Храм в с. Логиновка Нижний Еруслан

Маргарита Бирюкова
Храм в с.  Логиновка  (Нижний Еруслан) Новоузенского уезда Самарской губернии
(ныне - Краснокутского района Саратовской области).
Некоторые данные по материалам журнала «Самарские епархиальные ведомости» (1897 – 1916 г.г.)

Сведения представлены в хронологическом порядке в виде цитат из журнала «Самарские епархиальные ведомости» (этот журнал есть в свободном доступе в Государственной Публичной Исторической библиотеке России в г. Москве; к сожалению, ксекопирование и фотографирование страниц журнала запрещено, поэтому все данные выписаны «от руки»).
Здесь представлены сведения о священниках, диаконах и псаломщиках, служивших в храме села Логиновка (Нижний Еруслан), о церковных старостах и благотворителях, о наиболее значимых событиях в жизни этого храма, нашедших отражение на страницах журнала «Самарские епархиальные ведомости». Также в сборник включены высказывания священников Самарской епархии о значении Храма Божия в жизни человека, как оно (это значение) понималось священнослужителями в конце 19 – начале 20 в.в., в самые лучшие - «золотые» годы существования  Логиновского  храма. 
Нашим прадедам и прабабушкам в некотором смысле повезло больше нашего – они провели свое детство и молодость в стране еще неразрушенных  - величественных и прекрасных храмов. Мы же, ныне живущие, росли, глядя на руины и оскверненные святыни. Как бы хотелось возродить былую красоту! Если бы это было возможно!
Храм в с. Логиновка состоял в 5-ом благочинническом округе Новоузенского уезда, поэтому в статью включены сведения и о священниках - благочинных 5–го округа. При храме с. Логиновка в конце 19-го столетия была устроена одноклассная церковно-приходская школа, есть немного информации и о её работе.

1897 год
№ 20 от 15 октября 1897 года
«О съезде духовенства Самарской епархии, сессии 1897 года»:
20 августа 1897 г. открылся съезд духовенства Самарской епархии.
От 5-го округа Новоузенского уезда был и.д. благочинного священник Серапион Альтаментов.

1898 год
№ 21 от 1 ноября 1898 года (С. 981)
«Храм есть для нас сокровище неоцененное: он есть источник благодати очищающей и освящающей, вообще источник всех благ, необходимых для спасения души» («Слово в день Казанской иконы Богоматери»).

№ 24 от 15 декабря 1898 года (С. 454)
Резолюция Его Преосвященства от 16 октября 1898 г. «О времени совершения Богослужений в сельских и уездно-городских церквах»:
«Утрени в селах следует служить ни в каком случае не позже 5 часов утра, а литургии с 14 сентября по неделю Св. апостола Фомы не ранее 8 часов, а в летние месяцы не ранее 7 часов, что требуется поставить в непременную обязанность по всей епархии».

1899 год
№ 2 от 15 января 1899 года (часть неофициальная) (С. 65)
«…Что есть Храм Божий? Это училище Боговедения и благочестия… Здесь доныне Сам Дух Истины научает нас устами ангелов и их преемников, пастырей и учителей церкви. Таких ли учителей не слушать? И чему они учат? Учат вере в Бога, Творца, Промыслителя и Искупителя, учат обязанностям исполнять его заповеди, способам обретать благодать Св. Духа, освящающую нас, учат углубляться в собственное сердце для обретения там злата чистой любви к Богу.
Что есть Храм Божий? Это – врачебница духовная. Для исцеления от болезней телесных изобретено множество средств; для исцеления души от яда греховного никто не мог изобрести средства, кроме Самого Бога. И оно изобретено благодатию Божиею, и, как необходимое для всех, преподается безмездно всем. Где и как? В храмах. Тут всегда течет источник здравия душевного – все оживляющая кровь Богочеловека и благодать Св. Духа.
…Что есть Храм Божий? Это всемирное судилище духовное… Что ожидает нас за гробом? Где узнать о сем? – В Храме. Тут суд уже написан (Псал. 149,9); слава всем преподобным, горе и погибель всем неподобным.
..Что есть Храм Божий? Это дом молитвы. А кому из нас неизвестно, как необходима молитва для всякого христианина? От неё рождаются и ею питаются христианские добродетели. Она отверзает небо и низводит оттуда на нас дары Божественной благодати, без которой мы не можем сделать ничего доброго.
Где и выражать нам наши молитвы, как не пред Лицем Божиим? Где искать утешения в наших скорбях и болезнях, как не у Бога? Где скорее могут быть услышаны молитвы наши, как не за бескровною жертвою, как не за ходатайством усердной Заступницы нашей и всех святых?
…Можно и должно молиться Богу и дома, но в Храме всё располагает к молитве: и благолепие Храма Божия, и торжественность священнослужителя, и песнопения, и молитвословия…
Где же молитва наша может быть Богоугоднее, как ни в Храме Божием?.
Таково значение Храмов Божиих». (Из речи протоиерея А. Ястребова при освящении Храма при Мариинском доме сирот воинов 15 ноября 1899 г., с благословения Архипастыря).

