Страдания молодого гения. Эпизод 6. Политика

Игорь Коровин
Эпизод 6. Политика

Голос Игоря: Я все время думал, зачем же меня вызывал следователь, и пришел еще к одной крамоле. Время завершения моего теоретического труда совпало со значительными политическими событиями. Надо сказать, что я старался не иметь дело с политикой. Но политика каждый раз догоняла меня.

Школа. Входит великовозрастный парень с газетой.
Парень с газетой Вы мелюзга! Слушайте.
(читает)
Патриотка Тимошук разоблачила сионистов убийц в белых халатах, которые подрывали здоровье наших вождей.
Голос Игоря: Все это обрушилось на школьников, и в наших старших классах было видно, как вокруг еврейских детей вырастала стена осуждения.
(кадры кинохроники)
Одноклассник (подходит к Игорю): Вот сволочи! Как они могли? Что им не хватало?»

Игорь: (страстно): Я не верю в это!

(Входит учительница. Видит поднятую руку одноклассника.)
Учительница: Ну что у тебя?
Одноклассник (указывая на Игоря): А он не верит в сообщения газет про врачей. 
Учительница (внимательно глядя на Игоря): Это говорить не хорошо (пауза, и обращаясь к классу). А теперь мы  вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Задний двор школы, на пустыре идет драка. Компания Игоря побеждает, соперники бегут
Голос Игоря:  На заднем дворе школы состоялась драка. И как не странно мы победили.
Ребята идут домой в разорванных куртках и разбитыми носами, поцарапанными лицами.
Голос Игоря:   Это была победа, от страха. Она создала единство, и мы поняли эту ЗЭКовскую истину  - «Не верь, не бойся, не проси». Мы поняли, что «если я не за него, то кто же за меня». И это вошло навсегда.

Голос Игоря:   Это началось еще за несколько дней, предшествующих дню смерти «вождя всех народов».
Квартира, Игоря. Он еще подросток – школьник. За столом сидит мать, отец. Звонок, мать идет открывать. В комнату входит взволнованный брат мамы.
Брат отца: на этой неделе всех евреев будут выселять в Биробиджан!
Голос Игоря: Выселение народов было  в те времена реальностью.

Отец Игоря: С чего ты взял  это?

Брат отца: Подумай конкретных  документов о высылке евреев. Но в нашей стране той стране многое делалось по распоряжению, данному через десять рук.
Отец Игоря: Не ори, соседи слышат. Могут быть неприятности.
Брат отца (тихим голосом):
Ты что не усвоил их технологии. Это с 1937 года.
Карательные органы и правительство всегда должны оставаться с чистым сердцем и чистыми руками.
Это значит, что все существенные карательные действия делаются от имени народа и  с помощью простых армейских ребят.
Когда высылали Крымских татар, вся страна знала об их предательстве, а легенда о белой бурке и белом коне, которых вручали немецким генералам, вступающим в Крым,  была основным предметом возмущения советского народа. Поэтому гнев советского народа «справедлив и несокрушим».
Акция против евреев уже  в самом разгаре. Фашизм раздул и без того  антисемитские чувства Сталина.
Машина уже закрутилась. Евреев обвинить в предательстве или сочувствии немецким войскам невозможно. Поэтому все идет по другому пути. Их конек – это предательство интересов СССР в пользу Израиля и США.
(обращаясь к отцу)
Подумай, убит Михоэлс, расстреляны члены Еврейского Антифашистского комитета,  Их обвиняют в одном о – шпионаж в пользу Израиля и США. Еврейский театр доживает последние дни, так как люди, просто боятся туда  ходить. Из-за последующих репрессий, вплоть до ареста.
Обвинил многих людей, которые были преданы этой стране и во время войны Михоэлс и Антифашистский комитет в  своей поездке по США собрали большие средства, подкрепившие силу СССР.
Брат отца: Вспомни!
(кадры кинохроники)
До этого прошла знаменитая акция – встреча посла Израиля Голды Меир. СССР был одной из стран, которая голосовала за создание Израиля. Это рождало надежды, и приезд первого посла Израиля вызвал стихийное движение по встрече.
Говорить о совести или разуме при проведении репрессий в СССР, говорить бесполезно.
«Патриотизм» народа  коммунистическими лидерами раздувается  в дни кризисов, когда было ясно, что скоро люди поймут, в какую яму их завело  неграмотное и  зацикленное на идеях правительство.
Дело врачей – это заключительный аккорд в подготовке мнения народа.
 Показывается репродуктор. Звучат печальные марши.

