Ян Йоханес Теодор Тороп

Улексия Миссосупова
Jahn (Johannes) Theodorus Toorop, 20 декабря 1858, Пурвореджо, Ява — 3 марта 1928, Гаага.
Голландский художник, крупнейший представитель символизма в нидерландской живописи, импрессионист и модернист, иллюстратор и графический дизайнер.
Родился Ян в 1858 году на острове Ява голландской колонии Ост-Индии (Индонезия) в смешанной семье. Отец был жителем Явы, а мать - британской подданной
В 1863 году семья переезжает на небольшой остров к юго-востоку от Суматры (Индонезия).
В 1868 году Ян был крещен в протестантской церкви.
В 1869 году семья переехала в Нидерланды.
Тороп учился в средней школе сначала в Лейдене, затем в Винтерсвейке.
В 1875 году Тороп переезжает в Гаагу, где знакомится с представителями гаагской школы живописи, отличающейся реалистическим направлением. Юноша также берет уроки живописи у художника Яна ван дер Виля (J. van der Weele).
В течение двух лет Тороп работает в Высшей технической школе Делфта и, одновременно, берет уроки у художника Пауля Тетар ван Элвена (P. Tetar van Elven).
Затем он два года посещал Государственную академию изобразительных искусств (Rijksakademie) в Амстердаме, где учился у Августа Аллебе (August Allebe). Грант, полученный в Академии, на продолжение учебы позволил Торопу поехать в Бельгию. С 1882 года он учится в Академии изящных искусств в Брюсселе.
В Бельгии на Торопа большое влияние оказало творчество символиста Джеймса Энсора.
Он даже присоединился к движению Les XX (Les Vingts), прогрессивной группе бельгийских художников, основанной Энсором, экспонируется на их выставках, а в 1885 году становится членом группы.
В 1884 году художник впервые посетил Париж, где выставлялся на импрессионистском Салоне Отверженных.
Тороп подружился с самим Энсором, а также с Фернаном Кнопффом и Анри де Гру. В Бельгии Тороп оставался до 1886 года. Здесь же в 1885 году состоялась первая персональная выставка художника.

Затем художник посетил Англию, где познакомился с Джеймсом Уистлером и изучал творчество прерафаэлитов, которое произвело на него глубокое впечатление. Биографы пишут, что Тороп полностью разделял мнения Уильяма Морриса об искусстве и социализме.
В Лондоне Ян Тороп познакомился и со своей будущей женой – англичанкой Энни Холл.
12 мая 1886 года они поженились. В следующем году рождается дочь Анна Мария, которая умирает в младенчестве. В этом же году сам Тороп серьезно заболевает и временно теряет зрение.
В 1887 году на выставке в Брюсселе демонстрируется знаменитая картина Жоржа Сёра «Летний выходной на Гранд Жатт» (A summer Sunday at Grande Jatte), и Тороп впервые знакомится с пуантализмом.
В 1889 году Тороп узнает, что Уильям Моррис готовит выставку группы «Les XX» в Амстердаме и присоединяется к экспозиции.
В 1890 году семья вернулась в Нидерланды и поселилась в голландском приморском городке Катвейк Альпен -ан-Зее.
В конце 1880-х годов Тороп писал картины в стиле пуантилизма и стал первым нидерландским художником, использовавшим эту технику.
Канал Яна Торопа
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/19/4121
Солнце льется над каналом
в смальте радужной воды,
паруса над облаками
и синкопы - яхт следы.

Иероглиф крика чаек,
и в глубинах высоты
белый свет слегка печален
дымкой призрачной мечты.

В радужном - печали нотка -
в свете жизни - капля тьмы,
радуга влилась в наш зонтик
из мозаики "Я-ты".

Jan Toorop Middelburg-Vlissingen Canal 1907 г.
В Нидерландах он вступил в базирующуюся в Нордвейке художественную группу «Восьмидесятников» (de Tachtigers). Постепенно, однако, художник сместился к символизму.
В 1890 году он начал разрабатывать свою собственную версию символизма, свой собственный уникальный стиль с использованием элементов эстетики острова Ява и динамическими, непредсказуемыми линиями.
В 1892 году он в течение года вступил в сообщество розенкрейцеров. В том же году в Гааге прошла его первая персональная выставка, на которой экспонировались лишь символистские произведения. Эти картины экспонировались и в Утрехте.

Большую роль в этом творческом переломе сыграли, конечно же, годы, проведенные в Англии.
Кроме прерафаэлитов, большое влияние на Торопа оказало творчество Обри Бердслея.
Его воздействие сказывалось на работах художника на протяжении многих лет.
В 1893 году он написал самое известное своё произведение в стиле символизма - «Три невесты» (Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), которое было представлено на выставке «Etsclub» в Амстердаме.
В 1897 году художник едет на все лето в Домбург (Зеландия), в этот город он будет периодически возвращаться в течение ближайших 20 лет.
В 1898 году он уже является признанным во всём мире художником, его персональные выставки проходят в Мюнхене, Дрездене и Копенгагене, в 1900 году он выставляется в Вене на Сецессионе.
С 1899 по 1904 год Тороп жил в Катвейке, затем с 1904 года в Амстердаме.
В 1903 году Тороп заканчивает эскизы керамической плитки для оформления строящегося в Амстердаме Фондового рынка. Торопом было создано и несколько больших монументальных работ — цикл фресок в Амстердамской бирже (1900) и позже расписные витражи церкви в Остербеке (1916-17).
По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post126994018/