№ 3 от 1 февраля 1899 года (часть неофициальная) (С. 128-129)
«Святой Храм – это высшее училище веры и благочестия и истинного просвещения…
Здесь, в храме, христианство является пред нами не в виде только божественного учения и отвлеченных истин, как в школе, а преимущественно в чувственных, осязательных образах, которые неотразимо действуют на всех – и особенно на восприимчивых детей, - действуют на их душу и сердце, утверждая в них святую веру, надежду и любовь.
…Все в храме и поучительно, и назидательно, и спасительно. Здесь … и горящая свеча научает нас гореть любовию к Богу, и воскуряемый фимиам побуждает усердно возносить молитву к Богу, как дым возносится горе!
Но здесь, в храме, само христианство является перед нами и в самих таинствах и действует на нас непосредственно силою этих таинств; самая сокровищница божественной благодати, изливаемой на нас чрез все таинства церкви…» (Священник П. Алексеевский, законоучитель Самарской мужской семинарии «Поучение при освящении Храма при Самарской мужской гимназии»).

1901 год
№ 5 от 1 марта 1901 года
Распоряжения Епархиального начальства:
«Круг дел подлежащих ведению Преосвященного Викария Самарской Епархии»:
…По ходатайству Его Преосвященства – открытие в Самарской епархии викариатства. Преосвященному Викарию должны быть подчинены в ближайшее заведывание Николаевский и Новоузенский уезды, как ближайшие к его местопребыванию…

№ 6 от 15 марта 1901 года
Распоряжения Епархиального начальства:
«О Высочайшем пожаловании архиерейского облачения с митрою Преосвященному Тихону, епископу Николаевскому, викарию Самарской епархии»:
- отношение Г. Обер-Прокурора Св. Синода, на имя Его Преосвященства, от 26 февраля с.г., за № 1459, между прочим следующего содержания: «Государь Император, по всеподданнейшему докладу моему о посвящении настоятеля Спасо-Преображенского единоверческого монастыря, архимандрита Тихона во Епископа Николаевского, викария Самарской епархии, Всемилостивейше соизволил в 23-й день февраля сего года, пожаловать сему Преосвященному полное архиерейское облачение, с митрою, из кабинета Его Императорского Величества.

№ 23 от 1 декабря 1901 года (С. 373)
От Самарской Духовной Консистории:
«Ведомость о раскладке по церквам епархии % сбора в духовно-учебный капитал, увеличенного согласно определению Св. Синода, Высочайше утвержденному 24 апреля 1901 г.»:
По 5-ому округу Новоузенского уезда:
1. Белокаменка – 40р.8к.
2. Владимировка – 20р.30к.
3. Воскресенка – 90р.70к.
4. Дьяковка – 87р.70к.
5. Верхний Еруслан – 71р.67к.
6. Нижний Еруслан – 71р.54к.
7. Красный Кут – 73р.86к.
8. Красный Яр – 40р.8к.
9. Ровное – 56р.76к.
10. Салтово – 75р.74к.
11. Черебаево – 69р.30к.
Всего – 697р.73к.
(Из данной записи следует, что в 1901 году в 5-ом благочинническом округе Новоузенского уезда было 11 храмов, а распределение сбора денежных средств, по всей видимости, было выполнено пропорционально количеству жителей и/или учащихся, проживающих в указанных селах.  Таким образом, самыми крупными, самыми многонаселенными в 5-ом округе были села: Воскресенка, Дьяковка, Салтово, Красный Кут, Верхний Еруслан и Нижний Еруслан-Логиновка).

