Социальный инстинкт

Лариса Викторовна Светличная
Поведением всех живых существ руководят инстинкты и расчёт мозга. У высших животных -неосознанное мышление, у людей - как осознанное, так и неосознанное мышление. В основном, люди осознают, что их поведение инстинктивное, например, во время действия полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Но когда речь идёт о поведении в социальной группе, то люди считают, что их поведение подчинено их разуму. Они не замечают, что оно - запрограммированное.

Стая - колыбель человечества и условие его существования. ВИД "ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЙ" ВНЕ СТАИ - НЕ СУЩЕСТВУЕТ (известно, что дети человека, воспитанные зверями, вырастали зверями, и сделать их людьми было невозможно).

Все тонкости поведения в стае за миллионы лет сформировалась в программах, которые получили собирательное название "стадного инстинкта" или "общественного инстинкта". Взаимодействие в социальной группе под действием стадного инстинкта осуществляется путём различных способов неосознанного невербального общения. Изучению социальной группы посвящено много работ. Но объективно оценить взаимоотношения лидера и группы,  можно только не будучи членом этой группы, со стороны. Для этого нужно постоянно быть в среде этой группы. А это неизбежно сразу приведёт к тому, что наблюдатель станет членом социальной группы и подвергнется её влиянию. УВИДЕТЬ истинное положение вещей может только ВСЕГДА ОСОЗНАННЫЙ человек, не подверженный влиянию группового процесса, и, кроме того, осознающий все виды невербального общения. Именно таким человеком я и являюсь.


1

ВЫБОР  ЛИДЕР  И ОБРАЗОВАНИЕ  СОЦИАЛЬНОЙ  ГРУППЫ

Организация незнакомых людей в социальную группу происходит очень быстро, и тем быстрее, чем меньше людей. Но и в большой группе, например, более 50 человек, это происходит тоже достаточно быстро. Достаточно лишь чуть внимательнее приглядеться к людям со стороны, и можно увидеть, как  это происходит.

Дети были собраны для отправки в пионерский лагерь и ждали автобуса. Они ещё ничего не знают друг о друге, не успели узнать, они только молча присматриваются друг к другу, как бы зондируя и оценивая. На их лицах БЕСПОКОЙСТВО и ТРЕВОГА.  Они НЕРВНИЧАЮТ и СПЕШАТ выбрать лидера. Того, кто создаст из них стаю. Приблизительно через полчаса от группы детей в 60 человек, из разных мест отделились 5 наиболее уверенных, смелых, активных и смышлёных мальчиков, лет по 12-13. Каждый из них вызывал симпатию и уважение, и каждый мог бы быть лидером. Но они, ОЦЕНИВ И УЗНАВ ДРУГ ДРУГА ИЗДАЛИ, почувствовали взаимное уважение и симпатию, собрались вместе и искали взглядами ещё кого-то. Наконец, они увидели  мальчика, которого предстоящий отъезд как будто совсем не волновал. Он НЕ БЕСПОКОИЛСЯ и  не нервничал - как остальные. У него был спокойный, уверенный, благодушный и скучающий вид. Лица мальчиков осветила радость, и они тут же направились к нему. Каждый из них подходил к нему, представлялся и пожимал ему руку. На их лицах были написаны уверенность в выборе и уважение, они как бы молча говорили ему: ты тот, кто нам нужен. Он был удивлён и благодарен. Мальчики вздохнули с облегчением, как будто сделали, наконец, тяжёлую и важную работу. Закончив с выбором лидера, подростки стали оглядываться по сторонам и рассматривать окружающих детей. Осмотр их удовлетворил. Но вот они увидели одного мальчика, у которого было злое выражение лица, и он ни на кого не смотрел. С удивлённо-возмущёнными лицами ребята направились к нему, но он, не глядя на них, всё с таким же выражением лица надел рюкзак и быстро пошёл к автобусу, так как объявили посадку. Один из мальчиков бегом обогнал его и заглянул ему в лицо. И тут же с облеченным и обрадованным видом вернулся к группе лидеров и успокоил их, что всё в порядке.
В сторонке стоял ещё один мальчик, который смотрел на толпу ребят со смешанным выражением лёгкого беспокойства и радости от ожидания предстоящих перемен. Он, как и я, смотрел на толпу в  центре площади, но не видел того, что происходило. Мальчики посмотрели на него строго, но  подходить не стали. Он не заметил этого (или не обратил внимания). В автобусе избранный лидер неожиданно повернулся к этому мальчику и посмотрел на него. На его лице были написаны: обида, удивление и насмешливо-возмущённое пренебрежение, что можно было  перевести на язык слов приблизительно так: я не достаточно хорош для тебя, чтобы признать меня лидером? Но тот мальчик опять ничего  не понял. В лагере лидеры называли этого мальчика "профессором", хотя ни стремления к знаниям, ни особого ума или таланта этот ребёнок не обнаруживал. Они дали ему прозвище: "профессор" потому, что  он имел своё собственное мнение, отличное от их мнения, но не преследовали его. Они поддерживали порядок в лагере, быстро разрешая возникающие конфликты, а своей активностью делали жизнь детей насыщенной и интересной.

Действия мальчиков были осознанными. Они понимали, что выбирают лидера. Они представились избранному лидеру и выразили ему своё одобрение. А слова - это работа ведущего сознания. Но сам выбор они НЕ МОГЛИ СОВЕРШИТЬ ОСОЗАННО, потому что их осознание НИЧЕГО НЕЗНАЛО о выбранном ими человеке.

А вот пример выбора лидера в малой группе - среди взрослых людей. В этом выборе осознание также
не принимало никакого участия. Это была туристическая группа, в которой уже был координатор — экскурсовод. Кроме того,  пребывание в этой группе заведомо должно было быть кратковременным — 10дней. Причин для выбора нового лидера как будто бы не было.

