Пауль Клее

Улексия Миссосупова
Пауль Клее - швейцарский художник и график, 18 декабря 1879 — 29 июня 1940.
"Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало."  П. Клее. Дневники
рсений Тарковский

ПАУЛЬ КЛЕЕ

Жил да был художник Пауль Клее
Где-то за горами, над лугами.
Он сидел себе один в аллее
С разноцветными карандашами,
Рисовал квадраты и крючочки,
Африку, ребенка на перроне,
Дьяволенка в голубой сорочке,
Звезды и зверей на небосклоне.
Не хотел он, чтоб его рисунки
Были честным паспортом природы,
Где послушно строятся по струнке
Люди, кони, города и воды,
Он хотел, чтоб линии и пятна,
Как кузнечики в июльском звоне,
Говорили слитно и понятно.
И однажды утром на картоне
Проступили крылышки и темя:
Ангел смерти стал обозначаться.
Понял Клее, что настало время
С музой и знакомыми прощаться.
Попрощался и скончался Клее.
Ничего не может быть печальней!
Если б Клее был намного злее,
Ангел смерти был бы натуральней,
И тогда с художником все вместе
Мы бы тоже сгинули со света,
Порастряс бы ангел наши кости!
Но скажите мне: на что нам это?
На погосте хуже, чем в музее,
Где порой вы бродите, живые,
И висят рядком картины Клее -
Голубые, желтые, блажные...

Творчество Пауля Клее с равным основанием относят к главным художественным течениям XX в. — экспрессионизму, кубизму, сюрреализму, абстракционизму. Но в то же время можно утверждать, что оно не принадлежало целиком ни к одному из них.

Клее родился в Швейцарии в семье музыкантов. И хотя его профессиональным поприщем стало изобразительное искусство, преданность музыке он сохранил на всю жизнь. Талантливый скрипач, в трудные годы Клее подрабатывал, играя в оркестре. Музыкой, её ритмами, её аккордами проникнуто большинство работ художника. С 1898 Клее учился живописи в Мюнхене, с 1900 — в Академии изящных искусств вместе с Кандинским. В Италии открыл для себя архитектуру и живопись Ренессанса (прежде всего — Микеланджело), в Мюнхене — Гойю, Блейка, Энсора, Ван Гога и Сезанна.

Линия стала главным средством выражения, а графика — той единственной областью, в которой Клее проявил себя в ранний период творчества. Интонация многих работ («Грозная голова», 1905 г.; «Инвенции», 1906 г.) иронична и горька. Но им присуща и лёгкость, особая деликатность, некая мудрая отстранённость от изображаемых событий.

В 1910 г. открылась первая выставка рисунков и гравюр Клее. Со следующего года он вошёл в круг художников «Синего всадника». Среди прочих идей, которые ему были здесь близки, нужно выделить особенно внимательное отношение к выразительности детского рисунка. В то же время знакомство с кубизмом сделало композиции Клее более геометричными.
Несмотря на агрессивную красочность живописных работ своего экспрессионистического окружения, Клее поначалу мало занимали проблемы цвета. Однако поездка в Тунис, которую он совершил в 1914 г., словно открыла ему глаза: «Цвет захватил меня, — записал он в дневнике. — Мне незачем гоняться за ним. Это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет едины, я — художник». И действительно, нежные цветовые гармонии стали естественной средой для утончённых, волшебных геометрических структур Клее. Его необычные композиции, кажется, рождены новым знанием, новым пониманием связей мира, его устройства. В картине «Полная луна» (1919 г.) ночной пейзаж, составленный из мозаики разновеликих прямоугольников, таинствен, но не страшен.
Дремлющий город Пауля Клее
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/18/2369
Город дремлет и снится.Мечтается.
Продолжение улиц - звезд грезами,
взгляд кошачий в зеленом кидается
за движением пламенным гвоздиком.

Расщепление в дрёме крыш, стен домов,
сверху вниз, снизу вверх - их течение,
удивляясь, принять новый мир готов
в очертаниях гремлина времени.

Чердаки и мансарды - пристанища,
колыбели Луны, что мурлыкает,
тьмой летучих мышей полночь тащится
с ироничною полуулыбкою.

Ночь и город слились в хор орнамента
сна, влекущего в гремлинско-зыбкое,
сны не входят в нас, лишь прикасаются,
и хрусталиками взглядов сыплются.
 
Пауль Клее. Дремлющий город.1921
1920 год оказался своеобразным творческим рубежом для художника: вышла в свет его книга «Творческое вероисповедание», издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее, альбом рисунков, а в Мюнхене открылась большая ретроспективная выставка его работ. И тогда же он получил приглашение от Вальтера Гропиуса преподавать в «Баухаузе». С 1921 по 1931 г. Клее вел здесь курс композиции.
Заблудившиеся
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/18/2941
Заблудились, теряясь в астральности,
взглядов стрелочки красного-черного...
Не хватает всегда только малости,
чтоб из капелек сердце слить новое

И одно- на двоих - так мир строится,
из любви, что всегда - сотворение,
жить с опаскою - как упокоиться,
без любви не постичь пульса времени,

не услышать пространства течение,
не попав в его сверхтурбулентности -
в страсти сильной безумье влечения,
мы лишь плоскости серого пленники.

Мы из стрелочек, буковок, циферок
аппараты шагов и размахов рук,
говорящие оранжи-цитрусы,
оживающие от мгновенья "вдруг...".

17 Astray by Paul Klee , 1923

Преподавательская работа занимала много времени, но Клее продолжал писать маслом и рисовать. Используя опыт мастеров шпалер, он создал цикл работ, в которых мотивы — дома, лестницы, деревья, а иногда и просто «магические квадраты» — повторяются, заполняя ажурным узором всё пространство холста.
Пауль Клее. Сад храмов
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/18/2629
Сады аркбутанов и сводов, контрфорсов -
слились купола с небом светом заката,
и травы, и пальмы во двориках - оси,
несущие сад храма в небо к собратьям.

Там, за облаками, парят отраженья
молитв, горячо посылаемых Богу,
и небо полнО храмового движенья -
молитвы всех храмов земли понемногу.

И в триптихе сада сокрыто движенье -
жизнь духа струится сиянием красок,
поет терракота, синь преображенья -
у входа во Храм, высока и прекрасна!

Пауль Клее. Сад храмов.1920

В 1925 участвовал в парижской выставке сюрреалистов. В 1933 под давлением нацистов был вынужден отказаться от места профессора в Дюссельдорфской художественной академии и вернулся в Швейцарию,в Берн. В 1935 большая экспозиция работ Клее прошла в Берне, в том же году у него были обнаружены признаки склеродермии, от которой он позже и умер. В 1937 17 его работ фигурировали на пропагандистской выставке нацистов «Дегенеративное искусство». В 1940 состоялась последняя большая прижизненная выставка мастера в Цюрихе.
В последние годы жизни в работах смертельно больного художника появилась глубокая печаль («Страх», 1934 г.; «Смерть и пламя», 1940 г.; «Мрачное путешествие на корабле», 1940 г.).
Клее всегда верил, что изобразительное искусство «не передаёт только видимое, а делает зримым тайно постигнутое».

Был похоронен в г. Лугано, через несколько лет урна с прахом перенесена на кладбище в Берне.
В наследие Клее входят около 9 000 работ.
По материалам сайта - http://allday.ru/index.php?newsid=165444