1903 год
№ 5 от 1 марта 1903 года (С. 56)
«Маршрут следования в 1903 г. Чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших»: г. Самара, Новоузенский уезд: Колония Ровное,
Села: Черебаево, Красный Яр, Иловатый Ерик, Колышкино, Новая Полтавка, Старая Полтавка, Харьковка, Салтово, Дьяковка, Воскресенка, Нижний Еруслан (Логиновка), Красный Кут, Константиновка, Верхний Еруслан (Карпенка), Красненькое, Борисоглебовка, Алексашкино, Орлов Гай, Новорепное, Новотроицкое (Перекопное), Дергачи, Мавринка, Ершов (ст. ж.д.).
Вот что рассказывалось об этой  иконе в статье «Встреча чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших»: «…Несколько слов из истории явления этой иконы и пребывания Ее именно в Раковском (Свято-Троицком) женском монастыре.
В половине 17 века в обширной местности, занимаемой настоящей Саратовской губерниею, для защиты местных жителей от набегов татар, калмыков и других инородцев, населявших восточную часть Европейской России, был назначен воевода из древнего дворянского благочестивого   рода Кадышевых. В 1666 году по р. Волге  приплыла к г. Саратову св. икона «Взыскание погибших», была взята из воды и принесена к Саратовском воеводе. Он помесил ее в своей моленной комнате. Пребывание св. иконы в доме воеводы вскоре ознаменовалось чудесными явлениями.
Из одного местного храма было похищено церковное имущество. Долго отрицали виновники кражи, с очевидностью подозреваемые, свое участие и виновность. Воевода, получивший незадолго пред сим исцеление по молитвам пред св. иконою, возложил и в этом деле свою надежду на Богоматерь. Он приказал, чтобы подозреваемые в краже, помолившись пред иконою, в доказательство своей невиновности поцеловали св. икону. И вот, когда первый из них, сделав два поклона пред иконою, хотел дерзновенно облобызать пречистый лик Богоматери, тотчас же упал и всенародно сознался в своей вине. Сознались вскоре и его сотоварищи. Так эта фамильная дорогая святыня переходила от предков Кадышевых к потомкам в течение 150 лет и, наконец, перешла к Анне Ивановне Кадышевой, которая и была основательницей Раковской общины. Г-жа Кадышева, с благословения преосв. Феофила, посещала некоторые города для сбора пожертвований на общину. Была, между прочим, и в С. – Петербурге. Здесь в доме у графа Шереметьева опасно заболел 11-летний отрок – сын. Врачи приговорили больного к смерти. Кадышева, случайно присутствовавшая в доме графа, видя печаль отца, предложила обратиться с молитвою пред св. иконою. Принесена была икона, неизменная спутница Кадышевой, и, по отслужении молебна, отрок тотчас почувствовал себя легче, а потом и совсем выздоровел.
Митрополит Филарет, до которого дошли слухи об этом чудесном событии, пожелал видеть св. икону. Долго любовался он ликом Богоматери и сказал: «Дивен Бог во святых своих, а кольми паче в лике Пренепорочной Своей Матери». Узнав же, что граф Шереметьев возымел ревностное желание украсить икону богатой ризой, дал ему совет не покрывать иконы ризой, а только сделать венец и даже сам нарисовал для нее киот.
При возвращении из Петербурга Кадышева заезжала в Нижний Новгород, и здесь Преосвященный Владыка Нектарий Нижегородский пожелал иметь копию с сей иконы, поручив инокине Дивеевского монастыря списать копию, каковая и по настоящее время находится в Нижегородском ярмарочном соборе.
В 1862 году Епархиальным Начальством было разрешено св. икону брать в некоторые дома благочестивых жителей, с 1863 г. – во все дома окрестных сел, близких к Раковской обители. В настоящее время св. икону носят по всем городам и селам нашей обширной Епархии по особому на каждый раз составленному маршруту». (№ 11 от 1 июня 1910 г., С. 644)

№ 11 от 1 июня 1903 года (С. 611)
12 мая скончался благочинный 5 округа Новоузенского уезда священник Полиевкт Флоров

1906 год
№ 17 от 1 сентября 1906 года (часть неофициальная) (С. 800)
«Епархиальный съезд духовенства сессии 1906 года»
Открылся 22 августа. От 5-го благочиннического округа Новоузенского уезда на нем присутствовал священник Иоанн Соколов.

1907 год
№ 1 от 1 января 1907 года (С.5)
Утверждены в должности: исправляющие должность благочинного… по 5 округу Новоузенского уезда – священник села Красного Кута Иоанн Орлов – от 6 декабря 1906 г.

1908 год
№ 6 от 15 марта 1908 года
Преподается архипастырское благословение в грамотах:
- старосте церкви с. Нижнего Еруслана, Новоузенского уезда, Василию Слугину, за бескорыстное и усердное служение церкви Божией,
- крестьянину села Нижнего Еруслана Кондрату Демину за честную и долголетнюю службу сторожем при приходском храме…

1909 год
№ 15 от 1 августа 1909 года (С. 479)
Перемещены: …псаломщик с. Белокаменки, 5 окр. Новоузенского у., Феодор Сисоев,  к церкви с. Ниж. Еруслана (Логиновки), того же уезда, 4 июля.

1910 год
№ 2 от 15 января 1910 года (С. 37)
Преподается Архипастырское благословение в грамотах:
… - крестьянину с. Нижнего Еруслана, Новоузенского уезда, Степану Фатееву, во внимание к его усердию, с которым он принимает участие в чтении и пении во время Богослужения в течение многих лет.
№ 8 от 15 сентября 1910 года (С. 166)
Рукоположены:… псаломщик церкви с. Ниж. Еруслана, Новоузенского уезда, Феодор Сисоев, в сан диакона, с оставлением на занимаемом месте.