Члены туристической группы постепенно собирались на вокзале. Люди держались безлично и настороженно. Когда вся группа была в сборе -  8 человек и экскурсовод, - неожиданно наступила тишина. Люди как будто ощущали растерянность и беспокойство. Они молча вопросительно заглядывали в глаза друг другу. Наконец их взгляды остановились на мне, они подошли ко мне и посмотрели мне в глаза, как бы прося или требуя чего-то. Я физически ощущала, что от них ко мне как бы тянутся невидимые руки с требованием: "Дай"! А я не знала, чего же они хотят, но знала, что у меня этого — нет. "Нет", - молча ответила я им. Разочарованные они отошли к другой женщине, которая уже успела подружиться со мной, и стояла  рядом. Застенчиво и покорно улыбаясь, они как бы молча спросили: "Ты наша мама?".  Выражение её лица и глаз было строгим, его можно было понять, так:  "Может быть. Если заслужите. Я подумаю". Их глаза и лица выразили готовность подчиняться. Она милостиво согласилась. Люди с надеждой и благодарностью робко смотрели на лидера, как на высшее существо, которое даст им нечто крайне важное (что же даёт лидер группе, будет рассмотрено ниже). Лидер была обычным ничем не примечательным человеком. Она вела себя приветливо, спокойно,  скромно, без видимой  агрессивности или властности (её властность проявилась значительно позднее). Она чувствовала себя скованной и печальной на танцах, не имела собственного мнения и не выходила за рамки общепринятых взглядов и норм. Лидер из разрозненных людей создала сплочённую группу, не проявляя ни малейшей активности. Но каждый из них был сплочён только с ней, а не друг с другом. Она НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛА и ничего не делала, ОНА ТОЛЬКО СМОТРЕЛА в ответ  на их ищущие взгляды: строго запрещающе, поощрительно, ласково - и т.п. Но именно она решала, куда всем идти и что делать. Все сразу соглашались, и конфликтов не было. В последний день отдыха лидер неожиданно продемонстрировала свою силу. Спокойно, уверенно и властно она запретила одной из женщин группы, которая недавно вышла замуж, пойти вместе с мужем на небольшую цветущую гору, с которой стекали кристально чистые ручьи. Взамен она предложила последний день провести на прощание вместе. При этом она не предлагала прощальную вечеринку - просто общение, как обычно. Кроме того, у них ещё было время для общения - около суток, в поезде. И та женщина, глядя  на лидера преданно, восхищённо и покорно, с восторгом подчинилась. Молодая  супружеская пара на гору не пошла. Не смотря на то, что мужу очень хотелось. Не смотря на то, что это был последний день отдыха на Кавказе, и следующая такая возможность им могла  представиться не скоро. Это были бедные люди, которые отдыхали по профсоюзной путёвке.

В этих примерах взаимодействие людей в социальной группе, так же как и животных в стае, осуществлялось с помощью неосознанных невербальных способов общения, инстинктивно. Основную информацию при общении их мозг получил и анализировал без участия осознания. Осознание же получало только готовый вывод, "интуитивное" знание, хотя точнее было бы назвать это знание - инстинктивным.

2
РАЗВИТИЕ  ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  В СОЦИАЛЬНОЙ  ГРУППЕ  СРАЗУ  ПОСЛЕ  ЕЁ СОЗДАНИЯ

Люди, собранные вместе по какой-либо причине на достаточно длительное время, общаются, соблюдая  нормы приличий, определённые уровнем развития общества. ВСЕ  РАВНЫ и имеют одинаковые права.  До того момента, как группа организуется и появляется лидер. Теперь это - "социальная группа",  "коллектив". Теперь здесь действуют древние законы стаи, а законы общества (и "нормы приличий") - на втором месте. РАВЕНСТВА БОЛЬШЕ НЕТ. Есть повелитель - лидер, есть его советники и  заместители - ближайшее окружение лидера, остальные - исполнители, между которыми сразу же начинается выяснение отношений для определения места каждого в иерархии группы. Эти взаимодействия осуществляются так же, как и выбор лидера, - посредством неосознанного немого языка общения и других инстинктивных реакций. Соответственно инстинктивным задаткам каждого (которые принято называть буквами греческого  алфавита, а в просторечии - "силой") после незримой инстинктивной борьбы распределяются роли в  социальной группе. У кого больше "силы", у того больше авторитет, и ему подчиняются те, у кого  меньше "силы2. Но слабым не считается никто. Все считают себя сильными в большей или меньшей  степени, и все за это себя уважают.

Осознанно под силой люди понимают силу духа или силу воли.  Однако, очень многие, по общему признанию сильные люди, не имеют достаточно силы воли, чтобы преодолеть свои слабости или вредные привычки. В то же время люди, имеющие достаточно силы воли, чтобы преодолеть свои слабости, проявляющие мужество и смелость в борьбе с трудностями и препятствиями, чтобы добиться цели, - в социальной группе всё равно могут считаться слабыми.  Некоторые предполагают, что "сила" - это количество общей энергии, или только "психической" энергии.  В коллективе я наблюдала людей физически ослабленных, имеющих МАЛО ЭНЕРГИИ вследствие  болезни или старости,  но  хорошо защищённых и агрессивных.  Этих людей не считали слабыми и  уважали. Часто можно встретить людей, имеющих в социальной группе авторитет сильной личности,  которые не способны к напряжённому и длительному умственному труду. А люди интенсивного умственного труда в коллективе нередко имеют стойкую репутацию слабых.  Я наблюдала людей со слабой психической защитой и легко уязвимых, которые были признанным  авторитетом. Наблюдала также людей ЭНЕРГИЧНЫХ с нормальной психической защитой и ДИКО  АГРЕССИВНЫХ, настолько агрессивных, что эти люди казались слегка одомашненными хищниками, но АВТОРИТЕТА сильной личности у них НЕ БЫЛО. Они были самыми преданными и исполнительными  подчинёнными лидера и его окружения.

Принято считать, что авторитет зарабатывается знаниями и опытом.  Я наблюдала человека с высокой квалификацией специалиста, которую он подтверждал на практике, но его  мнению в социальной группе никто НЕ ВЕРИЛ,а его успехи в работе объясняли случайным  стечением обстоятельств. Каждый, работая с ним, опирался на СВОИ знания и СВОЙ опыт, а его распоряжения, отличные от их знания, либо подвергались искреннему сомнению, либо сразу и убеждённо считались неверными - и не выполнялись (не смотря на то, что они обязаны были их выполнять). И всё это потому, что его постоянно критиковала руководитель(инстинктивный лидер).

