет. Создатель добро посмотрел на человечка.  « Я подумал, ты сможешь починить ими мир»,- уже отдышавшись, виновато сказал деревянный человек. Создатель задумчиво уставился на свои ботинки. « Он сыплется!» - почти вскричал Деревяха, имея ввиду мир,- « А что проку с меня? Пусть это послужит всем. Может быть, я ломаю мостовые..Вон,гляди, фонари лежат у тебя в углу». Создатель выпрямился и посмотрел на мир: он тихо вращался, лишь слегка постукивая; то и дело с него падала какая- нибудь деталь и закатывалась в угол, или пролетал, накренившись, самолет, а Создатель поправлял его рукой, и тот продолжал лететь дальше. С очень высокого дома свалилась фарфоровая кукла, только успела пискнуть. Создатель неторопливо подхватил ее, завел пружину в ее спинке и поставил на тихую улочку.
 « Знаешь, похоже, мне не помочь миру твоими винтами. Что бы я ни прикручивал к нему, отваливается»,- Создатель опустил голову. Не понятно было, что он разглядывал: мелкие шестеренки, сваи, канаты, которые, как шелуха от семечек, валялись у него в ногах, или отражение мира на носках ботинок. « Я думаю, что мир не таков, м-м-м, как бы тебе сказать, он слишком искусственный.»
 « А для чего ты латаешь в нем дыры?»- спросил его Деревяшка.
 « Я хочу продержать вас вместе, покуда вы нуждаетесь друг в друге. Из твоих винтов мне не построить мост, и не закрепить фонарь»,- один из фонарных столбов в мастерской Создателя щелкал, мерцая и погасая на миг,- « мне даже не собрать из них другого человечка. Такой ты один , другого нет.»
 Деревяшка задумался и почесал свои заусеницы и стружку.
 « Может быть у тебя есть деталь для того, чтобы я мог дружить? Можно мне взять?»- спросил он.
«Можно»,- улыбнулся Создатель,- « есть одна.» Создатель выкрутил пару лампочек из прожектора самолета, чья половина лежала в углу, и ввинтил их в глаза Деревянного человечка. До того они были пусты. И зажегся свет.
 « Иди! Фонари стали часто ломаться, и света становится меньше. Возвращайся к своим друзьям! Все будут рады видеть тебя. Освещай им путь.»
 « Спасибо тебе!»- с этими словами Деревяшка побежал обратно, громыхая дубовыми ножками.
 Создатель смотрел ему вслед. Мир еще повернулся. Джентльмен в галстуке принялся за свой вечный, любимый труд.

                Шарм- Эль- Шейх,Египет, декабрь 2011.