1911 год
№ 2 от 15 января 1911 года (С. 71)
Вакантные места диаконские: … при церкви с. Ниж. Еркслана, 5 округа Новоузенского у.
№ 3 от 1 февраля 1911 г.
(С. 76)
Перемещены: … состоящий на вакансии диакона при церкви с. Нижнего Еруслана, Новоузенского у., священник Иоанн Терсиков на священническую вакансию к церкви с. Владимировки, того же уезда, 17 декабря.
№ 4 от 15 февраля 1911 г.
(С. 143)
Перемещены: …диакон Николаевской церкви с. Дьяковки, Новоузенского уезда, Константин Румянцев на штатную диаконскую вакансию к церкви с. Ниж. Еруслана, Новоузенского у., 18 января.
(С. 146, 150)
«Список лиц, избранных и утвержденных церковными старостами на новое трехлетие»
К церквам 5-го округа Новоузенского уезда: … Ниж. Еруслана – Василий Слугин.
№ 10 от 15 мая 1911 г. (С. 248)
Перемещены: … Состоящий на вакансии псаломщика при церкви села Нижнего Еруслана, Н.у., диакон Николай Тришин к церкви села Балашей, того же уезда, 25 апреля;
№ 11 от 1 июня 1911 г. (С. 286)
Рукоположены: диакон села Нижнего Еруслана Н.у. Константин Румянцев в сан иерея, с оставлением на занимаемом месте , 8 мая.
№ 12 от 15 июня 1911 г. (После с. 298)
«Отчет о состоянии церковных школ Самарской епархии за 1909-1910 учебный год»
Одноклассных церковно-приходских школ было в Новоузенском уезде – 84.
Всего в церковных школах Новоузенского уезда было 5740 учащихся (2520 м. + 3270 д.)
…Все школы, одноклассные и грамоты, - по успешности можно разделить на 3 группы: 1) вполне удовлетворительные или хорошие, 2) удовлетворительные, 3) слабые.
К 1 группе в Новоузенском уезде относятся: Августовская, Мироновская, Ново-Александровская, Дергачевская, Петропавловская, Дергачевская Михаило-Архангельская, Новорепнинская, школа Александровского поселка, Марьевская школа, Бобовская школа, Пензенская, Тамбовская, Покровская – Слободы Покровской, Верхне-Ерусланская, Нижне-Ерусланская, Владимировская, Ахматская, Красно-Кутская, Салтовская, Потемкинская и Старо-Полтавская.
Учащие школ, наиболее ревностно относящиеся к школьному делу:
В Новоузенском уезде: Ахматской – Белякова Дарья, Владимирской – Никифоров Мих., Краснокутской – Орлова Нимфодора, Нижне-Ерусланской -  Егорова Екатерина, Старо-Полтавской – Алферова Кл. (особенно) и др.
№ 13 от 1 июля 1911 г. (С. 302)
Перемещены: состоящий на вакансии псаломщика при церкви с. Спасского, 1 округа Самарского уезда, диакон Илья Казаров, на вакансию псаломщика к церкви с. Нижнего Еруслана, 5 округа Новоузенского уезда.
№ 18 от 15 сентября 1911 года
Преподается Архипастырское благословение с выдачею грамот:
…- крестьянам с. Нижнего Еруслана, Новоузенского уезда, Ивану Чикунову и Трофиму Ефимову за пожертвование в пользу храма с. Владимировки 65 рублей на благоукрашение.

1913 год
№ 3 от 1 февраля 1913 года (После с. 85)
«Отчет о состоянии церковных школ Самарской епархии в 1911-1912 учебном году»
Среди заведующих и учащих, «наиболее ревностно относящихся к школьному делу» отмечены законоучитель Нижне-Ерусланской школы – о. В. Поляков и учащая Нижне-Ерусланской школы – Е. Егорова.
№ 9 от 1 мая 1913 года
Государь Император Всемилостивейше соизволил пожаловать медалями с надписью «За усердие» серебряными на Станиславской ленте церковных старост церквей: … с. Нижнего Еруслана, Новоузенского уезда, Василия Слугина.