Таким образом, "сила" авторитета в социальной группе - это не сила воли и не сила разума и знаний (которые члены группы не могут оценить, если они - выше их собственного разума и знаний), это не количество энергии и не агрессивность. Авторитет и положение человека в социальной группе обусловливает только действие его стадного инстинкта.

Нечто подобное происходит и в стае обезьян: "  + сообщества этих обезьян (макак-резусов)
строятся по принципу иерархии, в которой каждая обезьяна занимает определённое положение, "почтительно" относится к тем, кто находится на более высокой ступени, и проявляет властность к нижестоящим". (Ф. Блум и др., "Мозг, разум и поведение").

АГРЕССИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ (ритуальные оскорбления)

Агрессия в  социальной группе используется для поддержания образовавшейся иерархии. В основном, это - невербальная и неосознанная агрессия, вызывающая у побеждённого рефлекторное подчинение. Но для возникновения устойчивой реакции подчинения одной агрессивности мало. Нужна соответствующая программа стадного инстинкта, т.е. - нужно быть "альфой" по отношению к  побеждённому. Можно возразить, что, например, подлость, клевета, предательство, искусство оскорбления и прочие интриги, применяемые людьми в борьбе между собой - это работа разумного сознания. Безусловно, эти качества отличают человека от животных. Но наблюдения показывают, что интриги, - вовсе не продукт разума.

Пример.
6-летний лидер в детском саду зашёл в раздевалку, где дети собирались домой. Он был недоволен - всех родители забирали домой, а его оставили на ночь. В руках он держал пластмассовую игрушку. Неожиданно он подошёл к одному из мальчиков и с силой ударил его по плечу. Тот радостно и преданно улыбнулся ему. Мрачно посмотрев на него и не ответив на улыбку, лидер подошёл ко второму и ударил его по голове, третьего и четвёртого - по предплечью. Одних бил сильнее, других - слабее. И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ В ОТВЕТ РАДОСТНО УЛЫБАЛСЯ И ПРЕДАННО СМОТРЕЛ В ГЛАЗА ЛИДЕРА, КАК БУДТО ЕГО ПОХВАЛИЛИ! Я смотрела на него неодобрительно. Неожиданно он повернулся ко мне и пристально посмотрел на меня. Потом подошёл, вырвал у меня из рук книгу, и начал её нервно листать, бросая на меня быстрые косые взгляды. Я смотрела на него с возмущением. В этот момент в раздевалку вошёл мой сын. Лидер оставил книгу и спокойным шагом прошёл мимо моего сына. Зайдя ему а спину, он неожиданно развернулся, подскочил к моему сыну и с разбега, изо всех сил ударил его рукой по спине. Сын повёл плечами и отреагировал так же, как и все остальные: добродушно улыбнулся. Агрессор с  лёгкой победной улыбкой вызывающе посмотрел мне в глаза. Я возмутилась, схватила его за руку и буквально потащила к воспитательнице, потому, что он упирался, тормозя обеими ногами, старался выдернуть руку и кричал: "Отпусти!". Но, как только мы пришли, - он преобразился. Он стал, гордо выпрямившись, с достоинством отнял у меня свою руку и сказал воспитательнице, что мой сын только что его ударил. Потом, взглянув на меня, с пафосом добавил, что это я заставила сына так сделать! Воспитательница вопросительно и недоверчиво посмотрела на меня. Я объяснила ситуацию. Она улыбнулась и сказала, что на него это похоже. И всё. Позднее я часто видела, как она, читая сказку, всегда садилась на его кровать, а он ласкался к ней, и при этом иногда щипал её, демонстрируя своё влияние и её покровительство.

6-летний интриган знал все перечисленные уловки вовсе не из-за своего необычайно развитого
разума. РЕБЁНОК - ЗНАЛ, что ему нужно нападать, клеветать, подличать,  - так же, как КУКУШЁНОК,
едва вылупившись из яйца, ЗНАЕТ, что ему нужно выбросить из гнезда всех остальных птенцов.

Очевидно, у людей появились такие инстинктивные программы стадного поведения, КОТОРОЫХ  НЕТ У ЖИВОТНЫХ. А конкретные действия по воплощению этих программ мозг людей рассчитывает в соответствии с конкретными условиями.

Подлость, ложь, клевета, шантаж - в глазах большинства людей вовсе не зло, достойное осуждения, а оружие нападения и защиты, законное право каждого члена коллектива. В обычном коллективе человека никогда не наказывают всеобщим осуждением за подлость, наоборот, уважают. Это ещё раз говорит о том, что это - инстинктивное поведение.

Периодически для поддержания своего права на высокую ступеньку в стадной иерархии лидер и многие авторитетные члены социальной группы используют и ЯВНЫЕ оскорбления.
Например.
Врач, осмотрев рабочее место фельдшера, говорит ей спокойным тоном, пристально глядя в глаза: "Свинья". В ответ она посмотрела на него серьёзным, понимающим и преданным взглядом. Надо заметить, что её рабочее место было в идеальном порядке. Оба они были авторитетными членами социальной группы. Врача, занимающего низкую ступеньку в инстинктивной иерархии группы, эта же фельдшер не подпускала к своему рабочему месту (по ходу работы) и сама периодически "критиковала" похожим образом.

Несправедливая агрессия лидера не вызывает у членов его группы обиды или возмущения (страдания поражения), а сразу вызывает ВОСТОРГ и РАДОСТНОЕ  ПОДЧИНЕНИЕ (как в вышеописанном примере в детском саду). Такая реакция на агрессию лидера объясняется тем, что стадный инстинкт награждает человека, которого лидер только что ПРИЗНАЛ или ПОДТВЕРДИЛ членом своей социальной группы, КОМПЛЕКСОМ ОЩУЩЕНИЙ, КОТОРЫЙ МОЖНО НАЗВАТЬ СЧАСТЬЕМ! Этот комплекс включает максимальную для данного индивидуума энергетику и усиление его психической защиты.
Эту агрессию можно назвать РИТУАЛЬНОЙ, таким путём лидер инстинктивно проверяет преданность членов группы и подтверждает их членство в группе.
Аналогичным образом агрессия авторитетного члена группы вызывает у ниже стоящего чувство  преданности или охотного послушания.

