Рассказ 4. Не убий!

Темнов Михаил Юрьевич
 
Именно так "Не убий" начинался рассказ, который мы печатали в ноябре 2003 года. Именно тогда мы начали журналисткое расследование, которое затянулось не на один месяц. Мы обещели продолжить не продолжили - не хватило времени вникнуть во все нюансы. Кроме того данная тема была весьма щепетильной так как в ней главный "герой" выступал и как врач и как священник.
Я, как редактор газеты, знакомясь с материалами журналисткого расследования и принимая решение на их публикацию, был вынужден проинформировать профессорский состав Богословского факультета Пряшевского университета, где учусь о тех фактах, которые стали мне известны. От духовного наставника я получил благословение. Именно теперь редакция готова довести начатую тему до конца. Поэтому я напоминаю читателям самую первую публикацию с уже новыми подробностями и фактами. Тем более многие о ней слышали но в связи с маленьким на тот период тиражом газеты ознакомиться не смогли
Эта трагедия произошла в г. Ужгороде в конце августа 2002 года. Подобных ей было много, но именно эта стала той последней каплей, что переполнила чашу людского терпения. Все, что было под "ТАБУ" - в один день выплеснулось наружу, и уже нет силы, способной остановить желание десятков людей добиться правды, столь желанного торжества справедливости.
Как вы поняли уважаемые читатели этот рассказ об ужгородском враче Биляке, спасшем сотни жизней и внесшим существенный вклад в разработку совершенно новых методик в лечении некоторых заболеваний. И в то же время - расследование об этом же враче, который без письменного согласия больных и их родственников, в совокупности с иными нарушениями, проводил хирургические операции, после которых пациенты очень быстро умирали. Наше повествование и о С. Биляке как священнике. Нет, мы не собираемся его ни в чем осуждать, а будем констатировать толькол одни им же наведенные факты. Расскажем о С.Биляке и как о журналисте так как он сочетая в себе хирурга, свщенника, одновременно является и шеф-редактором своей газеты.
Мы приведем конкретные документально подтвержденные факты грубых нарушений, которые он допускал в своей медицинской практике. С согласия близких перечислим поименно всех бывших пациентов, ушедших из жизни в следствие его ошибок и нарушений. Вспомним о страдающих родственниках и их судьбах. Сегодня рассказ о сыне священника умершего под скальпелем врача-священника.
Серебряная свадьба
Предварительно созво-нившись, я договорился встретиться с Тамарой Щтец в Мукачеве у нее на работе. С первых же минут разговора стало ясно, что расследование выйдет за запланированные рамки и в одну встречу явно не уложится.
- Познакомилась я со своим будущим мужем в 1965 году, - начала свой рассказ Татьяна Штец, - на полуострове Рыбачий Мурманской области, где я в финотделе проходила сверхсрочную воинскую службу. Места суровые, но красивые. Именно в этих краях Константин Симонов написал свое произведение "Сын полка".
Богдан Васильевич Штец был тогда молодым лейтенантом, а я совсем молоденькой девчонкой-финансисткой, приехавшей в эти суровые края по комсомольской путевке и велению души.
Познакомились во время обеда в офицерской столовой, где мы столкнулись нос к носу. Одним словом все произошло как в любовном романе. Влюбились друг в друга с первого взгляда и через три дня свиданий, несмотря на то, что мой Богдан был обручен с девушкой из Межгорья, мы подали в ЗАГС заявление. Расписывались мы уже в Североморске. Вот так, неожиданно и пришла к нам любовь, что соединила нас на долгих 37 лет.
Вскоре муж поехал к отцу в Закарпатье, где показал будущим родственникам мою фотографию. Реакция отца была неоднозначной, хотя мне по приезду он соврал, что я ему понравилась. В действительности, как выяснилось уже с годами, все было гораздо сложнее. Я ведь у них в роду была первой русской. Кроме того, отец Богдана был репрессированным греко-католическим священником, отсидевшим 6 лет за свою веру в карагандинской тюрьме. И его "любовь" к "старшему брату" вполне понятна. Но люди - это совершенно другое. И я счастлива, что мне удалось уничтожить этот стереотип. В итоге он полюбил меня как родную дочь.
Второй раз мы отпраздновали свадьбу уже в Закарпатье. Благодаря отцу Богдана я пришла к Богу. Ведь он, являясь по духу священником, у себя дома, в годы конфессионных запретов, венчал и крестил своих подпольных прихожан и добросовестно нес свой тяжелый пастырский крест. Пожалуй, высшей благодарностью как для него, так и для меня стало то, что на нашу серебряную свадьбу он нас и обвенчал…
 
