Идеальное в обществе

Марианна Робеспьер
Идеал – это образец, ориентир для личности, осуществляющей активную деятельность, модель, по которой создается предмет, модель, опираясь на которую, человек формирует свою личность.  Согласно энциклопедии Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, «идеал — представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении»; человечество постоянно стремится к воплощению этого совершенства, ведь «вся история мира и человечества есть лишь постепенное воплощение идеала и преобразование худшей действительности в лучшую». По В. А. Шустеру, «в качестве идеала  может выступать совокупность норм поведения; образ, воплощающий наиболее ценные и привлекательные человеческие черты, образ, который служит образцом». Справедливость – это идеал. Милосердие по нашим временам тоже можно назвать идеалом. Гармонично развитая личность – идеал воспитания.


Причем понимание, видение идеала претерпевает изменения, ведь в Средневековье, например, идеалом женской красоты считалась полнота, теперь же эталон идеала, взирающий на нас с обложек модных журналов, строен, высок и вероятно, вынужден постоянно сидеть на диете.  Невоздержанный в еде и в удовольствиях афинский рабовладелец был идеалом человека в античное время, в средневековье его сменил смиренный монах или прекрасный рыцарь, сегодня идеальным человеком называют наглого дельца, который день и ночь выколачивает прибыль. Шустер добавляет, что «идеалы формируются под влиянием социальной среды и в значительной степени определяются мировоззрением человека». У разных классов разные идеалы. У профессора и разбойника идеалы тоже различаются. «В качестве идеала может выступать конкретная историческая личность, в которой наиболее полно воплощены ценные черты», пишет далее Шустер. Наполеон был идеалом для Ницше и для Гегеля, Сталин является идеалом для марксистов. В разные эпохи разные идеалы.

Интересно, что идеалы существуют только в сознании человека. У животных нет идеалов. Архитектор, строящий здание, опирается на чертеж, на схему, на образ, на образец здания, который взят из внешней среды и воплощен с помощью головы в реальность. Пчела, строящая улей, не держит у себя в голове образ этого улья,  она трудится над своим жилищем не из-за стремления к прекрасному, к совершенному, она руководствуется инстинктами. Природа, создавая животных, делала это не по образцу, она делала это без опоры на уже имеющийся пример. Человек же с того самого момента, когда стал разумным, опирается на то, что уже есть в природе, совершенствуя все это, перерабатывая мысленно эти предметы в голове в идеальное, в бесконечно совершенное. Колесо мы подсмотрели в природе, глядя на змеиный клубок, катящийся с горы, жилища стали строить, наблюдая за бобрами и пчелами. И только потом появилось стремление к совершенному.


Самое интересное, что мы никогда не достигаем идеала. Кувшин, изготовленный гончаром, не повторил в точности форму идеального кувшина, дом, построенный по проекту архитектора, ничто по сравнению со своим мысленным образом. Идеальная девушка, найденная мечтателем, не является таковой; она обладает только некоторыми чертами идеала, того образа, что придумал себе юноша-идеалист. Но для него она идеальна. Люди, которых мы считаем идеальными и на которых равняемся, на самом деле такие же, как мы. Разве не был обычным человеком Махатма Ганди, разве не была совершенно земной женщиной Жанна Дарк. Но для нас они идеальны. Очень часто то, что мы считаем идеальным, эталоном, в реальности является противоположностью идеалу. Красивая девушка, чьи параметры идеальны, может оказаться прожженной проституткой. Идеальный бриллиант, отшлифованный и обработанный мастерами, может стать причиной гибели невинных людей. И где здесь идеальное?


 Идеальным может быть только то, что находится в нашем мышлении,  что создано воображением, та реальность, что переведена в совершенный образ. Вещи и духовные ценности, которые мы называем идеальными, лишь подобие идеального и носят название идеальных только по традиции, по привычке. Не будет большой ошибкой поэтому, если мы  назовем идеальным Сталина, поскольку он был высокоморальной личностью, интеллектуалом и сильным политиком, каждый шаг которого был обдуман заранее и не влек за собой негативных последствий.  Не ошибемся мы, если назовем идеальным сооружением египетскую пирамиду, ведь это самое совершенное из всего, что построено человеком. Есть вещи, к усовершенствованию которых мы стремимся на протяжении всей истории. Не создано идеальной системы воспитания, хотя к таким иногда относят Царскосельский Лицей, школу Толстого и Школу Радости Сухомлинского. Нет идеальных семей, в которых муж и жена достигли полной гармонии в своих отношениях. Нет идеала либерального общества, да его и не может быть, поскольку либеральные ценности – это фикция, а либералы часто оказываются беспринципными негодяями, стремящимися к карьере и наживе и  прикрывающимися красивыми словами.


Не все идеалы достижимы или по крайней мере они недостижимы сейчас, на данной стадии социально-экономического развития. Это не значит, что не имеет смысла стремиться к осуществлению, достижению, идеала. Нужно бороться за претворение идеалов в жизнь, в каждое мгновение приближаться к идеальному состоянию, сокращать расстояние между реальным и  идеальным. Хуже, когда мы идеализируем всё происходящее сегодня, особенно, когда это происходящее  отнюдь не соответствуют общечеловеческим законам, понятию морали.

 
Если может быть идеальным (поправка: не идеальным, но подобным идеальному) отдельный предмет, изготовленный человеком или определенная личность, достигшая таких высот в самосовершенствовании, что становится ориентиром для миллионов людей, значит, то же самое можно сказать и о более сложно устроенных системах. Если может стать идеальным отдельный человек, значит, можно сделать идеальным и отдельный социальный организм, каким является государство.