Формальные лидеры тоже используют в руководстве группой приёмы агрессии, но группа не признаёт за ними этого права, ибо - НЕТ ИНСТИНКТИВНОЙ НАГРАДЫ (как с естественным лидером).
Если в ответ на агрессию лидера у человека не возникает реакции восторженной радости, а  возникает чувство обиды или возмущения, значит, этот лидер либо является формальным лидером (не  инстинктивным), либо что-то мешает возникновению между ними вышеописанных естественных отношений. Человек ощущает себя свободной и независимой личностью, хотя, осознанно подчиняется лидеру. Обычно, инстинктивный лидер малой социальной группы (где нет второго лидера), делает такого человека изгоем.

Перепечатка без согласования запрещена.


© Copyright: Лариса Светличная, 2009
Свидетельство о публикации №2903020469


ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ЛИДЕРА, КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ - ЕСТЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

В разговоре об абстрактном лидере при положительном упоминания о нём у людей появлялось выражение БЛАГОДАРНОГО, РАДОСТНОГО ВОСХИЩЕНИЯ, БЕЗ СТРАХА, УНИЖЕНИЯ И ЛЕСТИ, - БЛАГОГОВЕНИЕ. С таким выражением лица они, вероятно, смотрели бы на Бога. При отрицательном упоминании о лидерах в такой же ситуации - у слушателей появлялось на лице в одних случаях ВРАЖДЕБНОЕ выражение, в других - выражение УЖАСА, и только после слова "Гитлер" это выражение постепенно исчезало с лица собеседников.
И действительно, обычно, естественного лидера люди воспринимают как существо высшего порядка - как "микробога".
Если же быть точным, то, наоборот, Богу приписывают черты земного лидера. Люди представляют себе Бога благообразным старцем. Не просто сильным, а все-могущим, не только мудрым, а все-ведающим, не просто справедливым, а всеблагим. Требующим веры БЕЗ РАЗМЫШЛЕНИЯ, любви, страха и ПОДЧИНЕНИЯ, а кроме того - ВОСХВАЛЕНИЙ, ПРОСЛАВЛЕНИЙ И ПОДНОШЕНИЙ, но не просто подношений - а жертв. Чтобы умилостивить Бога люди считали, что ему нужно отдать самое дорогое, вплоть до человеческих жизней. Одновременно люди представляют себе Бога всемилостивейше прощающим РАСКАЯВШИМСЯ все их грехи, КРОМЕ ОДНОГО: НЕВЕРИЯ В НЕГО. Христианская религия учит, что праведным образом жизни нельзя заслужить райское блаженство после смерти, но Бог прощает самый тяжкий грех, если грешник любит Бога, раскаялся и попросил у него прощения. Откуда такие представления о Боге? Бог - создатель и повелитель всего сущего. И люди приписывают ему все черты земного инстинктивного лидера - создателя и повелителя стаи: внешность старейшины рода, любовь к восхвалению и прославлению, необходимость подношений и уверений в любви и преданности и прочие, вышеперечисленные качества. Сильный лидер способен легко проникать в святая святых каждого - в его внутренний мир, он видит и понимает душу каждого. Лидера даже очень малой социальной группы её члены считают самым сильным, самым умным и самым талантливым.

А МОЖЕТ БЫТЬ, ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛУЧШЕ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ?

Не по сравнению с лучшими представителями человечества, а по сравнению с его окружением? Ведь если посмотреть со стороны, он (и его ближайшие помощники, если группа достаточно большая) действительно лучше всех остальных. Его глаза и лицо выражают ум и уверенность. Он - личность. Остальные по сравнению с ним - безликий серый фон. Так-то оно так. Но если проследить за образованием группы с самого начала, то можно заметить, что КОГДА ОБРАЗУЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА, ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ИЗМЕНЯЕТСЯ. Пример из первой серии документального телесериала "Последний герой". Взрослого мужчину (офицера-подводника) - человека с умным, смелым и добрым выражением лица, вызывающим к нему симпатию и уважение, осознанно выбрали лидером, и он официально занял этот пост. Но после организации людей в социальную группу он неожиданно стал ничем не примечательным человеком. Его лицо уже ничего не выражало, кроме убеждённости в правоте второго, неофициального, лидера-женщины, и готовности исполнить любую её волю. Яркие признаки его собственной индивидуальности - исчезли. Он стал "серой личностью", как и все остальные.