1914 год
 № 1 от 1 января1914 года
«Отчет Самарского Епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ в 1912-1913 учебном году»
В Новоузенском уезде было 98 школ. Из них  2 второклассные, 2 двухклассные, 93 одноклассные и 1 школа грамоты.
Общее число учащихся — 2992 м. и 3824 д., в т.ч. в одноклассных школах — 2837 м. и 3571 д.
Уездный наблюдатель лучшими по постановке церковного пения в школах отмечает школы:  в т.ч. Ахматскую, Владимирскую, Краснокутскую, Логиновскую (Ниж. Ерусланскую).
При 24 церковных школах Новоузенского уезда проводились народные чтения (всего за год - 465 чтений), в т.ч.: во Владимировской школе — 37 чтений, в  Краснокутской - 10 чтений с детским хором и волшебным фонарем, в Логиновской - 30 чтений с волшебным фонарем, в Усатовской - 15 чтений.
Отмечены учащие, наиболее ревностно  относившиеся к школьному делу: учителя Владимирской шк. -  М. Никифоров и А. Макаренко, Красно-Кутской — н. Родионова и К. Началова, Карпенской — Переверзев Козьма, Н. - Ерусланской — Е. Егорова, Дьяковской второклассной — В. Кузнецов, Е. Розов и Ефремов, Дьяковской образцовой — П. Тихомиров и др.
По Новоузенскому уезду особыми заботами по школе и усердием в преподавании   Закона Божия заявили себя о.о. Заведующие и законоучители школ - священники: в т.ч. о.о. Благочинные Новоузенского у., священник с. Логиновки - о. В. Поляков, Дьяковки — о. М. Царевский, с. Карпенок — о. А. Замоломский и др.

№ 2 от 15 января 1914 года (С. 22)
Список монастырей и церквей епархии и частных лиц, сделавших пожертвования на построение Самарского епархиального миссионерского дома-храма, в память 300-летия Царствия Дома Романовых:
…Церкви 5 округа Новоузенского уезда, сел:
Ахматовки – 60 коп.,
Владимировки – 4р.46к.,
Дьяковки – 1р.44к.,
Нижнего Еруслана – 3р.75 к.,
Красного Кута – 2р.96к.,
Усатова – 60 к. и т.д.

№ 5 от 1 марта 1914 г. (часть неоф.) (с. 204-206)
Из епархиальной жизни
«Приходская радость в с. Логиновке, Новоузенского у.»:
«13 и 14 декабря 1913 года в селе Логиновке, 5-го благочиннического округа Новоузенского уезда, совершено было местным благочинным о. И. Орловым, с участием кроме него 10-ти священников, торжественное освящение новоустроенного благолепного храма в честь Казанской Иконы Божией Матери с правым приделом в честь святых Апостолов Петра и Павла. По своей внутренней отделке, а равно и наружному виду храм этот может соперничать со многими городскими и даже губернскими церквами. Вместимостью по плану рассчитан на 1800 человек, но  на самом деле может вмещать гораздо более сего. Отопляется каменным углем. Пол из терракотовых плиток весьма изящен. Особенно красив новый иконостас, изготовленный фирмою И.М. Дикарева в Москве. Все иконы за стеклом. Особенно хороши иконы нижнего яруса: Спаситель и Божия Матерь — по оригиналам Васнецова и Нестерова. Купол и все стены украшены священными изображениями по лучшим художественным образцам. Все свободные от священных изображений места украшены орнаментами. Света в храме вполне достаточно. Для певчих устроены красивые и поместительные хоры в средней части храма. Стоимость храма в внутренней отделкой доходит до 90 тысяч рублей.
Как чин освящения, так и вообще все Богослужение совершалось в переполненном богомольцами храме, не только местными прихожанами, но и прибывшими из многих окружающих сел, - и при самой торжественной обстановке. Пел местный хор певчих под управлением опытного и искусного регента И.П. Пискуна. За старшего диакона служил, приглашенный нарочито из Уральска, О. Фома Пстыга, держащийся хорошо во время службы и отличающийся отчетливым произношением эктений. Некоторые песнопения, исполнявшиеся духовенством (всего в количестве 18 человек, считая диаконов и псаломщиков), были заранее прорепетированы,  как например Величание, Приидите поклонимся «Архиерейское», Взбранной Воеводе, Святый Боже и тройное «Господи помилуй» на осенение Св. Крестом: «Господу помолимся, рцем вси», отчего много приобрели в стройности, согласии, уверенности и одушевлении.
Долг проповедничества взяли на себя и исполнили с большим подъемом и чувством О. Благочинный И. О-в и настоятель церкви о. В. П-ов, произнесшие по два экспромта каждый.
О. И. О-в произнес 1-й экспромта всенощной 12-го на текст Св. Патриарха Иакова: «Как страшно сие место! Это дом Божий! Это врата Небесные!» Быт. XXVIII, 17.
2-й экспромт 13-го утром пред крестным ходом со св. мощами.
Настоятель церкви О. В. П-ов произнес 1-й экспромт в конце всенощной 12-го, а слова Св. Иисуса Навина: «Освятитесь (к утру), ибо завтра сотворит Господь среди вас чудное» Иисус Нав. III, 5, о необходимости благоговейного приготовления со стороны присутствующих к предстоящему освящению храма.
13-го за литургией на «Буди имя Господне»... им же было произнесено заранее составленное поучение на текст: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он»!
2-й экспромт был произнесен О.В. П-овым 14 за литургией, после запричастного стиха: о силе и значении духовного приобретения для прихода в лице новых ближайших покровителей, святых Апостолов Петра и Павла, в честь которых освящен правый придел.
Вообще можно быть уверенным в том, что совершившееся приходское событие надолго сохранится в памяти всех присутствующих, как светлая страница из жизненной книги, запечатленная высокими религиозными переживаниями...
Церковное торжество закончилось скромною трапезою в доме о. Настоятеля, куда были приглашены представители местной власти, строители, попечители, ктитор, регент хора, учительницы и все духовенство. Здесь вспомнили с сочувствием и искренним сожалением об отсутствии на торжестве Преосвященного Архипастыря Епископа Тихона, что и выразили в посылке ему от лица всех присутствовавших сочувственной телеграммы. Его преосвященство — Владыка Тихон, по усердной просьбе прихожан, выразил согласие на приезд в с. Логиновку для личного участия в освящении храмаю. Но был задержан делами Епархии — по случаю неожиданной кончины Епископа Симеона. Все же прихожане не теряют надежды — видеть у себя Владыку когда-либо в другое время, во вновь освыященном храме.
В здании сельского правления был устроен двухдневный обед от сельского общества для своих и пришлых бедных. Участвовало в сем обеде за два дня до 600 человек.
Иерей — участник торжества».
(Это знаменательное событие – освящение вновь устроенного Логиновского храма произошло в декабре 1913 года, а в августе 1914 – всего через 7,5 месяцев началась 1-я Мировая война. И меньше, чем через 4 года произошла Октябрьская Революция, после которой начались массовые закрытия храмов и гонения на священников).