Я тебя так люблю…

Богдан был у меня необык-новенный. Очень внимательный, заботливый, ласковый. Нет слов, чтобы передать, как он меня любил и как он относился ко мне. Мы вместе прожили 37 лет, а он все это время ухаживал за мной так, словно мы познакомились только вчера. И порой кажется, что седина на висках, да и двое взрослых детей с внуками, и трагический август 2002 года - это только сон. Что эта история не про нас.
Баловал он меня постоянно. Особенно сладостями. Все, что рекламировали, - покупал и в подарок приносил мне домой. Что бы он ни купил, всегда говорил: это для тебя. Но больше всего Богдан любил дарить мне книги.
Таким он был и за пределами дома. Когда возвращался с грибов или рыбалки, то всегда приносил мне букеты полевых цветов. Даря их, всегда говорил: "Я тебя так люблю. Тебя так никто и никогда любить не будет". Грибы и рыба также не оставались без слов любви: "Ты любишь рыбу. Грибы собирал специально для тебя".
За все эти годы не было ни одного слова ревности. Так, в полном доверии мы и прожили почти четыре десятка лет. Он меня отпускал одну и в Москву, и в Болгарию, и в Крым на море. Никогда не донимал лишними расспросами. Хотя раз признался, что очень меня ревнует… но только в душе.
Вечером всегда говорил мне: "Давай я тебе что-нибудь почитаю".
Вот так мы и читали друг другу по очереди. Я ему смешное, а он мне все серьезное да серьезное. Книг у нас дома множество, особенно философских. Больше всего в жизни он ценил именно их. Как-то сказал мне: "Это все книги для тебя Кицичка. Вот я умру, и все они останутся тебе".
С 1 января 1981 года стал вести дневник. Записывал туда все самое интересное.
За годы жизни не могу ничего плохого вспомнить. Более всего нравилось в нем его порядочность и честность… и настойчивость в достижении целей. После того, как он в 30 лет ушел из армии, он продолжил свою борьбу за право реализоваться в этой жизни.
К дипломам техника-электрика и инженера военного радиоэлектронного училища добавились дипломы Киевского политеха и Госстандарта. Все время проработал на Мукачевском ЗЛК. Занимался ремонтом станков. Работал без чертежей. Говорил, что все схемы у него в голове. Постоянно что-то конструировал. Вся комната в проводах. Не пил, не курил.
В апреле ему исполнилось 62 года, а мне 58. Вот так я и прожила самую светлую полосу в своей жизни. В этом году он, словно подытоживая прожитое, сказал мне: "Я благодарю Бога за все, что он мне дал".

Хроника уходящего августа

Лето заканчивалось как нельзя луч-ше. В отпуск, из Хабаровска, 11 августа приехал сын, полковник Российской армии. Было очень весело. Богдан не мог нарадоваться сыну, невестке, внукам.
13 августа Богдан первой электричкой едет на рыбалку. Как всегда, в подарок привозит рыбу и цветы.
17 августа на велосипеде муж поехал на дачу. Обратно привез три ведра фруктов. В этот же вечер прозвучал первый звонок - из-за неотхода мочи вызвали "скорую". Поставили катетер. Из больницы домой пришел пешком. В 10 вечера ему опять стало плохо. Вновь "скорая". В час ночи Богдана забирают и на 2 дня кладут в больницу.
20 августа сам пришел домой. Дали направление в Ужгород. Сделали анализы и снимки. Сказали, что в мочеточнике камушек.
22 августа с нашего согласия проведено первую операцию. Назначено лечение.
Пришел в четверг сын и сказал, что во вторник операция. Поехала к Богдану. Есть отказался, сказал, что в больнице хорошо кормят.
27 августа с утра зашла в палату к мужу. Чувствует себя хорошо. Шутит, смеется. Говорит, что ничего не болит, беспокоит только вставленная трубка.
Этот же день. Ближе к обеду. Врач Биляк назначил вторую операцию по удалению камня из мочевого пузыря. Провел ее не согласовав как с Богданом так и мной.
Когда искала лечащего врача Сергея Ивановича Поповича, заглянула в кабинет Биляка. Он сидел за столом. А в комнате - два его огромных портрета. Так на всю жизнь мне и запомнился врач Биляк в окружении своих художественных двойников.

