Хутор Терновая Балка. 1938 год

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Жители хутора Терновая Балка. 50-е годы.
Заведующая начальной школой Исаенко (Высочкина) Полина Емельяновна (во втором ряду, справа вторая). Ее муж - Высочкин в третьем ряду, справа первый.

ФОТО из семейного альбома В.И. Пузикова - автора.

***


ХУТОР ТЕРНОВАЯ БАЛКА (ТЕРНОВЫЙ) Благодаренского района Орджоникидзевского (Ставропольского) края с 1929 года являлся центральной усадьбой «Коммуны», а с 1935 года – колхоза «Красное Знамя».

Поэтому хутор имел несколько названий: «Коммуна», «Терновая Балка» или «Терновый».

К концу 1938 года в хуторе проживало 175 человек.
В индивидуальном секторе насчитывалось крупного рогатого скота 48 голов, молодняка 30 голов, овец 69 голов, свиней 123 голов и птицы 360 штук.   [29]

***

Хутор Терновая Балка состоял из одной широкой улицы. В центре хутора на высоком фундаменте с подвалом стояло довольно большое здание, в котором  располагались начальная школа и магазин.
 
Заведовала школой Полина Емельяновна Исаенко (по мужу – Высочкина). После ликвидации хуторов она переехала в поселок Ставропольский.

Моя первая учительница Скокова (Катасонова) Лидия Алексеевна, позднее работала в СШ № 6 города Благодарного.
В начальной школе я окончил четыре класса.

    Заведующим магазином работал Сапрыкин Алексей Ефимович, продавцом – его жена – Сапрыкина (Дорохина) Нина Михайловна.

***

    То, что в поселке «коммуна», подчеркивало жилье. По верхнему порядку улицы стоял длинный жилой дом, метров 150, под общей крышей. Один длинный барак как бы подчеркивал: крестьяне объединились, живут общиной, коммуной!

Каждая семья имела две комнаты, между ними сени с двумя входами. С улицы было крыльцо – парадный вход, и вход с хозяйственного двора, где имелись сараи и подвалы.

Около этого длинного дома огородов не было, так как он располагался на крутом, каменистом склоне и земля была неплодородной. Огороды и сады каждая семья имела на склонах балки, ниже улицы и западнее по балке.

    В самой восточной части этого дома-барака размешался клуб, где демонстрировали фильмы. С центральной усадьбы Красноключевского сельского совета –  хутора Алтухова два-три раза в неделю приезжал киномеханик с киноаппаратом, бензиновым движком и коробками с кинофильмами.

    Рядом с клубом, то есть через стену, жила моя двоюродная бабушка Дмитриева Варвара. После занятий, я шел домой на хутор Копани, делал уроки, а к вечеру шел на хутор Коммуна смотреть фильм. После просмотра фильма ночевал у бабушки Вари, утром шел в школу. И так всегда в те дни, когда привозили кинофильмы.

    Примерно в середине барака в одном из помещений располагался медицинский пункт. Фельдшер обслуживала несколько хуторов. Роды у хуторянок принимала бабка-повитуха.

***

  Хутор имел достопримечательность: по центру верхнего порядка улицы стоял огромный амбар из круглых бревен, на высоких, выложенных из камня, тумбах. Когда хутор ликвидировали, амбар еще долго стоял, как памятник коллективному хозяйству!

  Рядом с амбаром располагались нужные колхозные постройки: конюшня и кузня. На кузне всегда было оживленно и весело, так как мужики собирались потолковать за жизнь, сыграть в карты, выпить винца.

  Восточнее амбара и по нижнему порядку улицы стояли обычные небольшие домики, состоящие из двух комнат и сеней. Были и совсем небольшие саманные хатенки, из одной комнаты и сеней.

  Ниже амбара, в балке был большой колодец под номером 144 с хорошей питьевой водой, с дебитом 1,2 куб. м в сутки. Из этого колодца люди брали питьевую воду, доставляли ее в ведрах.
Здесь же стояли корыта для водопоя скота и овец. На обед, на дойку пастухи пригоняли стадо к колодцу.

    От амбара к колодцу был очень крутой склон, и зимой дети катались здесь с горки. Взрослые ребята и девушки часто брали большие сани, в которые впрягают лошадей, затаскивали их на горку и катались сразу человек по десять.

Метров триста на восток от хутора размещались колхозные животноводческие постройки, в том числе: коровник молочно-товарной фермы.

Здесь так же был свой колодец для водопоя скота, которому изыскатели присвоили № 145 (дебит 2,4 куб. м).
Но для водопоя скота воду из него использовали только в летнее время.
В зимнее время скот подгоняли к водопойным корытам у колодца № 144.

***

Мой одноклассник Виктор Пахомович Моисеенко, житель х. Коммуна рассказывал:

«…Для подъема воды с большой глубины из колодца № 144 был устроен специальный механизм: барабан, ременная передача и две бадьи. Полная бадья идет вверх, а вторая – порожняя идет вниз.

В движение механизм приводила слепая лошадь, которая была так обучена, что знала, когда наполненная бадья поднималась вверх, и надо было остановиться.

Когда лошадь выпрягали и отпускали пастись, то далеко она не уходила и  в нужное время возвращалась к колодцу».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

ИСТОЧНИКИ:
29. Очерк дорожно-мелиоративного обследования территории колхозов Благодарненского района Орджоникидзевского края за 1938 г. Пятигорск, 1939 г.


18 марта 2012 г.                г. Благодарный