Право слово...

Андрей Тюков
Я иногда люблю взять в руки православный журнал для сомневающихся "Фома". Мне кажется, это издание являет собой очень достойный пример умной и неравнодушной пропаганды православия. Не жалко и мне, сомневающемуся, отдать почти сто рублей.
Есть, за что...

В одном из последних номеров вижу такую рекламу (вполне в духе времени, журнал отнюдь не чурается коммерческих объявлений, хотя здесь они носят специфический характер). Некоторый риэлтор предлагает свои услуги, а для привлечения клиентов - указывает на солидный стаж работы на рынке недвижимости (20 лет) и свою конфессиональную принадлежность.
Прямо так и набрано: ПРАВОСЛАВНЫЙ РИЭЛТОР...

Ну, я посмеялся, а потом подумал: а ведь, пожалуй, большинство клиентов ориентируются в первую очередь на другие качества специалиста по купле-продаже домов и квартир. Деловая и человеческая репутация, тот же стаж работы, расценки, ну и так далее. Хотя, наверное, есть и такие, для кого это важно - православный он, или, скажем, мормон: риэлтор, зубной врач, продавец... И вспомнил книгу, которую читал в далёком советском детстве: "Грач - птица весенняя". Про известного революционера Баумана (это он - "грач"). Там герой открывает газету (дело происходит при царе) и видит объявление: "Требуется врач-ХРИСТИАНИН". Знает своё дело метранпаж, усмехнулся Бауман, слово "христианин" чуть не метровыми буквами набрано... Ну, в общем, всё, как у "Фомы". Кстати, в журнале ещё имеется реклама ювелирного салона для православных. Здесь мягче и понятнее: предлагают крестики, образки...
Но - риэлтор?!

Я всегда полагал, что Иисус приходил на землю, чтобы сделать людей добрыми и милосердными, а не католиками или православными. Мне казалось, тот крест, который Он добровольно нёс сам, и на котором Он принял смерть мученическую, искупительную, есть крест великой любви и самопожертвования. А не конкретный "крыж" католиков, и не крест святого Андрея, и не папский крест, и не патриарший, и ни один из тех многочисленных крестов, под коими добрые христиане многие века били друг друга и ещё всех, кого ни попадя.

Так зачем же нас опять делят на отряды? Если сказано: "И взглянул я, и вот: Агнец стоит на горе в Сионе, и с ним 144 тысячи, у которых имя Отца Его начертано на челах...". И кто эти воины Апокалипсиса - православные, или, не ровён час, баптисты, об этом ничего не говорит святой Иоанн Богослов. Разве не один Зверь? И не едино воинство Христово? Разве суть и смысл дела - в названии? В имени? Правильно славишь, правильно веришь - молодец. Но вспомни, что говорит святой Апостол Иаков: "И бесы веруют..."!
Веруют, да по-своему делают.

"Вера без дел мертва есть", - сказано в Послании Иакова. Мысль эта важна для апостола - он возвращается к ней несколько раз, повторяя почти дословно. Вера проверяется делами ("По плодам их узнаёте их"), вера получает вещественное выражение в делах. Разве я добр потому, что я православный? Это Папа в Риме заставляет меня подать милостыню? Может быть, прежде чем перевести бабушку через дорогу, я всю ночь штудировал Лютера?

Самое сильное в журнале "Фома" - это рассказы о людях. Сильные, добрые люди, которые, и сами того не зная, несут тот крест Христов, о котором я говорил. Некоторые истории из жизни буквально прошибают до слёз. Но вот закавыка: непременно, уж непременно авторы поставят нас в известность о том, что наш герой православный. А не католик.
Или, не приведи Господь, атеист с рогами.

"Душа не больше ли пищи, а тело одежды?". Человек не больше ли веры, а вера - имени?
Ну, право слово...