Кицичка моя, это конец!

После операции я зашла к врачу Биляку в кабинет.
- Почему вы сделали операцию, ничего мне не сказав, сходу обратилась я к нему. - Я вам за операцию денег не дам, у меня их нет.
- Они вам еще пригодятся… - небрежно ответил он и, не сказав ни слова, исчез за дверьми.
В этом миг, неожиданно для себя, я поняла, что это все. Что это и есть приговор. Но почему именно так? Почему ни одного слова поддержки, сочувствия, совета?
Утром 28 августа я зашла в реанимационное отделение. Как только увидела мужа, поняла, что он больше жить не будет. Холодная, коротко кинутая Биляком фраза обрела для меня конкретные очертания.
- Милая, дай попить, - тяжело шевеля пересохшими губами, прошептал Богдан.
А пить-то ему нельзя. Я смочила платок и обтерла его лицо, увлажнила потвердевшие губы.
- Внизу все жжет. Нет сил терпеть… Ты слышишь, как падает давление.
Я прислушалась.
"Пик. Пик. Пик", - с медленно меняющейся ритмичностью слышалось с приборов.
- Кицичка моя, это конец!
- Папочка, что же это такое? Зачем ты согласился на операцию?!
- Я не соглашался… Они спорили между собой. Врач Биляк говорил моему лечащему врачу, Сергею Ивановичу, что надо удалить простату. Сергей Иванович доказывал противоположное. Я сказал, чтобы они делали так, чтобы мне было лучше… - и потерял сознание.
Я помолилась и перекрестила его. Вскоре Богдан вновь пришел в себя и попытался мне что-то сказать, но язык не слушался его.
- Я здесь, я здесь, - взяв его за руку, успокоила я его.
- Почему он не может говорить, - спросила я у медсестрички.
- Мы вкололи ему морфий.
Богдан быстро засыпал. Только сейчас я обратила внимание на появившийся в помещении какой-то приторно сладковатый запах. Ноги предательски подкашивались, и я вскоре по требованию медсестры вышла в коридор.
К мужу я сумела попасть уже только после обхода. Он по-прежнему был без сознания, и меня вновь попросили покинуть палату.

Так надо было…

На следующий день с раннего утра я уже была в реанимационной. Помещение, которое вселяло в меня столько надежд, было пустым и темным…
…Возле морга встретила Биляка, он со мной поздоровался сам.
- Что, зарезали моего мужа!
- Так надо было...
- Меня пустили в реанимационную. Я говорила с мужем, - завела я разговор с Биляком. - Я его спросила, зачем он согласился на операцию… Муж мне ответил, что вы уже на операционном столе вырвали у него подпись. Что он сказал вам всем, чтобы вы делали так, чтобы ему было лучше…
- Да, это слова вашего мужа, - холодно кинул он мне в ответ и пошел дальше.
В тот день я так и не услышала от него ни слова о последних минутах Богдана, ни так необходимого сочувствия и моральной поддержки, словно речь шла не о недавно жившем человеке, а о какой-то зарезанной курице.
…С тяжелым сердцем я пошла к лечащему врачу Сергею Ивановичу Поповичу.
- Вашего мужа Биляк оперировал без необходимой подготовки. Я не смог уберечь его. Я на Биляка буду писать докладную.
- Как же так? Где мое согласие? Почему мой муж только на операционном столе дал Биляку согласие на операцию? Ведь он мне все рассказал.
- Он сказал вам правду.
- Но как же так? - еще более недоумевала я. - Почему никто не спросил меня? Разве это этично - вырывать у больного человека согласие, когда он уже под наркозом!?