Отец Игоря: Сегодня канун  еврейского праздника Пурим Важная заповедь этого праздника – «напиться так, чтобы перестать отличать злодея Амана от праведника Мордехая.
Голос по радио: В ночь на второе марта у И.В. Сталина произошло кровоизлияние в мозг (в его левое полушарие) на почве гипертонической болезни и атеросклероза. В результате этого наступили паралич правой половины тела и стойкая потеря сознания. В первый же день болезни были обнаружены признаки расстройства дыхания вследствие нарушения функции нервных центров. Эти нарушения изо дня в день нарастали; они имели характер т.н. периодического дыхания с длительными паузами (дыхание Чейн-Стокса).
Голос Игоря: Вот так мы на праздник Пурим мы услышали про дыхание Чейна - Стокса.
Это сделало надолго известными в широких не медицинских кругах докторов Джона Чейна и отделенного от него 30-ью годами доктора Ульяма Стокса.
Это прерывистое дыхание – признак глубокого нарушения функций головного мозга. Оно означало надежду, что высылка не состоится.
«Аман, погиб! Мордехай победил опять!» и можно напиться, как велит еврейская традиция то ли за праздник, то ли за скорбь.
Урок был достаточно наглядным.
Кинохроника похорон И.В. Сталина.
После этого показывается Москва 1968 год

Голос Игоря: А теперь вернемся в другое время. Опять я не был готов к политическим новостям. В Чехословакии к власти пришел Александр Дубчек и начал строить социализм с человеческим лицом.
Кинохроника чехословацких событий.
Голос Игоря: О, сколько попыток было до этого. Был Иосип Броз – Тито, который только позволил себе не соглашаться с созданием колхозов и далее пошло.  Его пытались свергнуть, а когда не получилось, то заклеймили, как палача и убийцу, и на много лет.
Кинохроника газет, клеймящих Иосипа Броз Заголовки «Антикоммунистический полицейский режим фашистского типа», «кровавая клика Тито-Ранковича. Карикатуры.
Голос Игоря: Гораздо трагичнее была судьба реформ Имре Надя в Венгрии, который, несмотря на противоречивую марксистскую биографию, пытался что–то сделать с венгерским социализмом, но закончил виселицей.
Кинохроника. Сожженые дома. Раненые советские солдаты и прочее
Голос Игоря: Так что все было обречено: или движение должно было вернуться в привычное русло, либо будет подавлено. И это случилось.

Картина меняется. Красная площадь с демонстрацией против вторжения войск в Чехословакию
Голос Игоря: Но я не об этом. Я про себя.
В СССР нашлись люди, верившие в такой социализм,  когда все новые веяния в Чехословакии были подавлены, решили выйти с протестом на Красную площадь. Группа диссидентов выпустила  заявление о событиях в Чехословакии и организовала демонстрацию. Имена большинства этих смельчаков были известны. Они были все арестованы и осуждены за клеветническую деятельность.
Но были  и другие неизвестные жертвы.

Голос Игоря: Я работал с одной чудесной и жизнерадостной женщиной. Она всегда была заводилой. Беспокоила организацией походов,  экскурсий и всяких других развлечений

Коридор НИИ, где работает Игорь и  его сотрудница Санька.

Санька: Игорь! Я предлагаю снять на всех дом за городом и кататься в выходные на лыжах.
Игорь: Я согласен. Сколько надо сдать.
(протягивает деньги, Санька берет)
Санька: Нас много, так что этого хватит. Если останутся, я верну.
Игорь: Как Коля!
Санька: Как всегда молчит. Переживает за Чехословакию.
Игорь: А что этого его касается?
Санька: Нет, но он в принципе не может  врать, скрывать свои антипатии и симпатии. Его касается все. И не он не может скрывать свою неприязнь к вранью власти про процветание и успехи. Это еще терпимо. Сейчас он болезненно воспринял введение танков в Прагу. Читает, каких   то философов, все ищет, как быть.
Игорь: Не расстраивайся! Все будет хорошо, а потом еще лучше!

Голос Игоря: Я встретил ее около булочной.
Санька: Около булочной. Считает мелочь
Игорь: (окликает её). Санька, что ты там считаешь!
Санька (улыбается): Считай, не считай, все равно не хватит.
Игорь: (лезет в карман, вынимает кошелек) Сколько тебе не хватает?

Санька: Много
    .(пытается рассмеяться, но из глаз текут слезы).
Санька: Честно говоря, еще так месяц-два, и мы с Колей  умрем с голода.


Игорь: (с наивно чистыми глазами) Почему? 

Санька: Пойдем к той  скамейки.
(Они идут до ближайшей скамейки  и садятся).
Санька: Коля нашел тех, кто протестовал против вторжения войск. Они ему дали какие-то материалы. Он их читал. А потом к нам нагрянуло с обыском КГБ и нашли их. Этих, кто дал эти материалы, посадили. Некоторых протестантов арестовали до демонстрации. Тем более что их легко было найти, они не скрывали свои взгляды. Я даже им завидую. А Колю  и других ждало изуверское наказание. Их не обвинили ни в чем, но уволили с работы. Им теперь закрыта возможность работы. Они не могут обеспечить себя и свои семьи. Главная доблесть этих мужественных органов была предупредить диверсию. И их.
Хорошо, что меня не уволили, я хоть что-то зарабатываю.
 Все! Все кто нам помогал, больше не могут.
 Санька подожди, я что–нибудь придумаю. Жди! Я позвоню.


