Гл. 8. Независимая Иудея - Маккавейское царство

Михаил Самуилович Качан
Иоанн Гиркан

С самого начала царство, созданное маккавеями, стало весьма агрессивным. Первое, что сделал Иоанн Гиркан – это захватил территорию восточнее Мертвого моря. Следом за этим в 125 г. до н.э. он захватил Идумею.

Заставив идумеев принять иудаизм, евреи впервые навязали его другому народу. Это был опасный прецедент, от которого в будущем страдали многие народы. Как только борцы за веру добиваются права на свою веру, они тут же отказывают в таком праве другим.

В Самарии Иоанн Гиркан захватил и разрушил священный для самаритян храм на горе Герицим, – еще один прецедент такого рода. А через 20 лет он осадил и столицу – Самарию, которая ьыла в 7 милях от горы Герицим. Город был преимущественно греческим, и самаритяне позвали на помощь Антиоха IX, но этот селевкидский правитель был очень слаб и ничем помочь Самарии не мог. Самария сдалась, и ко времени смерти Александра Гиркана в 104 г. до н.э.  Маккавейское царство иудеев стало, пожалуй, самой мощной военной державой в этом регионе.

Внутренние проблемы Маккавейского царства: саддукеи и фарисеи

В иудаизме в эти годы друг другу противостояли две секты: одна священников, другая мирян. Священники управляли храмом и проводили официальное бгослужение. Они называли себя последователями Задока (задоким), самого первого первосвященника. Греки, чуть искажая слово, называли их саддукеями. Это были фундаменталисты, которые признавали  только Закон Моисея (первые 5 книг Библии). Саддукеи не верили во все верования, которые пришли в последнее время от персов и от греков: в ангелов и бессмертие души, в Судный день, в Воскресение и даже в Мессию. Они отвергали любые изменения в обряды жертвоприношений.

Им противостояли «прушим», т.е. отделенные (возможно, от законодательного совета – синедриона, а также от влияния на религию). Широко известно греческое название этой секты – «фарисеи». Они приняли все самые яркие добавления к иудаизму – ангелов, демонов, загробную жизнь, Мессию. Фарисеи свою набожность выставляли напоказ, подчеркивая то, что их отделяет от «обычных» людей. Может быть, именно с этим «отделяет» связано название секты? Так и ли иначе, но в глазах последующих поколений это выглядело как самодовольное ханжество, и в Новом завете слово «фарисеи» стало именно это и означать.

Были и другие секты, но помельче и аскетические. Наиболее известны среди них ессеи, которые жили около Мертвого моря мужскими коммуннами, как впоследствии христианские монахи.

Иоанн Гиркан был, конечно, саддукеем. Ведь фарисеи ждали прихода Мессии, причем этот желанный царь будет потомком Давида. А Маккавеи были левитами. Ожидание царя из другого колена (мессианство) было по сути для Маккавеев государственной изменой, а фарисеи рассматривались как государственные предатели.

Царь Аристобул I и завоевание Галилеи

Хотя старший сын Иоанна Гиркана правил всего один год, он успел завоевать Галилею и стал называться царем. Так что, он соединил титулы первосвященника и царя.

Александр Яннай

После Аристобула I царем стал его младший брат Александр Яннай, который правил 27 лет. В это период Иудея была сильным, мирным и процветающим государством. Правда, однажды фарисеи устроили что-то вроде бунта, закидав царя, поддерживавшего саддуккеев, лимонами. Монарх разгенвался и в отместку устроил фарисеям самую настоящую бойню.


Саломея

Царь Александр Яннай умер в 76 г. до н.э., и у власти в Иудее оказалась его жена Саломея Александра, женщина со спокойным сильным характером. Она оставила светскую власть себе. помирилась с фарисеями, обеспечив спокойствие внутри страны, отделила храм от государства, назначив старшего сына Иоанна Гиркана II первосвященником. Пока она царствовала, в Иудее был мир.