Последним было Слово…

Я зашла в палату, там все плакали. За эти несколько дней люди успе-ли полюбить Богдана. Как я узнала уже потом, в эти последние дни уходящего лета и последние часы жизни он очень много говорил с ними. И в основном говорил только он. Он словно спешил выговориться. Сказать самое главное… И это главное Слово было последним. И было оно о Боге.
- У вас есть деньги? Вот возьмите, - послышалось с соседней койки, и совершенно незнакомый мужчина протянул мне 20 гривен...
… Мы расстались, и, возможно навсегда. В подарок ему я оставила молитвенник Богдана. Ведь всю жизнь самой любимой его книгой была Библия.
Мужа из морга я везла домой сама. Спасибо главврачу облбольницы Р.И.Шницеру, который тогда помог мне с транспортом, оказал помощь в решении других вопросов.
Так у гроба, провожая его в вечность, я и рассталась с Богданом. А он словно и не умирал. На его лице не было посмертной желтизны. Он был розовый. Он словно спал. Внешне он совершенно не изменился, но в то же время он был уже другим. От его тела шла какая-то одухотворенная энергия. Нечто такое, что очень трудно передается словами. Думаю, что глубоко верующие люди меня смогут понять.
Прошло 40 дней. В первые дни было очень тяжело. Не спала по ночам и очень боялась темноты. Мне все казалось, что все происшедшее - это какой-то кошмарный сон. Что откроется дверь, и войдет он, такой дорогой и любимый, о котором напоминает в доме буквально все.
О ночных страхах я рассказала своему священнику. Его ответ придал мне сил. Следуя его совету, я взяла крест в руку и долго читала псалом 27. Просила у Бога силы и поддержки, правды и торжества справедливости. И тьма, долгими ночами пугавшая меня, отступила.
Прошло время, и совсем недавно я узнала, что мой муж, оказывается, не давал никакого письменного согласия. И поэтому я приняла тяжкое для себя решение. Зло должно быть наказано...

заключение специалистов

Начав журналистское расследование, редакция газеты обратилась с информационным запросом в управление охраны здоровья, на который получили ответ главного врача областной клинической больницы Ю.Ю. Яцина:
"На Ваш запит… повідомляємо, що громадянин Штець Б.В. поступив в ОКЛ 21.08.02 р., по направленню Мукачівської ЦРЛікарні. Прийнятий лікарем Попович С.І., який і призначив лікування.
Згідно наявної патології, а саме раку простати III ст., та каменю сечового міхура хворому запропоновано: видалення каменю сечового міхура та кастрація, на що хворий дав згоду.
22.08.02 р. завідуючий урологічним відділенням Біляк С.Т. відмінює оперативне втручання - видалення каменю сечового міхура і рекомендує готувати хворого до повного видалення простати.
22.08. 02 р. лікарем Попович С.І. проведено оперативне втручання - двостороння кастрація і призначене консервативне лікування, яке показане при даній патології.
26.08.02 р. зав. відділенням Біляк С.Т. робить запис в історії хвороби про отримання згоди на видалення каменю сечового міхура.
27.08. 02 р. хворому проводиться оперативне втручання. Камінь сечового міхура не виявлено. На операційному столі Біляком С.Т. прийняте рішення виконати видалення простати. З його слів погодження від хворого отримано під час операції.
Заключення по смерті хворого. Рак передміхурової залози, стан після видалення простати, набряк і повнокров'я легень".
За комментарием редакция обратилась к медицинским специалистам. Ответ нас шокировал. В указанном выше случае врач С.Т. Биляк не имел никакого права делать данную операцию. И именно потому, что у больного был рак простаты 4 стадии. В этом случае абсолютно противопоказана радикальна операция - простатэктомия, тем более учитывая распространенность процесса, и прорастание опухоли в окружающие ткани.
Кроме того, согласно положению относительно лечения больных раком простаты, даже в 3 стаидии, гормональное лечение, которое назначил врач Попович С.И., является основним методом. Хирургический компонент, как правило ограничивается, орхиэнтомией и симптоматическими операциями, что обеспечивает выведение мочи. После проведенного лечения гормонами, а иногда ТГТ (телегамматерапия) иногда становится возможным проведение радикальной простатэнтомии у больных раком простаты 3 стадии.
Но это далеко не первая и не послядняя история с таким печальным концом и с такими же стандартными нарушениями.
Предлагаем вашему вниманию еще одну типичную историю.

Она как будто чувствовала...

