Прогулка над луной

Влдимир Правдин
                ПРОГУЛКА НАД ЛУНОЙ
 
Далеко не все чувства можно выразить словами, но лишь незначительную их часть. Любовь, ненависть, сомнение, уверенность и множество других состояний души в виде жизненной внутренней энергии остаются невысказанными, подобно невидимой подводной части айсберга, и составляют основное духовное богатство человека как личности. Однако существует энтропийный эффект энергообмена информацией между людьми, не поддающейся словесному способу выражения и существующей независимо от этого способа.
Середина августа. Близится полночь. Мы неспешно идем вдоль озера по песчаному берегу в двух шагах от молчаливой воды. Теплый воздух неподвижен. Тишина, нарушаемая иногда хрустом поломанной сухой ветки под каблучками моей спутницы, идущей в двух метрах, впереди меня.
Обширное пространство неподвижной воды, раскинувшейся перед нами, подобно валерьянке, успокаивает нервы, возбужденные дневными заботами и нерешенными проблемами. Далеко, на том берегу, в небольшом селении, мерцает несколько огоньков; там тоже кто-то не спит и, возможно, смотрит на наш берег, на освещенные проспекты моего города, на светлые окна кафе, как бы приклеенного к обрывистому берегу озера, где кайфуют любители ночных увеселений.
Справа в лунном освещении белеет беседка, обрамленная под классику восемью колоннами, – местная архитектурная и историческая достопримечательность, а за ней нашел себе место неухоженный смешанный дикий лес – место отдыха жителей города в воскресные дни. В нескольких метрах от берега красуется женевского покроя фонтан, освещенный снизу разными цветами прожекторов, о трех мощных струях – гордость городской администрации.
В дальней стороне озера, слева, на том берегу, расположился сосновый бор с примесью берез, вытесняющих в борьбе за существование сосны; в дневное время зубчики его вершин на фоне светлого неба напоминают стену старинной крепости. В середине озера плывет луна, похожая на освещенный внутренним белым светом прогулочный катер. Отражение луны послушно следует по небу в том же направлении, что и оригинал. Оно движется на фоне темного, как пропасть, неба, по которому лениво перемещаются причудливой формы тени – это отражения людей – пассажиров корабля, будто танцующих на палубе катера. Мы находимся в обширном пространстве между двух этих лун, значимость которых для нас одинакова. Создается таинственная двойственность космического мироздания. Чувствуется завершенность творения мира, исключающая всяческие непредвиденные катаклизмы. Я чувствую умиротворенность и душевное спокойствие.
Отражение и оригинал образуют единую нераздельную систему двух физических явлений, так же как причина и следствие, то есть – это две ипостаси одного и того же явления – они не могут существовать независимо друг от друга: следствие порождается причиной, а причина генерирует определенное следствие, отражение является механической копией оригинала, его клоном, согласно физическому закону природы (как угол падения равен углу отражения). Отражение и оригинал имеют в этом случае в основном одинаковую ценность.
Однако приведенные рассуждения справедливы лишь к природным явлениям, где нет элемента творчества при возникновении механического отражения. Поэтому они неприменимы к так называемым копиям, создаваемым художниками с картин, или скульптур, или икон. В эти копии вкладываются индивидуальные духовные начала творца. Авторство в этом случае неповторимо. Если художником выполняется несколько копий, то каждая копия, как правило, обладает своей ценностью. Однако простое механическое (типографское) копирование или фототиражирование, репродукция художественных произведений и икон не утрачивает их художественных и духовных ценностей.
Вся эволюция вселенной, живой и неживой природы совершается с помощью бесконечных пар, следующих друг за другом в виде бесконечных творческих цепочек – причин и порождаемых ими следствий. При этом каждое следствие становится причиной последующего следствия, создавая этим непрерывность эволюции всей системы в целом.
В этот момент рассуждений фаталист, торжествуя, воскликнет:
– Я же говорил, что вся эволюция предрешена роком, тем, что называют судьбой!
– Но нет, – возразит оппонент, – следствие как творческий процесс, зависящий от многих случайных факторов, непредсказуемо, поэтому точное предвидение будущего некорректно.
 
Мы молча приближаемся к беседке, но наше молчание условно: каждый думает о своем. Сегодня я решил, наконец, объясниться в надежде услышать ответное признание. Я совсем было собрался выговорить слова, так долго и бережно мною вынашиваемые, как вдруг почувствовал наплыв сомнений, нет, не сомнений, а поток угнетающих мою уверенность чувств, неизвестно откуда пришедших. Ощущение мирного ландшафта стало исчезать, обе луны странным образом недобро подмигивали мне, а затем серые тучи вовсе скрыли их. Воцарился мрак. Стало понятно, откуда шел поток неблагоприятной для меня отрицательной энергии, лишившей меня всякой надежды. Наша ночная прогулка над луной закончилась молчаливым взаимным пониманием. Более я не искал встреч с моей спутницей.
 
Август 2009 г.