Письмо из Китая о тараканах

Александр Белоус
      Пища в Китае более разнообразная, чем у корейцев (у тех один перец). На обед становишься в очередь, и нужно брать что-то по минимуму, а что-то добавочное. Все китайцы знают порядки, а с нас, «белых» взятки гладки, берем все подряд, китайцы смеются, и даже стараются угодить.
    Так что взял сегодня лапшу (нуделс)  типа дунганской, вареники-пельмени, клейстер, как назвали это блюдо наши ребята-программисты, рис и запивало. Каждое блюдо в металлической чашке, блестящей и легкой. Лапша – в более основательной, кирпичной. Лапша такая бывает вкусная, но сегодня из того, что взял, съел где-то процентов 20. Остальное отнес на стол, куда все сносят недоеденное. Стол этот предел антисанитарии. Мало что тараканы не бегают. Но таракана я уже видел у себя на рабочем месте, на 13 этаже. Может с собой привез, а может такой уникальный,  наукой интересующийся таракашка вырос сам на этом этаже нашего небоскреба.
   Ты помнишь, что при Советской власти тараканы в Москве - это обязательная часть старых квартир.  Мой друг художник Витя Ромадин жил в Старосадском переулке, в шикарном старинном доме, где потолки были 6.5 метров. У него была одна комната с камином. Тараканчики чувствовали себя там как дома. Там наверно поколений 150 жило, тараканов. По стенам висели картины богатых дам, портреты которых когда-то писал Витя,  и тараканы грелись на грудях этих дам. Комната эта досталась ему от одной из жен,  которая эмигрировала в Израиль, оставив Виктору и всю антикварную мебель. Только прописки у Виктора не было. Помог Андрей Тарковский.  Витя как раз помогал ему ставить «Солярис». Когда я смотрю этот фильм, я вижу некоторые вещи, например рога, черепа или бюстгалтеры, которые остались у Вити от эмигрантки. А одна из первых Витиных жен живет в Австралии, фамилия Вдовина.  Лет 15 назад приезжала с Витиным сыном, моего возраста. Сидели в мастерской,  курили "Кэмэл".
       А тараканов у Вити много было и в новой квартире, на трех вокзалах. Собрались с двух точек – со Старосадского и с Новокузнецкой. Так что росло там племя тараканов - железнодорожников.
    Сейчас тараканов в Москве мало. Говорят, экология изменилась, тараканы померли. Но стало много моли и муравьев.
   Зато в Китае, на берегу залива Гон Конг тараканы размером со спичечный коробок, бегут, сверкают глазами. Бегут дружно, строем так, что стадо огибает  поверхность берега без промежутков. И выстраивается эта бригада в форму такого же клина, какой имеет один таракан. Так что кажется, что бежит громадный таракан, размером с тазик, поигрывая мышцами.

26 июня 2002