А кто же истинный лидер этой социальной группы? Кому подчинился офицер? Молодой женщине,которая до того, как стала лидером, ничем не выделялась из общей массы. Но, став лидером, она также изменилась. Её хорошенькое личико потеряло свою прелесть. Оно стало властным и безжалостным. Выражение УДОВОЛЬСТВИЯ от уверенности в своей АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ над членами группы сделало её лицо неприятным (но - только для наблюдателя со стороны). Интересно, что в последующем группа очень быстро отсеяла её (по условию эксперимента, группа периодически отсеивала по одному человеку). И в каждой серии сериала о всё новых и новых группах, люди отсеивали не того лидера, которого они выбрали официально, т.е. ИНСТИНКТИВНО, НО С УЧАСТИЕМ ОСОЗНАНИЯ (как выбирали лидера дети, ждущие отправления в пионерский лагерь), а того, кого они выбрали ИНСТИНКТИВНО и НЕОСОЗНАННО. И "последним героем" всегда становился осознанно выбранный лидер. Что случилось с ними обоими? Изменилось не только их поведение, ИЗМЕНИЛСЯ даже их ВНЕШНИЙ ОБЛИК, - когда они начали взаимодействовать в группе. Не только в указанном примере, а и во всех остальных случаях выражение лица и поведение у людей, образовавших социальную группу, - изменяется. Но наиболее разительно эти перемены видны на лидере. Они настолько быстро появляются и так резко выражены (для умеющего наблюдать), что не укладываются в состояние, обусловленное переменой статуса на более высокий. В человеке как будто ВКЛЮЧАЕТСЯ НЕКАЯ НОВАЯ ПРОГРАММА поведения, и начинают работать ранее не задействованные силы. Его мозг начинает работать в оптимальном режиме, его способности возрастают. На лице появляется выражение чувства ответственности за группу в целом и за каждого из её членов. Кроме того, имеет значение и положительное влияние его группы (вера, любовь, восхищение и пр.). Внешний облик и поведение людей, образовавших социальную группу, В ПРИСУТСТВИИ ИНСТИНКТИВНОГО ЛИДЕРА изменяются в противоположную сторону, они как бы обезличиваются и становятся похожи на "серую массу". Впечатление, что В КАЖДОМ ИЗ НИХ с момента образования социальной группы ВКЛЮЧИЛАСЬ НОВАЯ ПРОГРАММА ПОВЕДЕНИЯ. Подобно тому, как у саранчи вырастают крылья, когда особи собираются в стаю.

Как бы ни отличались друг от друга люди, ставшие лидерами социальной группы, их ИНСТИНКТИВНОЕ поведение в роли лидера всегда ОДИНАКОВОЕ и отличается только способом и степенью воздействия на группу.

ВИДЫ ЛИДЕРОВ

Внимательно наблюдая за поведением людей в социальных группах, можно заметить, что существует только два принципиально различных вида лидеров. Пример одного из них - лидер, выбранный в пионерском лагере. Второй - лидер, выбранный в группе туристов. Выбор лидера в последнем случае НИКОГДА НЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ СЛОВАМИ (как в примере с пионерским лагерем). Всё - на уровне неосознанного невербального общения.

ЛИДЕР ПЕРВОГО ТИПА (преимущественно мужчина) - вождь, это ЛИДЕР ДЕЙСТВИЯ, он ведёт и командует, он ТРИБУН, его не заметить нельзя. Его способ управления явно и очевидно направлен на осознание людей. Назовём его - ведущим лидером (ВЛ). ПОВЕДЕНИЕ ВЕДУЩИХ ЛИДЕРОВ ЗАВИСИТ ОТ ИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ, что обусловливает МНОГООБРАЗИЕ лидеров этого типа. Ведущие лидеры могут быть как демократичными, так и авторитарными, любящими людей (добрыми) или жестокими деспотами. При сильном ВЛ возможен культ личности в большей или меньшей степени .

ЛИДЕР ВТОРОГО ТИПА (преимущественно женщина) - это ЛИДЕР ПОКОЯ, он тихий и незаметный с первого взгляда и предпочитает действовать, находясь в тени. Такого лидера называют "серым кардиналом". Он объединяет людей в социальную группу и подчиняет их своей воле исключительно инстинктивно, с помощью НЕВЕРБАЛЬНЫХ НЕОСОЗАННЫХ способов общения. При этом можно заметить, что ПОВЕДЕНИЕ ЛИДЕРОВ ЭТОГО ТИПА - НЕ ЗАВИСИТ ОТ ИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ (отличие, конечно, есть, но минимальное и не принципиально важное). Эти обстоятельства и дают право назвать их инстинктивно объединяющими лидерами (ИОЛ). Правление ИОЛ - всегда "культ личности".

Термин "ИНСТИНКТИВНО объединяющий лидер" только подчёркивает абсолютно инстинктивную природу воздействия лидера на людей и главное его свойство - объединение разрозненных особей в единый организм, так как способ воздействия на массы ведущего лидера - также инстинктивный, и он тоже объединяет, но главное его свойство - он ведёт за собой к определённой цели.

ИОЛ и ВЛ - это две РАЗНЫЕ ИНСТИНКТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ в рамках стадного инстинкта. Программа ИОЛ, вероятно, более древняя, например, со времён динозавров, когда семья-стая хищных динозавров состояла только из самки и её детёнышей. Самки были значительно крупнее и сильнее самцов, чтобы защитить от них своё потомство. Программа ВЛ сформировалась спустя десятки миллионов лет, когда появились млекопитающие, которые жили парами, и семья-стая состояла из матери - ИОЛ, и отца - ВЛ. Мать объединяла всех в единый организм, а отец - водил сыновей на охоту и защищал семью от других хищников. Если ПРОГРАММА для ИОЛ НЕ ПРЕДПОЛАГАЛА УЧАСТИЯ СОЗНАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ СТАЕЙ, то ПРОГРАММА для ВЛ ТРЕБОВАЛА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МЕНЯЮЩЕЙСЯ ОБСТАНОВКЕ, А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО - МЫШЛЕНИЕ. Эти соображения понадобятся для понимания материала, изложенного ниже.

Следует упомянуть, что ИОЛ на посту руководителя отличить от ВЛ может только всегда осознанный человек, не подверженный инстинктивному влиянию лидера, или - очень наблюдательный человек. Лидером социальной группы может быть каждый, если нет "великого лидера", вождя. Поскольку положение человека в социальной группе, обозначаемое группой греческого алфавита (а в просторечье - "силой") - сравнительное понятие. Лидер ("альфа") в одной группе может быть не лидером ("бетой", "гаммой" или "дельтой") - в другой. Это, так сказать, лидеры второго, третьего и т.д. порядка. Судя по моим наблюдениям, СИЛА ЛИДЕРА представляет собой то КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ, КОТОРОЕ ОН МОЖЕТ ОБЪЕДИНИТЬ. Чем выше у него эта способность, тем сильнее лидер. Есть - великие лидеры, которые могут объединить огромное число людей, в любой группе, как бы велика она ни была, они всегда занимают положение "альфы". Можно ещё выделить ситуационного лидера и формального лидера.

