Лев Максимов. Содержание и окончание книги

Лев Максимов
СОДЕРЖАНИЕ И ЗАВЕРШЕНИЕ
1. Что такое «я»?
2. Человек
3. Мы среди других людей
4. Мы и наша человеческая жизнь
5. Любовь
6. Женщина — мужчина
7. Мы и окружающий мир
8. Дороги жизни
9. Знание, незнание
10. Хорошо ли иметь собственное мнение?
11. Что значим мы без денег и вещей?
12. Учат ли нас чужие ошибки?
13. Посредственность и глупость — сладкая парочка.
14. Красота и совершенство — достоинства ли?
15. Радости и печали
16. Чувства, желания
17. Мудрость, гениальность
18. Непонимание
19. Время
20. Немного о политике и власти
21. Случай, судьба
22. Старость
23. Разное
24. Законы и правила обыденной жизни




18.НЕПОНИМАНИЕ

Чарльз Сноу пишет о двух культурах которые разделяют людей, формируют совершенно различные способы мышления, интересы, объекты познания.  Это культура гуманитариев и культура представи­телей точных (естественных) наук.
Я думаю, что это деление справедливо, но недостаточно.  Культур на самом деле гораздо больше, чем две. Разве понимают друг друга люди преступного мира и законопослушные граждане, жители деревни и жители города, люди различных наций, администраторы и подчинённые, политики и избиратели, миллионеры и нищие и т. д.?
Логика нашего рассуждения приводит к заключению, что если чело­век часто не понимает, не знает сам себя, то уж тем более он не может понять другого человека, живущего в отличающихся условиях и имеюще­го другие ценности и цели. «Чужая душа — потёмки» - вот народная муд­рость, отражающая эту объективную истину. Как писал Аль-Газали: «У человека же нет истинного знания о себе, поскольку о нас самих мы знаем только косвенно — через дела и внешние характеристики души, не ведая её сущности.
 Непонимание и преодоление непонимания образуют, с нашей точки зрения, один из источников развития общественной жизни. Непонимание даёт начало одной из важнейших форм взаимодействия людей — всеоб­щего обмана и самообмана. Ведь обман — это не только резкльтат осо­знанного действия, но  не в меньшей степени он результат и непонима­ния, присутствия людей в различных культурных измерениях. Человек стремится преодолеть непонимание, отвергнуть ложь, он хочет про­драться к истине и тем самым меняет жизнь, он живёт.

- - -
Сверь часы, ибо у тех, с кем ты общаешься, они или бегут вперёд, или отстают. Не удивляйся, что ты ни с кем не можешь согласовать дей­ствия.
- - -
Многие люди страстно желают, чтобы окружающие видели мир их глазами, и обижаютмя когда подобное желание не сбывается. Они не за­мечают, что к каждого человека свои глаза, которые видят лишь то, что именно они видят.
- - -
Непонимание — всеобщий удел, только большинство не понимает, что никого не понимает. Так и живёт, меряя всех остальных собственным непониманием.
- - -
Вы одиноки не потому, что у вас нет друзей, а потому, что люди вас не понимают.
- - -
Чем более глубоко и основательно вы погружаетесь в какую-либо философскую, политическую, научную или организационную проблему, тем уже круг людей, понимающих вас Ббудте готовы к почти полному не­пониманию. Незнающего и неподготовленного не убедить!
- - -
Отдалённость людей друг от друга — это не расстояние, а не­преодолимая прозрачная стена, за которой они прячутся, видя друг дру­га и не понимая полностью ни слов, ни дел других людей.
- - -
Когда мы узнаём всё больше и больше об окружающей нас дей­ствительности, становится она иной? Нисколько! На самом деле меня­емся мы. Потому и существуют в обществе знающие и малознающие люди, как совершенно различные особи одного и того же биологического вида, живущие как бы в различных мирах. По этой причине малознаю­щий НЕ ПОНИМАЕТ знающего, воспринимает его  как  инопланетянина, а конкретно-исторически как изгоя, достойного лишь дыбы, костра или тюрьмы.
- - -
Добро, сделанное для тех, кто вас не понимает, равнозначно для этих людей почти всегда ЗЛУ. Уж если вас не понимают, то не понимают во всём.
- - -
Человек редко говорит всю правду. Во-первых, потому, что он сам её не знает полностью, во-вторых, даже в том случае, если он говорит полную правду, слушающие обычно воспринимают её как ложь или полу­правду. Непонимание — основное отношение между людьми. Одна из форм его проявления подозрительность.
Хорошо ещё, что мы силимся понять доуг друга. У человека  имеет­ся желание понять других, однако фальшь, окружающая каждого, так плотна, что на нашу долю остаётся лишь отчаяние. Вовенарг говорил: «Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга». А у Тютчева можно прочесть такие знаменитые строчки:
«Как сердцу выразить себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь».

