Идеал и идеальное по Марксу

Марианна Робеспьер
В апреле 1837 года произошло важное событие, которое стало залогом скорого переворота в мировой философии. Студент юридического факультета Берлинского университета девятнадцатилетний Карл Маркс принялся усиленно изучать философию идеалиста Гегеля. Он сразу же обратил внимание на то, что Гегель, ощущавший философию прежде всего как научное в мировоззрение и перенесший диалектический метод познания мира, употреблявшийся Сократом и Платоном в беседах, в науку, грешит против этой самой науки, неправильно понимая идею и идеальное, обожествляя идеальное. Позднее Маркс, став зрелым философом, запишет в послесловии ко второму изданию «Капитала»: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью». У Маркса диалектика обслуживает материализм, а у Гегеля – его абсолютный идеализм.


Далее Маркс пишет: «Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление».  Гегель довел понятие платоновской идеи до абсолютизма. Она для него реальная суть вещей. Объективная действительность по Гегелю зависима от идеи, идея же сама и есть объективная действительность. Маркс правильно замечает, что под гегелевской идеей скрывается обожествленное Гегелем мышление, которое он считал первоосновой всего сущего, абсолютом. Вообще, умозрительные схемы Гегеля были настолько сложными и малопонятными даже убежденным гегельянцам, что товарищ Гегеля по университету философ Шопенгауэр выразился о гегелевской концепции в следующей форме: «Величайшая наглость в преподнесении чистой бессмыслицы, в наборе бессмысленных, диких сочетаний слов, которые до сих пор можно было услышать в доме для умалишенных, нашла, наконец, свое выражение у Гегеля». Разделяя подобные критические замечания, Маркс не ограничивался опровержением гегелевского идеализма. Он перенес диалектику, законы диалектики, в материалистическое учение о мире и, не отказываясь от признания реальности идеального, поместил идею (сегодня ее называют концептом) туда, где она и должна была находиться. В том же послесловии к «Капиталу» Маркс далее пишет: «У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».


Что значит «пересаженное в человеческую голову»? Может быть, наши мысли, наши идеи, все наше мыслимое идеальное это не что иное, как структуры мозга, физиологические свойства мозга, все те материальные процессы, которые происходят в коре головного мозга? Вовсе нет. Думая так, мы впадаем в субъективный материализм Фейербаха. Все совсем иначе. Э. В. Ильенков, хороший марксистский философ, один из лучших интерпретаторов Маркса, пишет в статье «Идеальное»: «… он (Маркс) отнюдь не понимает эту «голову» натуралистически, естественнонаучно. Здесь имеется в виду общественно-развитая голова человека, все формы деятельности которой суть продукты и формы общественно-человеческого развития … Только будучи выраженным в этих формах, внешнее материальное превращается в общественный факт, в достояние общественного человека, то есть в идеальное».


Значит, идеальное  реально существует, но при этом является лишь отражением материи (которая вполне отождествляема с бытием). Идеальное, если цитировать Ильенкова, это – «образ внешнего мира, возникающий в мыслящем теле … как продукт и форма активного преобразования природы…». «Идеальное есть … форма вещи … в человеке, в виде формы его активной деятельности». Другими словами, идеальное – это отражение внешнего мира в человеке, в его мышлении. Идеального не существует в объективной действительности, оно возможно и может существовать лишь в нашей мыслительной деятельности, оно зависимо от нас и появилось на свет вместе с нами. Ильенков приводит в пример кувшин, изготовленный гончаром. Формы кувшина нет ни в приготовленной для его изготовления глине, ни в организме гончара. Она, эта форма, есть отражение мира, подсказанное гончару внешним миром. Причем эта  идеальная форма кувшина, заключающая в себе общие стороны всех кувшинов, отличается от того, что получится. Настоящий кувшин лишь подобие идеала. Сходство с идеалом, с проектом, может быть поразительным, но все же это лишь подобие. Это идеальное – форма кувшина – рождено с помощью головы гончара в его реальной предметной деятельности. Форма кувшина – один из продуктов и форм активного преобразования природы. 
Происходит процесс перехода идеала в реальный предмет примерно так: 1) мысленно, с опорой на внешний мир, создается идеал, образ предмета; 2) воссоздается предмет. Таким образом, мысль, то бишь слово, превратилась в дело и через дело преобразовалась в вещь.


Итак, понятия идеи, идеального и идеала в марксистской философии отличаются от тех же понятий в платоновской философии. Всё зависит от того, что считать приматом – идею или материю. Логика общественного развития опровергла идеалистические воззрения Платона, его последователей Канта (вещи в себе) и Гегеля. Для нас, людей двадцать первого столетия, нет никаких сомнений в том, что положения диалектического материализма верны. Основываясь на только что приведенных доводах, мы можем сказать, что идея, как ее понимал Маркс, - это образ вещи, который является отражением вещи, общих сторон этой вещи. Идея – мыслимый слепок с вещи, улучшенный и усовершенствованный по сравнению с реальностью. Вещь – конкретный образец, по которому проектируется идея как общее. Конкретные вещи преобладают над общими идеями, потому что вещь определяет идею. Идея – отражение вещи, существующее в пределах действительности. Всё, что мы познаем, приходит к нам из бытия, идея же – продукт нашей мозговой деятельности и в той же степени продукт материи. Если бы демиург создавал мир по образцу идеи, то сама идея должна была бы быть слепком с реально существующего мира. Таким образом, образуется порочный круг, из которого невозможно выбраться. Отсюда проистекает невозможность сотворения мира. Где та Вселенная, по образцу которой создавали нашу Вселенную? И с какой Вселенной списана, в свою очередь, та Вселенная, с которой списан наш мир?

Идеал по Марксу – это нечто совершенное, к чему стремятся природа и общество. Это могут быть моральные ценности, убеждения, идеальные вещи, существующие в сознании изготовителя вещей, идеальная система воспитания, люди, стремящиеся к идеальному состоянию души, идеальные в нашем понимании политики, на которых мы равняемся. Идеал – отражение действительности, отражение реальных вещей.


Идеальное по Марксу – это «отражение действительности, внешнего мира в формах деятельности человека, в формах сознания и воли»  (определение Ильенкова).