№  8-9 от 15 апреля и 1 мая 1914 г. (с. 141-142)
Преподается  Архипастырское благословение с выдачею грамот: … членам строительной комиссии по постройке деревянного храма в с. Логиновке, Новоузенского уезда, Алексею Бахтурину, Николаю Алпатову, Григорию Андрееву, Александру Карякину, Василию Чикунову, Ефиму Никитину, Павлу Клемешову, Трофиму Ефимову, Марку Юдину и Степану Непряхину, председателю церковно-приходского попечительства Титу Андрееву, членам того же попечительства: Якову Агапову, Григорию Лямкину и Петру Гониенко, церковному старосте Василию Слугину и его кандидату Симеону Гониенко и всем прихожанам с. Логиновки за выдающиеся труды, понесенные ими за время построения приходского храма; бывшему сельскому таросте с. Логиновки, Новоузенского уезда, Ивану Лямкину за полезное содействие при решении вопроса о сооружении нового иконостаса во вновь выстроенном приходском храме.

№ 11 от 1 июня 1914 г. (с.202)
Государь император Всемилостивейше соизволил к 6 мая 1914 г. высокоторжественному дню рождения Его Императорского Величества сопричислить Его Преосвященство, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Уральского, Викария Самарской епархии, к ордену Св. Владимира 2-й степени.
Награждены орденами: орденом Св. Анны 3-й степени: … церкви села Красного Кута Новоузенского уезда священник Иоанн Орлов (благочинный 5-го округа Новоузенского уезда).

№ 13 от 1 июля 1914 г. (после с. 307)
«Список церквей и приходов по благочинническим округам на 1914 год»
Новоузенский уезд
1 округ — 20 церквей
2 округ — 22 церквей
3 округ — 19 церквей
4 округ — 13 церквей
5 округ — 16 церквей
6 округ — 12 церквей
В 5 округе Новоузенского уезда (Благочинный св. с. Красного Кута Иоанн Орлов) находились следующие церкви:
• Николаевская — с. Ахмата
• Михаило-Архангельская — с. Белокаменки
• Николаевская — с. Владимировки
• Иоанно-Предтеченская — с Воскресенки
• Николаевская - сельца Ильинки, временно закрыта по бедности прихожан и приписана к ц. Воскресенки
• Николаевская — с. Дьяковки
• Александро-Невская домовая, при второклассной школе, приписанная к церкви с. Дьяковки
• Успенская — с. Карпенок
• Казанско-Богородицкая — с. Логиновки
• Михаило-Архангельская — с.Красного Кута
• Христо-Рождественская — с. Красного Яра
• Рождество-Богородицкая — с. Ровного
• Покровская — с. Салтова
• Успенская — сельца Шмыглина, приписанная к ц. с. Салтова
• Троицкая — с. Усатова
• Михаило-Архангельская — с. Черебаева
№ 21 от 1 ноября 1914 г.
От Самарского Епархиального Комитета по оказанию помощи воинам и их семьям
В кассу Самарского Епархиального Комитета по оказанию помощи воинам и их семьям с 10 сентября по 23 октября с.г. Поступили следующие пожертвования деньгами:
• …от  завед. Краснокутской церковно-приходской школы св-ка В. Полянцева — 30 р.
• от завед. Дьяковской второкл. Школы — 18р. 10 к.
• от завед. Логиновской церковно-приходской школы — 2р. 94к.
• от завед. Владимирской церковно-приходской школы - 3 р. …
(Та же информация в № 23 с. 735-740 «Отклики войны в церковных школах Сам. Епархии»)

