О. об изобретении велосипеда кратко

Андрей Козлов Кослоп
 ИЗОБРЕТЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДА.

«Не надо изобретать велосипед!» существует поговорка, но велосипед всё же однажды изобрели. Происходило это в несколько приёмов. Сначала в 1817 немецкий профессор  барон Карл фон Дрез (отсюда дрезина) создал первый двухколесный самокат. Этот самокат фон Дрез называл  «машиной для ходьбы». В Великобритании машина Дреза завоевала  большую популярность и стала называться «денди-хорз».
В 1839—1840 кузнец Киркпатрик Макмиллан  в Шотландии усовершенствовал самокат  Дреза, добавив педали и седло, но велосипед Макмиллана опередил своё время и остался малоизвестным. В 1862 году Пьер Лалман из Нанси (Франция), увидел «денди-хорз» и также оснастил его педалями на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде Макмиллана, и на его машине педали нужно было крутить, а не толкать. Лалмана принято считать собственно изобретателем велосипеда. Уже в  1864 году лионские промышленники братья Оливье оценили потенциал машины Лалмана и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями.  Считается, что именно Мишо и придумал для устройства название «велосипед».
       Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Ровер («Скиталец») . Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Старли.   Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами. Велосипеды такой конструкции получили название безопасных, а слово Ровер во многих языках и поныне обозначает велосипед (польское Rower, белорусское Ровар, западноукраинское Ров`эр ). Фирма Rover, ставшая огромным автомобильным концерном, просуществовала до 15 апреля 2005, когда обанкротилась.
В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука. Они были технически совершеннее, чем запатентованные в 1845 году, и получили широкое распространение. После этого велосипеды избавились от клички «костотрясы». В 1898 были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода.
Велосипеды сыграли свою роль в эмансипации женщин, когда благодаря велосипеду в 90-х годах 19 века в моду вошли женские шаровары.
Велосипеды начали использоваться в военном деле  в ходе англо-бурской войны 1899—1902 гг..
 В цирке на двухколёсных велосипедах ездят медведи и обезьяны, а на трёхколёсных — слоны.
Самая «велосипедная» страна Европы — Дания.
Велосипед чрезвычайно распространен  в таких азиатских странах как Китай, Индия и Индонезия благодаря своей дешевизне.
В России, хотя велосипеда не изобретали и она такая «велосипедная» страна, как Дания или Китай, но здесь изобрели весьма укоренившуюся легенду об его изобретении неким Артамоновым. Прототипом легенды, возможно, послужили крепостной изобретатель Е. Г. Кузнецов-Жепинский (1725-1805), действительно получивший вольную (вместе с племянником Артамоном) в 1801 году за свои изобретения. Однако Кузнецов сконструировал не велосипед, а дрожки с верстометром и музыкальным органом.  Дело Артамона Кузнецова хранится  в Свердловском архиве ( ГАСО, Ф.643,оп. 1., Д. 400, л. 16), на одной из улиц  Екатеринбурга Артамонову установлен памятник, а в Нижнем Тагиле хранится даже макет велосипеда Артамонова. Современные историки полагают, что легенда о велосипеде Артамонова была создана по указанию Сталина во время кампании по борьбе с космополитизмом.