- - -
Всё, чему человек дал имя, - существует. Безымянное находится в ожидании прикосновения человека и получения имени. Потому, навер­ное, «в начале было слово»? Только оно преобразует бесконечный мир вне человека в конечный мир человека, таинственное делает очевид­ным.
- - -
С кем бы вы ни были вместе — с лучшим другом, подругой, люби­мым человеком или родным, - вы всегда не такой, каким являетесь на самом деле. Но вряд ли можно согласиться с Шопенгауэром, полагав­шим, что «в самой полной гармонии можно находиться только с самим собой». Мы слишком часто страшимся сказать самим себе полную прав­ду о собственной персоне. Какая же это гармония?
- - -
Удел человека сумевшего стать самим собой — ОДИНОЧЕСТВО.



19. ВРЕМЯ

Собственно говоря, лишь очень не-
многие живут сегодняшним днём.
Большинство готовится жить
позднее.
                Д.Свифт

Мы всегда путаем наше субъективное ощущение времени с объек­тивно существующим. Для нас время то бежит, то тянется, то вообще останавливается, тогда как реально оно всегда идёт. Ощущение време­ни, как и жизни вообще, это исключительно наше ощущение, потому мы и полагаем, что время является нашей личной собственностью. Как вся­кая личная собственность, оно дорого для человека, потому он своё вре­мя защищает изо всех сил.  Для творческого, занятого человека и влю­блённого на свидании времени всегда недостаёт.. Бездельник, лентяй, человек с низкой культурой чаще всего не знает, куда его девать. Полу­чается, что время — это ещё и лакмусовая бумажка, которая позволяет человеку познать самого себя. Шопенгауэр заметил: «Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время, а кто имеет какой-нибудь талант, - чтобы воспользоваться временем».


- - -
Лишь свободное время придаёт ценность жизни.
- - -
Если уж тратить время, то лучше всего НА ЖИЗНЬ, а не на меч­ты о ней.
- - -
Время очень твёрдый предмет, ведь оно всё притупляет и разру­шает.
- - -
Время — великий реформатор. Оно трансформирует любое чув­ство в привычку, а привычку — в скуку и безвременье.
- - -
Постепенность и непрерывность пугают нас, нам хочется вырваться из постоянства.
- - -
Человек надеется на продолжительность (любви, благополучия, счастья), не замечая, что его влекут ПЕРЕМЕНЫ, и, следовательно, дли­тельность и постоянство — это капканы.
- - -
В молодости многие смотрят на отрывной календарь с раздражени­ем, ибо слишком редко им приходится срывать его листы. В зрелом воз­расте нам кажется, что мы, по крайней мере, дважды в сутки отрываем эти листы. Молодость — это нетерпеливое ОЖИДАНИЕ, зрелость — это постоянное ЗАПАЗДЫВАНИЕ.
- - -
Только много работающий и думающий человек знает цену свобод­ного времени, для бездельника оно просто обуза.
- - -
Каждый из нас — результат всего того, что БЫЛО в его жизни, а время — это прибавление или отнимание чего-то от того, что уже имеет­ся.






20. НЕМНОГО О ПОЛИТИКЕ И ВЛАСТИ

Правда всегда опасна для власти
негодяев, эксплуататоров, грабт-
телей. Вот почему правду подавля-
ют.
                Ю.Дебс

Как никакая другая область жизни, политика пронизана лицемери­ем, безнравственностью, садизмом и ложью, ибо  политик хочет одного, а обязан все силы своего таланта тратить на доказательство, что он же­лает совсем другого.
А хочет политик только ВЛАСТИ, являющейся для человека, заняв­шегося политикой, прежде всего, наивысшим удовольствием. Объектив­но власть представляет собой лишь средство. Однако в сфере политики особенно отчётливо высвечивается то неординарное обстоятельство, когда становится особенно очевидно, что средство важнее цели.
Политик обязан заявлять о планах, перспективах, формулировать программы, намечать цели и пути их достижения, рисовать идеалы. Ко­роче говоря, он обязан заявить о себе как о борце за интересы большинства народа. Между тем как человек он почти всегда интересы народа использует в качестве средства завоевания и сохранения соб­ственной власти. Последняя для него является, повторим, объективно главной и основной целью.
Успех политика предопределяется его умением скрыть свою основ­ную цель в тумане разговоров, забот, проектов и обещаний лучшей жиз­ни, которыми он прикармливает свой электорат.  Хотя нужно иметь вви­ду, что бывали и бывают иногда политики, ставящие общенародные заботы и цели выше личных.