1915 год
№ 4 от 15 февраля 1915 г. (после с. 68)
«Отчет Самарского Епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ в 1913-1914 учебном году».
В Новоузенском уезде было церковных 99 школ, из них  2 второклассные, 2 двухклассные, 94 одноклассные и 1 школа грамоты.
Общее число учащихся — 2942 мальчиков и 3885 девочек, в т.ч. в одноклассных школах — 2805 м. и 3622 д.
Из 99 школ Н.у. 38 с квартирой учащему и 56 без квартир, 69 удобных и 25 нецдобных, 14  - помещются в наемной квартире.
Новоузенский о. Уездный наблюдатель лучшими по постановке и успешности предмета Закона Божия считает следующие школы: в т.ч. ...Владимирскую (знания обстоятельные), Карпенскую (преподавание обстоятельное и весьма толковое), Дьяковскую-Николаевскую (знания обстоятельные и твердые), Логиновскую (предмет усвоен весьма сознательно).
В остальных школах Новоузенского у. предмет постановлен вполне удовлетворительно. По церковному пению обучение по программе ведется сравнительно в немногих школах, где учащиеся знакомятся с нотами. В большинстве школ учащиеся поют на слух в один, два и реже в три голоса молитвы, во многих школах и песнопения всенощного бдения и литургии. В некоторых школах пение совсем не преподается (по неспособности к нему учащих).
В 34-х школах Новоузенского у. разучены гласы, тропари воскресные и праздничные, песнопения всенощного бдения и литургии:  в т.ч. Ахматская, Владимирская, Краснокутская, Логиновская, Мало-Узенская, Салтовская, Карпенская и др.
В деле преподавания школьного пения участвуют не только псаломщики, но и священники. Так пение преподавали Логиновский священник о. Румянцев…
По обучению Церковно-славянской грамоте — среди лучших отмечены Владимирская и Логиновская школы.
По Новоузенскому уезду среди священников и учащих, отличающихся  «особенною ревностью и вниманием к школьному делу», в т.ч. названы: все о.о. Благочинные Новоузенского у. , священник с. Логиновки - о. В. Поляков, учительница Логиновской школы -  Е. Егорова.

№ 11 от 1 июня 1915 г. (после с. 179)
« Отчет Самарского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1914 год» (с.4-12 отчета)
«...Как и в предыдущие годы, так и в отчетном году Отделом в целях ознакомления православно-русского общества с положением Св. Земли было организовано в г.Самаре и по уездным городам и селам очень много чтений и бесед о св. земле, для чего лица, принимавшие участие в чтениях, и снабжались Отделом соответствующей литературой. Эти чтения и беседы касались нге только  Св. Земли, но и других святынь зарубежного христианского мира.  … Чтения происходили: по Новоузенскому уезду: ...в 18 церквах уезда, в т.ч. В Дьяковке (21 чт. - свящ. И. Поляков и М. Царевский), Карпенках (7 чт. - св. А. Замоломский), Логиновке (2 чт. - св. В. Поляков), Красном Куте (1 чт. - св. И. Орлов)...
Итого более чем в 200 пунктах Сам. Епархии было более 2500 чтений, на которых перебывало более 40 000 слушателей...»

№ 23 от 1 декабря 1915 года
Распоряжения Епархиального начальства:
Награждены … набедренником: …священник с. Логиновки, Новоузенского уезда, Константин Румянцев…
№ 24 от 15 декабря 1915 года (С. 567)
Уволены: за штат священник с. Нижнего Еруслана, Новоузенского уезда, Василий Поляков в виду поступления в число студентов Казанской Духовной Академии,  15 ноября.

1916 год
№ 1 от 1 января 1916 года (С. 2)
Перемещены: … священник с. Верхнего Еруслана, Новоузенского уезда, Александр Замоломский к церкви с. Логиновки, того же уезда, 17 ноября. 