Игорь:  идет по коридору института. Навстречу ему двигается сотрудник.
Игорь: Виктор! Привет!
Виктор: Привет Игорь.  Поехали в  воскресенье  в Кавголово.
Игорь: А кто едет?
Виктор: Вся компания, что сколотила Саня.
Игорь: А, она будет?
Виктор: Нет. Чего-то её не бывает. Ладно, да ты едешь?
Игорь: Да!
Виктор. Не забудь принцип Саньки: приносить завтрак на себя и товарища. Так что будет славное застолье. Адрес помнишь? Это дом, который сняла Санька. Прекрасное место для катания на лыжах.
Домик в Кавголово. Кругом горы все весело катаются на лыжах. Внутри домика. После катания на морозном воздухе сидит компания с развернутыми завтраками.
Виктор: (торжественно заявляет) Сегодня вареных яиц не будет.
Все: Почему?
Виктор. Их съел кот. О, пушистый гад!
( Все взоры обратились на кота, лежавшего в углу и не хотевшего признавать свою вину).
Варенька: (тянет задумчиво). Постойте, как он их почистил?
(Все взоры обратились к Виктору).
Виктор: Братцы не убивайте! Я люблю и страдаю. Я люблю их проклятых.
(Смех. Получено всеобщее прощение.)
(Идет обычная обжираловка. Намазывают булку творогом из банки, пьют сгущенное молоко и т.д.) 
Игорь: «Ребята! Я встретил Саню, там дело плохо. Колю нигде не берут на работу. Он гордый и никому не говорит, а кормиться нечем. Что мы можем сделать?»
(наступила тишина)
Виктор: Слушай! У меня есть приятель в банке. Им нужен шофер на развозку внутри банковского двора. Деньги небольшие. Никто во дворе не смотрит.
Голос из угла: Дурак! Кто его оформит в отделе кадров?
Игорь: Буду работать я.

Отдел кадров.

Игорь: (в окошечко). Можно получить справку - разрешение на вечерние работы.
Начальник отдела кадров: А что тебе мало платят?
Игорь: Я хочу заработать на мотоцикл.
Начальник отдела кадров (девушке сидящей у окошка) Выпишите. Пусть заработает:
Банк. Проходная
Игорь: (звонит по телефону). Мне начальника по транспорту. Я насчет работы.
Голос в трубке: Сейчас выйду.
 Начальник по транспорту: Мне о тебе говорили. Больно внешность тебя интеллигентная. Работу знаешь? Тебе что другой работы не найти? А права у тебя есть?
Игорь: Сойдет тебе права на обычный автомобиль.
Начальник по транспорту: А сойдет! А оклад ты наш знаешь.
Игорь: (бурчит недовольно в нос) Знаю.
Начальник по транспорту: Ну, иди. Приходи завтра вечером, после основной работы.
Голос И.Р. На следующий день я пришел.
Банковский двор. Старый автомобиль без дверей. Штабеля ящиков.
Начальник по транспорту: Так дело не пойдет.  Надо приходить раньше.
Эти штабеля (показывает рукой) перевези в другой двор. (Игорь грузит, отвозит, сгружает и едет за новой порцией)
Так продлилось 3 вечера.
Голос Игоря: После чего я обратился к начальнику.
Игорь: Мне надо уехать, можно я представлю замену.
Начальник по транспорту: Ну. Началось! Увольнять, нанимать?
Игорь: Да не надо меня увольнять. Я попрошу товарища. Он свободнее  и сможет даже начинать работать раньше.
Начальник по транспорту: Ну, ладно. Мне урок, больше не буду брать интеллигентов.
Игорь: На следующий день, договорившись с Саней, я пришел к ним с коньяком.
Коля - Молчун как всегда сидит в глубине комнаты.
Все сели за стол. Я ее купил заранее закуску.  И отдал Сане. Она принесла ее на стол.
Игорь: За встречу!
Все выпивают

Игорь:  (жалостливо) Саня, понимаешь. Я захотел подработать, оформился в банке по совместительству, но вижу, не тяну. Так что надо увольняться. А проработал три дня, Не знаешь, кто бы мог меня заменить?

Санька вопросительно смотрит на Колю.
Коля (думает и потом нехотя мычит): У меня есть права.
Игорь: Вот и славненько.
 Голос Игоря: На следующий день Коля вышел на работу, а в конце месяца  я получил зарплату и передал ему. А потом выписал доверенность, и он получал сам.
И долго я числился совместителем. Даже после того, как защитил кандидатскую диссертацию и получил весомую прибавку к окладу. Когда режим помягчал, стало возможно пристроить Колю в научный институт. За это время он не растерял, а удвоил свои знания по математической статистике, и, истосковавшись по работе,  был отличным исследователем.
А в данный момент мне надо было решать, что знают об этом доблестные органы.