- - -
Почему в нашей стране так постоянно и сильно НЕДОВОЛЬСТВО словами и делами властьимущих? Почему особенно энергично политики атакуют прошлое  страны? Большинство полагает, что это недовольство коренится в неверной политике властей. Мне представляется, что такое суждение совершенно ошибочно. Любую политику разрабатывают и осу­ществляют ЛЮДИ. И не было на земле кроме, пожалуй Будды, Христа и Мухаммеда святых на сто процентов людей. Нормальный человек проти­воречив. Он весь состоит из силы и слабости, из заблуждений и прозре­ний, из расчётов и фантазий. Это живой человек, выбравший своей про­фессией политику.
Масса же  видит, ждёт и надеется на ЛУЧШУЮ ЧАСТЬ человече­ской души, идеализирует её.  Оппонентам, критикам власти наоборот бросается в глаза хадшая сторона человеческого характера. Критик упи­вается описанием ошибок, просчётов и глупостей лидеров, выдавая их за основные качества характера политика. Критик отождествляет с пло­хими качествами лидера и его историческое время (эпоха Петра 1, Нико­лая II, Сталина, Брежнева, Ельцина), и людей, поддерживающих лидера. Отсюда тот безудержный нигилизм в отношении прошлого, эта нена­висть к прошлым лидерам и их делам, это нежелание объективно смот­реть на историю своей страны и на нынешних политических лидеров. А критик-то ведь тоже человек!
 - - -
Обещание — основное оружие политика.
- - -
Почему-то все великие политики считают,  что они знают, чего хочет народ, что он (народ) должен делать, каковы его идеалы. Я как обычный человек полагаю, что народ сам ничего этого не знает и вряд ли очень хочет знать.
- - -
Кто сегодня у власти в стране, тот и сочиняет заново её (страны) ис­торию. Потому-то история так мало похожа на науку.
- - -
Нынешняя политическая власть имеет свойство распространяться не только на сегодняшнюю жизнь, но и на прошлую, постоянно переоце­нивая её.
- - -
Кто знает что такое народ? Всякий знает только тех людей, которые его окружают и о ком говорят. Но почему-то человек предпочитает на основании этого скудного знания рассуждать, советовать, предлагать из­менить жизнь целого народа, то есть тех людей, о которых он или ничего не знает, или знает очень мало. Эта ситуация становится ОПАСНОЙ, когда в распоряжении человека оказывается большая власть. Не могу не процитировать по этому поводу Э.Фромма: «Главной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, наделённый необычайной властью». (Выделил Э.Фромм).
  - - -
Народ наш живёт плохо не потому, что у страны нет богатств, а по­тому, что не умеет и не знает как их использовать в свою пользу.