Таким образом, классификация лидеров выглядит следующим образом:

1.Инстинктивно объединяющий лидер.
 1,1.Смешанный лидер (инстинктивно объединяющий лидер в роли ведущего лидера).
2.Ведущий лидер.
2,1.Ситуационный лидер (временный ведущий лидер).
2,2.Формальный лидер (ведущий лидер без наличия лидерского таланта).

Рассмотрим подробней каждый их этих видов лидеров.

ВЕДУЩИЙ ЛИДЕР

ВЛ ведёт людей к поставленной цели, воздействуя на инстинкт и осознание сразу всей социальной группы. Выдвигая цель, он УБЕЖДАЕТ и ДОКАЗЫВАЕТ, воздействуя на осознание людей, подавляет своей волей и очаровывает, воздействуя на их инстинкт. Соответственно, для такого лидера ПРИЕМЛЕМ как АБСОЛЮТНО ИНСТИНКТИВНЫЙ способ подчинения, так и АБСОЛЮТНО ОСОЗНАННЫЙ. КАЧЕСТВО выполнения порученной им работы для него ГЛАВНОЕ в его ОТНОШЕНИИ к члену группы. Обычно, ВЛ есть только в большой социальной группе (если этот человек случайно не окажется в малой). Он имеет огромное влияние на массы, но не имеет АБСОЛЮТНОЙ власти над своими ближайшими помощниками.
Если с предложением вождя его ближайшее окружение не согласно, то даже очень популярному у народа ВЕДУЩЕМУ ЛИДЕРУ МОГУТ НЕ ПОДЧИНИТЬСЯ. Такой случай известен с В. И. Лениным, когда он
вынужден был пригрозить соратникам, что выйдет к народу со своим предложением, и тогда им придётся подчиниться (они подчинились, и революция победила).
Для иллюстрации ведущего лидера приведу известный эксперимент Рона Джонса из книги: Ron Jones, The Third Wave, 1977 (курсив — мой). "Третья волна началась с вопроса Как могли жители Германии утверждать, что они не знали о массовых расправах над евреями? Как могли соседи или даже друзья еврея говорить, что их не было рядом, когда это происходило? Это был хороший вопрос. Я не знал на него ответа. Я решил потратить неделю на исследование этого вопроса.
...
Я прочёл лекцию о красоте дисциплины. ДИСЦИПЛИНА - такая САМОТРЕНИРОВКА, когда ценой преодоления реальных трудностей ДОСТИГАЕТСЯ УЛУЧШЕНИЕ УМСТВЕННЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, окончательная победа.
...
Уровень активности класса резко изменился: РАНЬШЕ в обсуждении принимали участие в основном только НЕСКОЛЬКО человек, а теперь - ВЕСЬ КЛАСС.
...
Каждый ощущал свои способности, и ВСЕ БЫЛИ РАВНЫ МЕЖДУ СОБОЙ. Они ДЕЛАЛИ ОБЩЕЕ ДЕЛО.
...
Ещё более странным казалось ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ответов. Ученики, ОБЫЧНО НЕ РЕШАВШИЕСЯ говорить, НАХОДИЛИ ПОДДЕРЖКУ своим усилиям.
...
Академическая УСПЕВАЕМОСТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОВЫШАЛАСЬ. Я начинал думать, что ОНИ СДЕЛАЮТ ВСЁ, ЧТО Я
ТОЛЬКО ПРИКАЖУ. я назначил трёх учеников сообщать о нарушениях правил поведения половина класса теперь считала своим долгом наблюдать за своими товарищами и доносить на них
...
Эти три юные женщины НАМНОГО ПРЕВОСХОДИЛИ своим ИНТЕЛЛЕКТОМ ОСТАЛЬНЫХ учеников класса. Они обладали спокойной уверенностью в себе, и ИМ НРАВИЛОСЬ , когда обстановка в школе давала им возможность ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ академические и ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ. Эти ученицы казались озадаченными и печальными. Теперь, когда я оглядываюсь назад, они кажутся мне похожими на детей с так называемым ОТСУТСТВИЕМ СПОСОБНОСТЕЙ К УЧЁБЕ.
...
Роберт обладал весьма слабыми академическими способностями Он ВСЕГДА ел ленч ОДИН. Третья волна дала Роберту возможность найти своё место в школе. Он наконец-то стал РАВНЫМ ВСЕМ остальным. Он улыбнулся (ДО ЭТОГО я, кажется, НЕ ВИДЕЛ, ЧТОБЫ ОН УЛЫБАЛСЯ)
...
Третья волна стала ЦЕНТРОМ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ.
...
В аудиторию втиснулось более двухсот учеников. я просил продемонстрировать преданность. Стены помещения задрожали от оглушительных выкриков: "Сила в дисциплине". Казалось, что КАЖДОЕ МОЁ СЛОВО понимают и ЛОВЯТ НАЛЕТУ.
...
Как может народ быть частью какого-то процесса, а потом ПОСЛЕ СМЕНЫ ВЛАСТИ притворяться, что никто ни в чём на самом деле не участвовал? Вы ничем не лучше и не хуже немецких фашистов, которых мы изучали. Вы думали, что вы - избранные. Мы видели, что фашизм - это не то, что делают какие-то другие люди. ЭТО ЧТО-ТО, СИДЯЩЕЕ ВНУТРИ КАЖДОГО ИЗ НАС.
...
Третья волна перестала существовать. Роберт плакал. Я подошёл к Роберту и обнял его. .. Некоторые стали возвращаться, чтобы быстро обнять нас с Робертом. Другие ОТКРЫТО ПЛАКАЛИ Люди сбивались в тесный круг и обнимали друг друга".
Конец цитаты.