 
 О последнем священнике с. Логиновка известно мало.
Возможно, это был Бондаренко Михаил Кузьмич. На сайте «Мемориал» о нем написано следующее: Родился в 1884 г., АССР Немцев Поволжья, с. Красный Кут; священник. Проживал: Краснокутский кантон, с. Салтово. Арестован 15 декабря 1930 г.
Приговорен: тройка при ПП ОГПУ по НВК 4 апреля 1931 г., обв.: за а/с агитацию и участие в к/р организации.
Приговор: ВМН Расстрелян 27 апреля 1931 г. Место захоронения - г. Энгельс. Реабилитирован 30 июня 1989 г. Саратовской областной прокуратурой
Источник: Книга памяти Саратовской обл. - подготовительные материалы (http://lists.memo.ru/d5/f78.htm).
В Интернете на сайте Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ), на  котором ведется обширная база данных репрессированных священников,  можно прочитать материалы "Дела священников о.Карпа Мусаткина, о.Михаила Хераскова и др. (11 человек), г.Покровск (Энгельс), 1931г." (Архив УФСБ по Саратовской обл. Д.ОФ-24805), в котором есть такие записи:
            - «Установлено, что на территории АССР Немцев Поволжья существовала   к/р (т.е. контрреволюционная)  повстанческая организация духовенства, возглавляемая и руководимая духовенством и создавшая по всей почти территории республики     многочисленные к/р ячейки повстанческого характера.
       Организация имела свои ячейки в следующих населенных пунктах: В г.Покровске - возглавляемая попом М. Херасковым, членом Епархиального Совета, попом К. Мусаткиным. Покровская ячейка группировала около себя ячейки из окружающих сел: в Анисовке (Покровский кантон) - возглавляемая  попом Т.В. Угловым, в Квасниковке - попом А. Антоновым, в с. Калуге   (Федоровский кантон) - попом Георгиевским, в с. Ваулино - попом Шаровым,  в с. Мордовое - попом Крестовоздвиженским, в с. Ахмат - попом Омировым,   в с. Салтове - попом Бондаренко, в с. Красный Кут - попом Годиновым,    в с. Ахмат - попом Батаевым...
       Возникновение организации духовенства относится к 1919г. с момента приезда  в г.Покровск епископа Тихона (Оболенского)...   С приездом же Тихона организация превратилась в к/р организацию, ставящую       целью борьбу с мероприятиями Соввласти…»

- «Были вскрыты и ликвидированы следующие к/р  ячейки:
в с.Ваулино - во главе с попом Шаровым, в с.Ахмат - попом Омировым, в с.Мордовое - с попом Крестовоздвиженским, в с.Ахмат Краснокутского кантона - во главе с попом Батаевым, в Красном Куте - с попом Годиновым, в с. Логиновке - с попом Бондаренко, в с.Романовке и с.Калуге Федоровского кантона активнейшее участие принимал священник Георгиевский, завербованный   попом Антоновым...
      Подобные ячейки теперь нами вскрыты и в г. Покровске, Квасниковке и Анисовке... В Покровске - руководители ячеек Мусаткин, Херасков, Белов.
      В Анисовке - Углов и в Квасниковке - Антонов.
      Как ранее ликвидированные, так и вновь вскрытые ячейки к/р организации, ставили себе общие цели, т.е. свержение Советской власти путем  вооруженного восстания и восстановление демократической республики».
Итак, в одном и том же деле говорится о священнике с. Салтова Бондаренко и священнике с. Логиновка Бондаренко. Непонятно, это два разных человека – однофамильца, или это одно и то же лицо, просто перепутано название села, где служил священник Бондаренко.
«27 августа 1931г. было составлено обвинительное заключение, следствие было закончено, и 31 августа 1931г. тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю вынесла обвинительный приговор по ст.58-10,58-11 УК РСФСР. Восемь обвиненных по делу были приговорены к 10 годам концлагерей, один человек (священник А.А.Попов) - к 5 годам концлагерей, и двое (священники Ф.Д.Волковский и Т.В.Углов) - к 5 годам высылки в Северный край.
 Все проходившие по делу были реабилитированы 13 апреля 1989г. прокуратурой Саратовской обл.»
К сожалению, данные названных интернет-сайтов разноречивы. По данным сайта «Мемориал», практически все проходившие по делу священники погибли мученической смертью - были расстреляны в г. Энгельсе (Покровске).
Восстановить (или уточнить) истину еще только предстоит. И это обязательно надо сделать! Чтобы добрая память о погибших священниках навсегда сохранилась на их Родине, в тех селах, где они служили…

О разрушающемся храме в с. Логиновка в последнее время было несколько публикаций в местной прессе. В интернете можно прочитать интересную статью Ольги Новиковой (от 29.03.2008) «Исчезающая красота: История храма, которого скоро не будет» на сайте http://www.eparhia-saratov.ru/.