- - -
Нет объективных доказательств преимуществ коллективизма или индивидуализма друг перед другом. Имеется только численный перевес сторонников той или иной позиции, помноженный на политическую волю
- - -
Всё, что становится господствующим,  становится враждебным даже своим самым верным адептам. Господство — это победа одного над многими. Но наша душа бунтует против господства одного. Ведь только для того индивид стремится победить, чтобы быть единственно правым. Мы возмущаемся господством одного, ибо хотим тайно или открыто собственного единоличного господства. Власть затемняет спра­ведливость. Справедлива для человека только собственная власть. Справедливость -  собственность власти.
- - -
Все вместе люди серы и однообразны, в то время  как каждый чело­век в отдельности уникальная личность. Как же из неповторимых лично­стей складывается одноликая масса? В действительности все люди разные, но одинаковые условия жизни и деятельности, порождают оди­наковые проблемы и интересы, а сходные проблемы и интересы требу­ют примерно одинаковых решений. В свою очередь, подобные решения стирают уникальные свойства личностей. И вот уже перед взором социо­лога и политика стоит не неповторимая личность, а частица социальной группы или класса, личными особенностями которой можно пренебречь.
- - -
Независимость — чрезмерная роскошь. Когда она есть, весь окру­жающий мир становится враждебным к имеющему независимость. В чём здесь дело? Независимость — это укор зависимым. Это болезненное на­поминание о нашей человеческой сути, о нашей творческой потенции. Только творец может быть независимым. Независимость — это угроза окружающим, так как она содержит в себе непредсказуемость. Мы меч­таем о независимости, а в реальности всегда хотим быть зависимыми. Спиноза вопрошал: «Почему люди борются за своё рабство, как словно бы речь шла об их спасении?»
- - -
Чтобы ощутить прогресс, нужно, вероятно, сначала дегралировать. Так произошло с предком человека, когда он сперва лишился клыков, когтей, быстрого бега, а потом стал соображать и создавать орудия тру­да, чтобы выжить. Этот процесс назвали эволюцией — прогрессивным развитием. Подобное же происходит сегодня и в общественной жизни России. Мы первоначально разрушили производство, а потом почти с нуля начали прогрессировать. Мы сперва опустили человека до прими­тивных потребностей, а теперь начнём идти путём прогресса к «совре­менному» человеку, то есть культурному.
То же самое случается и с личностью. Чтобы добиться успеха, че­ловек первоначально должен страдать: голодать, безмерно работать, перебиваться с жильём, вести примитивный образ жизни, подрывать здоровье. Человек и в любви должен сперва поглупеть (влюбиться), а потом только поумнеть — увидеть трезвым взглядом своего избранника (избранницу).
- - -
 Слова политика — театральный занавес, призванный скрывать за­кулисную жизнь.
- - -
Политик озабочен не тем, что и как он говорит, а тем, запомнят ли его.
- - -
Животное остаётся вожаком стаи, пока оно сильнее всех. Политиче­ский лидер удерживает власть до тех пор, пока он не становится слабее всех.
- - -
Если вы поверили политику, значит вы не верите глазам и ушам своим.
- - -
Правдивый государственный деятель — это политический само­убийца.
- - -
Правда — это меч, которым совершают политическое харакири.
- - -
Стремиться к власти естественно, как и злоупотреблять ей.
- - -
Политическая власть — сладкая добыча, обладать ею жаждут мно­гие. Однако чаще всего она достаётся сытым гурманам, а не голодным и бедным.
- - -
Возможность оказаться в одной компании с недалёкими политика­нами отпугивает умных граждан от борьбы за власть.
- - -
Фанатизм не защищает, а лишь подмачивает репутацию хорошей идеи.
- - -
Политический вожак использует авторитет власти, лидер же опира­ется на собственный авторитет.
- - -
Нельзя любить правду и свободу чрезмерно — сильные объятия их душат.
- - -
Отстаивать прекрасную идею всеми средствами и способами — значит делать её уродливой.
- - -
Когда некто объявляет себя демократом и нападает на представи­телей других убеждений, не перечёркивает ли он тем самым собствен­ную демократичность?
- - -
В реальной политической жизни никому нет дела до научно уста­новленных истин. Ложь и истина смешиваются. Ложь приобретает леги­тимный статус, а  истина превращается из цели всего лишь в средство решения вне нравственной задачи — удержание или завоевание власти.


21. СЛУЧАЙ, СУДЬБА

Не человек властвует над случаем,
но, напротив, случай правит миром.
                Демосфен

Оглянитесь на прожитые дни и спросите себя, кому или чему вы обязаны столькими годами своей жизни. Первым на ум приходит ответ, что человек за количество им прожитых лет благодарен, прежде всего, САМОМУ СЕБЕ, то есть своей осмотрительности, осторожности, разум­ности, расчётливости, предусмотрительности и тому подобным особен­ностям собственного поведения на протяжении всех лет прожитой до сегодняшнего дня жизни.
Но если в эту проблему вдуматься основательней, то можно заме­тить, что всю свою сознательную жизнь человек применяет вышеуказан­ные способности в противостоянии некоей таинственной, трудно поддаю­щейся описанию, могущественной силе, которую невозможно обуздать и к которой он вынужден лишь приспосабливаться.
Эта сила — судьба, предначертанная каждому человеку. Нам нра­вится говорить и думать, что человек хозяин своей судьбы, что он фор­мирует её своими руками. В какой-то степени это так, но лишь в какой­-то. Потому что судьба проявляет себя преимущественно в виде СЛУ­ЧАЯ. А вот со случаем никому никогда не удавалось справиться, от него невозможно убежать, его нельзя игнорировать.
Благодаря случаю встретились ваши родители, случайно вы роди­лись в таком-то году и в конкретном месте (стране, городе, посёлке или деревне), случайно вы избежали серьёзных детских болезней, физиче­ских травм, отравлений и тому подобных событий неразумного детства, определяющих нашу судьбу на всю оставшуюся жизнь.
Случай и сейчас подстерегает вас на каждом шагу, угрожает трав­мами или даже смертью. Он затаился в нетрезвом поведении водителя, в неисправном механизме, в мгновенном ослаблении внимания, он проглядывает сквозь тёмную глубину воды, спрятался в бутылке алкого­ля или на кончике иглы, он шипит в газовой трубе, предопределяет круг ваштх знакомых, он бесстрастными глазами смотрит на нас из Космоса, слепо заявляет о себе кипением и сотрясением Земли, он мерцает в гла­зах политиков, готовых ради власти пожертвовать вами и миллионами других людей, он скрывается в пламени глаз фанатика и учёного. Он, случай, везде и всюду. Он пугает нас и обнадёживает. Мы включаем все силы разума, чтобы избежать случайности, но, в конечном счёте, благо­даря нашей сообразительности, мы лишь добиваемся сокращения встреч со случаем, но никак не искоренения случайности.

