Глава 3
КТО СКАЗАЛ, ЧТО БОГА НЕТ?
«Короткие мысли тем хороши, что они заставляют
серьезного читателя самого думать».
Л.Н. Толстой, (1828-1910), русский писатель
Желание «призвать» к себе в союзники великих мыслителей прошлого, философов, известных ученых, писателей появилось у меня еще до того, как я только начал задумываться о написании книги. Именно их высказывания по поводу отношения их к верованиям, богам в определенной мере стали толчком к реализации этой идеи. На первых порах мне не казалась эта задача архи сложной. Какое-то время посидеть в Интернете, порыться в литературе, в своих старых записях, а потом понравившиеся высказывания в виде цитат вставлять по ходу повествования – трудоемко, но реально. Однако на деле все оказалось гораздо сложней. Высказываний накопилось столько и таких емких, что они заставили задуматься о том, чтобы выделить их в отдельную главу.
Смутила этическая сторона вопроса. Высказывания-то не мои. Как я могу их включать отдельным разделом книги. Не будет ли это выглядеть как плагиат? Именно эти сомнения помешали мне включить такую главу в свой блог в интернете.
В конце концов здравый смысл взял верх над сомнениями. Люди стали меньше читать художественную литературу. Что уж говорить о каких-то философских, научных работах, мемуарах? Не станет рядовой, даже любознательный читатель суетиться в поисках специальной литературы, в которой бы были сконцентрированы заветные мысли великих людей. Не до того ему сегодня. Почему бы ему не помочь? Желание помочь и решило в конечном итоге судьбу этой главы.
Предлагаемые ниже высказывания взяты в основном из книги, ставшей библиографической редкостью, «В мире мудрых мыслей» С.Х. Карина.
Жан Мелье (1664 – 1729), французский мыслитель:
«… слепая вера во все, что нам преподносят именем и авторитетом бога, есть принцип заблуждений, иллюзий и обмана, ибо, как мы видим в действительности, в области религии нет ни одного заблуждения, иллюзии и обмана, которые не пытались бы прикрыться именем и авторитетом бога, и нет также ни одного обманщика, который, выдумывая эти заблуждения, иллюзии и т.д., или распространяя их, не заявлял бы, что получил особое вдохновение от бога и послан богом».
Саади (1184 – 1291), персидский поэт:
«Люди рождаются с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками».
Вольтер Франсуа (1694 – 1778), французский писатель, философ:
«Величайшие распри производят меньше преступлений, чем фанатизм».
«… споры древних философов были постоянно мирны, а споры богословов часто кровавы и всегда бурны».
«Каких ложных чудес не выдумано! Какое множество ложных мучеников! И сколько житий святых наполнены ложью!
С каким же намерением выдуманы все такие грубые обманы? С тем, чтобы господствовать над разумами, чтобы нападать на легковерность невежд, чтоб похищать имения, чтоб воздвигать себе огромные здания продажею развалин бедных людей, чтоб повелевать, с гордостью проповедуя смирение, чтоб иметь в своих повелениях больше воинов, нежели попов, осуждать на смерть несчастного, дерзнувшего возвести свой взор и голос против пышности и роскоши обманщиков, упитанных кровью бедных. Прочтите только деяния христианской церкви, то задрожите от ужаса и восплачете о роде человеческом».
Навои Алишер (1441 – 1501), узбекский писатель, ученый:
«Шейхи – обманщики, на первый взгляд кажутся хорошими. Они держат четки и совершают длинные намазы лишь для того, чтобы люди видели это… Все их слова обманчивы, все их движения преследуют корыстные цели. Все их действия, выдаваемые за богослужение и святость – искусственны, надуманы и все, что они говорят – вымышлено, смысл сказанного от начала до конца пуст».
Эсхил (525 – 456 гг до н. э.), древнегреческий поэт:
«Скажу открыто: ненавижу всех богов».
Сюнь-цзы (298 – 238 гг до н. э.), древнекитайский философ:
«Чем думать только о поклонении естественным явлениям и вещам, не лучше ли заняться установлением их сходств и различия с тем, чтобы не допускать ошибок?..
В конечном счете, если люди в своем поведении думают только о поклонении небу, о поклонении природе, они упускают возможность познать сущность всех вещей».
Дидро Дени (1713 – 1784), французский философ:
«Истинная религия, важная для всех людей всегда и повсюду, должна была бы быть вечной, всеобъемлющей и очевидной, но нет ни одной религии с тремя этими признаками. Тем самым трижды доказана ложность всех».
«Подумайте: она (религия) создала и поддерживает самую разнузданную вражду между нациями. Нет мусульманина, который не воображал бы, что, искореняя христиан, которые, со своей стороны, не более веротерпимы, он делает угодное богу и святому пророку дело».
«Я ненавижу всех помазанников божьих, как бы они не назывались…
… и нам не нужно ни священников, ни богов».
Гольбах Поль Анри (1723 – 1789), французский философ:
«Евангелие действительно принесло «не мир, но меч». От апостолов до нашего времени христианский мир раздирается ненавистью, преследованиями и яростью».
«Природа приказывает живущему в обществе человеку стремиться к славе, трудиться, чтобы добиваться уважения, быть деятельным, мужественным, трудолюбивым, - религия говорит ему: будь смиренным, жалким, малодушным, живи в одиночестве, предавайся только молитвам, размышлениям, занимайся обрядами, будь бесполезен самому себе и не делай ничего для других. Природа ставит гражданину в образец людей добродетельных, благородных, энергичных, сослуживших службу своим согражданам; религия же прославляет людей жалких, благочестивых мечтателей, безумствующих аскетов, фанатиков, которые из-за нелепых разногласий ставили на карту существование целых государств».
Пейн Томас (1737 – 1809), американский философ:
«Все национальные церковные учреждения, будь то еврейские, христианские или турецкие, представляются мне не чем иным, как человеческим изобретением, предназначенным для того, чтобы запугивать и порабощать человечество, монополизировать власть и доходы».
Фейербах Людвиг (1804 – 1872), немецкий философ:
«Чем ограниченнее кругозор человека, чем меньше он знаком с историей, природой и философией, тем искреннее его привязанность к своей религии»
«Чудо так же бессмысленно, недопустимо для разума, как немыслимо, например, деревянное железо или круг без окружности».
Рассел Бертран (род. 1872), английский философ:
«Религия пагубна не только в умственном, но и в нравственном отношении. Под этим я имею в виду, что она проповедует этические нормы, цель которых не имеет ничего общего с человеческим счастьем».
Стендаль (1783 – 1842), французский писатель:
«Извинить бога может только то, что он не существует».
Эти выдержки из высказываний умных (надеюсь, ни у кого это не вызовет сомнений) людей приведены за тем, чтобы напомнить людям, партийным деятелям, идеологам, что мы уже «проходили» не только коммунистическую идеологию, но и религиозное мракобесие. Это ответ на шквал религиозного давления, который обрушился в последнее время на незащищенные головы соотечественников. Когда я вижу, как приветствуются священники в наших больницах, школах, детских домах и даже тюрьмах, мне становится страшно за будущее моей Родины.