Стоял май

Мария Мазаева
 Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?(



(Николай Заболоцкий.Некрасивая девочка)



Стоит май. Голуби воркуют на козырьках подъездов.
Дети играют  во дворе. Маленькая девочка с морковно-рыжими косичками и два веснушчатых карапуза возятся в песочнице, кудрявая девчушка со шмыгающим носом распевает задорную песенку, сидя на качелях. Мальчик с грустными серыми глазами сосредоточенно размышляет о чём-то в сторонке.
«Что такое жизнь? Жизнь- это когда ты хочешь сделать правильно, но сомневаешься. А вдруг это совсем не то?»
«Что такое дружба? Дружба-это когда ты с кем –то подружился не потому, что этот кто-то красивый или у него много игрушек, а просто потому что тебе с этим кем-то хорошо и ты хочешь  всегда  быть с ним.»
«Любовь…Что такое любовь? Это когда папа приносит маме цветы не потому, что праздник, а потому что он хочет сделать ей приятное. А мама улыбается ему в ответ…Нет, не из-за цветов, а просто потому , что он рядом и ей от этого так радостно ,что хочется смеяться и напевать. А потом мы вместе идём в парк есть мороженое.»
«Счастье…Что такое счастье?...Это Люсины глаза…Они совсем голубые, когда она выигрывает в вышибала или играет со своей кошкой, и серые как у меня, если её родители ссорятся или болеет бабушка…»
«Одиночество…А одиночество- это Вера. У неё совсем нет друзей, потому что она…не такая как все и над ней смеются…Но разве это правильно? Смеяться над тем, кто слабее. Неужели именно это называется ЖИЗНЬ?»
 На детской площадке появляется новенькая. Худенькую некрасивую девочку бабушка подводит к детям, играющим в песочнице. Детвора, оторвавшись от куличиков и песочных замков, дружным хором приветствует новоприбывших. Старушка, явно удовлетворённая, оставляет внучку и уходит. Малыши словно по команде снова принимаются за прерванное занятие. Девочка некоторое время стоит рядом, а потом робко тоненьким голоском спрашивает можно ли ей поиграть с остальными. Дети отвечают настороженным молчанием. Вера неловко подтягивается к краю песочницы, протягивая свою формочку. Девочка с рыжими косичками ударяет её по руке лопаткой.
 - Уходи отсюда, не мешай! Мы возьмём в игру Катю. Катя, иди сюда, а то недалёкая займёт твоё место.
   Недалёкая, так называют во дворе Веру,  потому что она неуклюжая и всё время молчит.
   Катя-это кудряшка на качелях. «Ага! Я встану, а она моё место займёт, недалёкая!»
  «Иди-ка ты отсюда,-подаёт голос веснушчатый карапуз с запачканной футболкой.- Мы не будем с тобой играть!»
  «Точно-точно!»-вторит ему карапуз с порванной штаниной. –“Нечего тебе тут делать.»
   Вера отходит. Она настолько привыкла к пренебрежению со стороны ребят, что даже не хочет плакать. Она привыкла к тому, что ей постоянно достаётся роль второго плана, точнее роль изгоя.
    Мальчик с серыми глазами наблюдает за Верой, за тем как она бредёт по двору : сначала понуро, с опущенной головой, и как вдруг потом её плечи расправляются,  и она поднимает грустное сосредоточенное лицо навстречу небу и слепящему майскому солнцу. Затем девочка нагибается, поднимает с земли прутик от кустарника и начинает что-то быстро-быстро чертить.
    «Вадик!- прерывает его размышления Люся, та самая девочка с косичками.- Вадик,ну иди же наконец к нам! Без тебя скучно! Ну что ты дуешься в сторонке, сам не свой!»
    А Вадику грустно и немного стыдно. Стыдно за Люську и за карапузов в песочнице, стыдно за голосистую Катьку и за Верину бабушку…И до боли жалко Веру…
   «Простите, ребята, не сегодня!» И он поворачивается к ним спиной, и удаляется с эффектной неспешностью, совсем как взрослый, дети недоумённо глядят ему вслед.
   «Привет,Вера!Что рисуешь?»
Услышав незнакомый голос, девочка недоверчиво, с лёгким недоумением поднимает голову, но встретившись взглядом с его добрыми и  не по-детски грустными глазами, улыбается ему.
   « Облака . Сначала смотрю на них, а потом  очень быстро срисовываю. А то один раз замешкаешься  и они уже исчезают, потом уже новые появляются…Давай вместе,а?»- с надеждой спрашивает она.
   «Облака?»-Вадик недоумённо почёсывает затылок, а затем его лицо медленно расплывается в улыбке. Ну да, их любимая с отцом игра. Наблюдать за меняющимися формами облаков, которые изображают то замок, то кота, то мамину любимую мальву. Игра,  так хорошо  ,со слов отца ,развивающая воображение. Неужели и Вере она тоже нравится?
Он как-то пробовал поиграть с Люсей, но та только отмахнулась, посчитала, что это полное занудство.

    Вера и Вадик, сидя на корточках, наблюдают за облаками. Вера больше не рисует .Дети наперебой восклицают, подталкивая друг друга локтями.
  «Смотри-смотри!Правда похож на носорога?»-«А, ведь и правда,здорово-то как!»
  «А теперь на одноглазого Джо из Острова Сокровищ!-Ты что , тоже читала! Нет Вера, какой Джо, это же Мери Поппинс!»И они смеются, им хорошо. Вадик замечает, как самозабвенно Вера отдаётся смеху ,Люся так никогда не смеётся. У неё смех тоненький , неестественно заискивающий, как у взрослой.
Вера же  смеётся по-детски  радостно и взахлёб. Искренняя радость преображает её. Она больше  не  страшненькая неуклюжая девчушка. Её глаза горят, в них танцуют озорные зайчики счастья, как будто освещающие бесцветное худое личико, придающие ему краски радости, краски жизни.
    «Тили-тили теста!Жених и невеста!»- доносится до них пренебрежительно-негодующий Люсин оклик.
    Вера больше не смеётся, она серьёзно и несколько строго смотрит на Вадика своими большими карими глазами.
«Люся очень красивая!-говорит она грустно, но  с долей восхищения. -Почти как моя Барби -добавляет она.
 «Но злая иногда»-задумчиво отвечает мальчик.
«Злой быть плохо, я не хочу.»
  Вадик смотрит на девочку с улыбкой. «Приходи ко мне вечером в гости, с бабушкой приходи или одна. Моя Мама хотела испечь пирог с черничным вареньем. Будет вкусно.»
  «Спасибо, я люблю черничное варенье.»
  «Вера, а ты умеешь играть в монополию?»
 Девочка качает головой серьёзно и с сожалением.
   «Я научу тебя, вот увидишь-будет весело!»

й