Первое серьезное недомогание женщина ощутила в конце лета 2002 года. Словно предчувствуя приближение болезни и ее исход, Мария Демидовна провела ремонт, побелила квартиру, рассчиталась со всеми долгами. Ближе к зиме ей стало хуже. На операцию попадает к ургентному хирургу С.Биляку.
26 декабря 2002 года он удаляет ей почку.
После Нового года Марию Демидовну выписывают, и она едет домой встречать рождество Христово. Однако на следующий день ей становиться плохо и она в тяжелом состоянии попадает в реанимацию. Ей срочно, с многочисленными нарушениями делают вторую операцию во время котрой пробивает толстую кишку, что приводит к его перфораци т.е. разрыву. В организме, который еще должен был жить, стремительно зреет смерть. В итоге каловый перитонит.
20 января 2003 года. Третья операция и еще большие нарушения и в последующем смерть. Но об этом гораздо лучше свидетельствует документ, полученный в ответ на информационный запрос редакции из областной больницы.
"На Ваш запит повідомляємо:
Хвора Плиска М.Д. № 1с/хв 19362 знаходилась на лікуванні в урологічному відділенні з 23.12.02 р. по 03.01.03 р. з діагнозом: тумор лівої нирки ст. III клінгрупа II. (Рак левой почки в третей стадии своего развития. Прим. Редакции.) 26.12.02 хворій виконано оперативне втручання - лівобічна нефректомія. (Удаление почки. Прим. Ред.) Хвора виписана в задовільному стані 03.01.03. 04.01.03 р. повторно госпіталізована в урологічне відділення в 9.30 з переводом в реанімацію. Діагноз: тумор лівої нирки ст.ІІІ клінгрупа ІУ. Стан хворої важкий. У хворої запідозрено гостру патологію органів черевної порожнини. Біляк С.Т. хвору взяв на операцію вдвох зі студентом медичного факультету, пізніше викликано завідувача хірургічного відділення №1 Пересту Ю.Ю., яким продовжено операцію. Ускладнення, що призвело до повторного оперативного втручання - розрив товстої кишки, розлитий каловий перитоніт, формуючіїся абсцеси підпечінкового та піддіафрагмального простору, можна розцінити як ятрогенне, (т.е состояние вызванное не квалифицированными действиями врача. Прим. Ред.) тобто товста кишка була пошкоджена під час видалення пухлини.
20.01.03 р. о 17.45 год. хворій проведено ще одне оперативне втручання Біляком С.Т. із-за кровотечі ( 3-я операція), без асистента. Хвору після операції залишено в реанімації.
22.01.03 при незрозумілих обставинах хвора з лікарні забрана додому сином без відповідних документів. Як стало відомо, Біляк С.Т. видає на руки родичам виписку, написану власноруч за власним підписом. В медичній картці записано, що хвора виписана в задовільному стані, однак, як потім вияснилося, хвора знаходилася вдома у важкому стані.
Керівництвом управління охорони здоров'я та адміністрацією обласної клінічної лікарні було дане розпорядження головному лікарю Хустської ЦРЛ хвору негайно госпіталізувати, що і було виконано. З ОКЛ були направлені в Хуст консультанти, хвора знаходилася в стаціонарі у вкрай важкому стані, дані рекомендації, але на превеликий жаль, хвора померла через добу.
На інші поставлені запитання повідомляємо:
3. Причиною ускладнення та погіршення стану хворої стало ятрогенне пошкодження товстої кишки під час першої операції та послідуючі наслідки.
4. Хвора виписана зі стаціонару Біляком С.Т., але важкий стан її замасковано під задовільний (згідно запису в історії хвороби в день виписки). Після того, як родичі забрали хвору з лікарні, були оформлені документи (виписка з історії хвороби), що не відображали стан хворої та рекомендації щодо подальшого лікування.
Головний лікар ОКЛ Яцина Ю.Ю."

Заслуженные киллеры Украины

Уважаемые читатели! Не случайно на протяжении не полных двух лет мы уже второй раз обращаем ваше внимание на неквалифицированные действия именитого "заслуженного" врача. К чести администрации ОКБ проведено исчерпывающее клиническое расследование.
Чуть ли не впервые за историю Закарпатской медицины дано заключение про ятрогенный характер состояния больной, который привел к летальному исходу. Не является ли этот факт основанием для возбуждения уголовного дела за не профессиональные действия приведшие к гибели гражданки.
Коллегам доктора С.Биляка напоминаю главный завет великого Гиппократа: "Non cеre", что в переводе обозначает не навреди! А С.Биляку целесоообразно как культовому служителю так же напомнить 10 библейских заповедей по крайней мере одну точно: "Не убий".
В последующих публикациях читайте документальные материалы об иных "художествах" в медицинской деятельности этого горе врача-священника.
Поднимая этот вопрос на станицах газеты редакция считает целесообразным обратиться в Закарпатское областное управление охраны здоровья с просьбой пересмотреть квалификационный класс доктора С.Биляка так мы глубоко убеждены, что его квалификация не соответствует высшей врачебной категории.
Продолжение следует.

Газета "Правозахист" №7 от 17.02.04