Во время этого эксперимента (который длился одну неделю) в классе наступили удивительные перемены. Он обещал им, что дисциплина, как самотренировка, поможет им "достигнуть улучшения умственных и физических возможностей", и их УМСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ уже на третий день РЕЗКО УЛУЧШИЛИСЬ! Экспериментатор приписывал эти перемены введённому им РИТУАЛУ. Но ритуал - это ДЕЙСТВИЕ, а сам он выступил в роли харизматичного ведущего лидера. Во время выполнения "ритуальных действий" три девочки, бывшие лидеры, были самыми неловкими. Но не потому, что действительно были так неуклюжи, а потому, что при появлении сильного ВЛ, политику которого они не приняли, они тут же перестали быть лидерами и потеряли всю свою уверенность. Более того, прежде они "НАМНОГО ПРЕВОСХОДИЛИ своим ИНТЕЛЛЕКТОМ ОСТАЛЬНЫХ", а ПОСЛЕ ТОГО, КАК В НИХ ПЕРЕСТАЛИ ВИДЕТЬ ЛИДЕРОВ,и начали видеть врагов общего дела, они, как и изгой Роберт, начали производить впечатление "детей с ОТСУТСТВИЕМ СПОСОБНОСТЕЙ К УЧЁБЕ". Все стали, РАВНЫ между собой. А мальчик, который всегда был один и никогда не улыбался, т.е. был изгоем в классе, - ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ИЗГОЕМ, и стал "телохранителем" ВЛ. Подростки испытывали душевный подъём и РАДОСТЬ ЖИЗНИ ОТ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ. От осознания важности этих действий для
их развития. ОНИ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ. И вызвал это состояние ведущий лидер (преподаватель), а не просто механическое выполнение бессмысленного по своей сути "ритуала". Он дал им привлекательную цель, наметил путь для её достижения и возглавил их совместные действия.

Полученный эффект можно объяснить тем, что кроме вышеописанных рефлекторных реакций в группе-стае, существует ещё ИНСТИНКТИВНАЯ РАДОСТЬ ЕДИНЕНИЯ. Она возникает во время коллективных действий под руководством ведущего лидера (или ситуационного лидера, который тоже всегда ведущий). При этом УДОВОЛЬСТВИЕ ЗАВИСИТ не от характера действий, а от СОВМЕСТНОСТИ и СЛАЖЕННОСТИ этих действий. Это может быть коллективная игра, совместный труд на благо всех или одного из членов группы, охота и многое другое. В какой-то из моментов слаженного действия внезапно возникает упоительное ощущение ЕДИНСТВА ВСЕХ СО ВСЕМИ, лёгкость в теле, стойкое ощущение тихого и радостного удовольствия от происходящего. Появляется уверенность в себе, ощущение интереса к жизни. ИЕРАРХИЯ ИСЧЕЗАЕТ, нет больше ни "беты", ни "гаммы", ни "омеги". Каждый чувствует себя РАВНЫМ СО ВСЕМИ, подчиняются только ВЛ и его помощникам, которых он назначает и которым даёт задание. В лидере при этом также не видят грозного властелина, которого следует бояться, а видят вождя, за которым хочется радостно следовать.
Радость единства - не менее удивительное и приятное ощущение, чем рефлекторная радость победы.
При нём нет, как при РРП, сильно выраженного, но короткого ощущения ликования и счастья. Радость единства длится долго, столько, сколько длится совместное действие.

"...фашизм - это не то, что делают какие-то другие люди. ЭТО ЧТО-ТО, СИДЯЩЕЕ ВНУТРИ КАЖДОГО ИЗ НАС". Это "что-то" - стадный инстинкт.


ИНСТИНКТИВНО ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ЛИДЕР

ИОЛ, в основном, бывают женщины. В малой социальной группе (если в ней случайно не окажется сильный ВЛ), ИОЛ управляет единолично. При любом даже простом коллективном действии (например, на субботнике) ИОЛ, обычно, отходит в тень, и появляется ведущий СИТУАЦИОННЫЙ лидер (мужчина или женщина), которому ИОЛ как бы молча поручает дело.
Под управлением ИОЛ о равенстве нет и речи, только строгая иерархия. Если ИОЛ - мужчина, то это всегда сильный лидер, который может подчинить большую социальную группу. Как правило, мужчины ИОЛ проявляют активность, свойственную ведущим лидерам. Однако, способ их воздействия на группу - такой же, как и у ИОЛ-женщин, т.е. - абсолютно инстинктивный. Мне довелось наблюдать 33 инстинктивно объединяющих лидера, разного возраста, пола и национальности. И я выделила наиболее характерные черты лидеров этого типа. Как и любой сильный лидер, инстинктивно объединяющий лидер способен видеть души людей.
АБСОЛЮТНАЯ власть над людьми - это главный талант такого лидера и самое выраженное стремление в его жизни, каким бы делом он ни занимался. И, надо заметить, ИОЛ нисколько не стесняются рассказывать о своих мечтах о "радости всевластия", и о том, как им хочется расширить эту власть. А в особых случаях - инстинктивно объединяющему лидеру хочется владеть всем миром. Для этого он может стремиться занять официальный пост, чтобы сделать карьеру и расширить свою власть. И именно такой лидер может обладать БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ.
ИОЛ имеют как будто НЕИСТОЩИМУЮ ЭНЕРГИЮ, интерес и удовольствие от жизни, которые им даёт, как я думаю, постоянное удовольствие от власти, от радости победы над всеми. Они ВСЕГДА АГРЕССИВНЫ и время от времени подтверждают своё право на лидерство агрессией. Лидеры этого типа УВЕРЕНЫ в своей НЕУЯЗВИМОСТИ, чувствуя свою власть над людьми. Они УМЕЮТ ПОДЧИНЯТЬСЯ вышестоящему лидеру, как никто другой, и всегда демонстрирует подчинённым его покровительство.
И НИКОГДА НЕ ОТЧАИВАЮТСЯ при неудачах. Неудачи у лидера вызывают не упадок нравственных сил, а подстёгивают его на борьбу, - тонкую, умную и коварную.

ИОЛ требует любви и страха, восхвалений и даров, веры и подчинения без размышления. Он требует жертв - в виде отказа от удовольствия или от чего-то важного. В вышеупомянутом примере из жизни отдыхающих лидер требовала у людей, собравшихся в поход, отказаться от этого намерения. В другой социальной группе лидер требовала от сотрудников, с интересом смотрящих приключенческий фильм по телевизору, пойти с ней погулять, так как фильм по её мнению не стоит хорошей погоды, - и все, кроме тех, кто не мог уйти с рабочего места, подчинились. Т.е. лидер требовала не только отказаться от удовольствия, но и нарушить трудовую дисциплину - в пику руководителю бригады, формальному лидеру.

Качество выполняемой членом группы работы ИОЛ интересует только во вторую очередь. Прежде всего, их ИНТЕРЕСУЕТ ПОДЧИНЯЕМОСТЬ человека, но не добровольная и осознанная, которую допускает ведущий лидер, а ИНСТИНКТИВНАЯ, на неосознанном уровне, БЕЗДУМНАЯ. ИОЛ НА ПОСТУ РУКОВОДИТЕЛЯ МОЖЕТ ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАТЬ ОЧЕНЬ ПЛОХОМУ РАБОТНИКУ, если тот выражает ему свою ПРЕДАННОСТЬ, игнорировать хорошего работника, если он недостаточно активно восхищается им, и ПРЕСЛЕДОВАТЬ лучшего работника за то, что у того есть СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. Ибо малая группа представляет собой единый организм, который является как бы продолжением ИОЛ, и В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНИХ ДЛЯ ГРУППЫ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ ЛЮДИ ДУМАЮТ И ЧУВСТВУЮТ ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО ИОЛ, ИСКРЕННЕ СЧИТАЯ ЭТО МНЕНИЕ И ЧУВСТВА - СВОИМИ. А от человека, имеющего независимое ЛИЧНОЕ мнение, лидер этого типа старается избавиться. Сила инстинкта лидера этого типа при непосредственном воздействии может подавить любой голос чужого разума, противоречащий его собственному разуму (кроме разума лидеров, равных ему по силе руководящего инстинкта или превышающей её, а также - разума ВО).

Описанная выше ситуация с В.И.Лениным (ведущим лидером), с объединяющим лидером - НЕВОЗМОЖНА. ИОЛ - имеет абсолютную власть над своим ближайшим окружением (инстинктивно соединяясь с каждым из них), а через них - и над массами. Например, И.В. Сталин запретил не отвечать на "провокацию", за которую он принял вторжение фашистов на территорию СССР, и никто из главнокомандующих, вплоть до Крыма, - не посмел ослушаться его приказа.

ИОЛ объединяет людей в социальную группу инстинктивно и неосознанно, и неосознанно же ПРИЗНАЁТ ТОЛЬКО ИНСТИНКТИВНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ. ОСОЗНАННОЕ подчинение, т.е. пропущенное через критику осознания, ИОЛ ИНСТИНКТИВНО и НЕОСОЗНАННО НЕ ПРИЕМЛЕТ.

В большой социальной группе (где, как правило, есть и ВЛ, и ИОЛ) инстинктивные лидеры, и объединяющий и ведущий, руководят вместе. При этом ИОЛ, обычно (но не всегда), уступает "трибуну" ведущему лидеру (даже в том случае, если сила инстинкта ВЛ значительно слабее, чем у него), а сам остаётся в тени. Если ВЕДУЩИЙ ЛИДЕР более сильный, чем ИОЛ (или равен ему по силе), он ОГРАНИЧИВАЕТ ВЛАСТЬ ИОЛ в отношении членов группы, его стремление к подавлению их воли и неоправданным санкциям.


ФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР

Формальный лидер (ФЛ) - это назначенный свыше руководитель, который не является инстинктивным
лидером в данной группе. Ему, конечно, подчиняются, поскольку он обладает официальной властью, но он почти всегда раздражает, так как, заставляя работать, применяет различные "санкции", а не инстинктивное воздействие. Его не боятся обсуждать и критиковать, вслух возмущаться его "несправедливыми" взысканиями. Наряду с ним в группе всегда есть ИОЛ, он находится в тени, но именно им восхищаются и именно его боятся (его санкции страшнее), и только ему все подчиняются с радостной готовностью. В том числе и формальный лидер.

СИТУАЦИОННЫЙ ЛИДЕР

Ситуационный лидер (СЛ) - это временный лидер (затейник, спаситель или герой). Ситуационным лидером может быть каждый, кто чувствует в себе способность справиться с возникшей ситуацией. ЕГО НЕ ВЫБИРАЮТ, ОН САМ ПРЕДЛАГАЕТ СЕБЯ. Ситуационный лидер ведёт и командует, но он не объединяет людей, как это неосознанно делают ВЛ или ИОЛ. Да в этом и нет необходимости. В этих случаях людей объединяет ситуация, которая вызывает единую, объединяющую всех эмоцию, всеобщий порыв. Эта ситуация вызывает и появление героя. При этом люди чувствуют единение ещё до появления ситуационного лидера.
В уже сформированной социальной группе ситуационный лидер ведёт с молчаливой санкции ИОЛ или ВЛ. Без такой санкции этому лидеру никто не поверит, и за ним никто не пойдёт. В отличие от ВЛ или ИОЛ, власти у СЛ нет никакой. У него есть только обязанности, взятые им же самим на себя. Ради него никто не пожертвует своим благополучием (как жертвуют ради ВЛ или ИОЛ). Наоборот, считают вполне естественным, что он жертвует собой ради них или даже ДОЛЖЕН пожертвовать. Когда его миссия закончится, инстинктивный лидер сразу возьмёт правление в свои руки.

-

Герой рискует своей жизнью и может погибнуть. Ведущий и формальный лидеры - работают по "ненормированному" графику и находятся в состоянии хронического стресса, так как постоянно чувствуют ответственность (а если ответственность очень высока, как правило, получают инфаркты миокарда).
Инстинктивно объединяющий лидер, единолично управляющий социальной группой, получает чистое, ничем не омрачённое удовольствие от абсолютной власти над каждым из её членов ("радость всевластия"), а они - получают удовольствие от подчинения ему. Но такая идиллия - только до появления человека, которого инстинктивно объединяющий лидер с
первого взгляда определяет как не подчиняемого, и сразу делает изгоем.

Перепечатка без согласования запрещена.


© Copyright: Лариса Светличная, 2009
Свидетельство о публикации №2903140710