- - -
«Ты можешь мало, говорит нам случай, и он же утверждает: Ты мо­жешь всё».
- - -
Полагают, что случай — это редкость, истинная же редкость — от­сутствие случайности.
- - -
Кто знает, какую бы жизненную дорогу выбрал человек, если бы не обстоятельства?
- - -
Откуда мы знаем, что выбрали правильный жизненный путь, даже если он нас устраивает? Ведь это же не наш выбор, а главным образом случая.
- - -
Судьба — это классный теннисист, на каждый ваш удар она отвеча­ет более сильным ударом.
- - -
Случайная счастливая идея осеняет лишь долго размышляющих людей.
- - -
Трудно встретить взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не пугался бы чего-то до смерти, то есть не бывал в ситуации на грани гибели. Смерть витает над нами, ходит за ними по пятам, стережёт нас за углом, в темноте, в непредсказуемом поведении шофёра, лётчика, бандита, наркомана, в глубинах воды, в газовых баллонах и в тысячах других предметах и ситуаций.
Каждый из нас может умереть в любую минуту. Это огромное сча­стье, что я ещё жив в свои годы. Кому или чему приписать заслугу сохра­нения моей жизни? Я не вижу этого агента, этого благодетеля, кроме его величества случая. На случай я молюсь, случай я ценю и благодарю, случай и есть мой Бог, который существует реально как неуловимое не­что.
СЛУЧАЙ — это невидимка, это явление без вкуса и запаха. Это — фатум, дарящий пока мне жизнь и способный забрать её в любую мину­ту.  Ему, разумеется, противостоит мой опыт, мой здравый смысл, мои знания, моя осторожность. Но что они могут? Против случая почти ниче­го!.
- - -
И, тем не менее, я не следую повелениям случая, я делаю ставку на разум, то есть на явление по сути своей иллюзорное в смысле реше­ния наиважнейшего вопроса «быть или не быть». Разум лишь уменьша­ет частоту встреч со случаем, но не в состоянии его отменить. Я же упо­ваю на разум, я гожусь им, как и подавляющее большинство человече­ства. Так все живут! И шоры подобной жизни делают саму жизнь чем-то случайным, нереальным, лишённым правды.
- - -
Достижение гармонии — это желанный и прекрасный краткий СЛУ­ЧАЙ в мире господства вечной дисгармонии (хаоса).
- - -
Большинство подчиняется напору судьбы, и лишь некоторые пыта­ются менять русло её течения. Одних судьба ломает, другие ломают судьбу. Такова судьба всех.



22. СТАРОСТЬ

           Будемте на старости так же весе-
лы, как в молодости. Молодость,
подобно жаворонку, имеет свои
утренние песни, старость, подобно
соловью, должна иметь свои вечер-
ние песни.
                К.Боуви

Жизнь — это круговорот. Всё в ней возвращается на «круги своя». Такое расхожее суждение относится и к человеческой жизни. В старости большинство людей становятся похожими на младенцев. Старик теряет оперативную память, физическую силу, отдаёт своё время тому, что он хочет делать, а не тому, что необходимо. Он превращается в обузу для окружающих и точно так же, как родители с нетерпением ждут повзрос­ления своего ребёнка, дети часто ждут ухода престарелых родителей в мир иной, как ни цинично это звучит.
Можно ли сделать старость ценностью? Несомненно, ибо доказали человечеству великие старцы: Леонардо да Винчи, Эммануил Кант, Лев Толстой, Мао Дзедун, академик Павлов и многие-многие другие мысли­тели, политики, учёные, писатели, музыканты и артисты. Секрет продол­жительности жизни, по-моему, не столько в наследственности, сколько в способности человека найти дело, соответствующее его главному талан­ту, его призванию. Будучи влюблённым в своё дело, человек живёт, то есть отстаивает его и развивает, борется за его воплощение и творит.  Занятый подобной деятельностью индивид не умирает интеллектуально и физически.  До смертного часа он ощущает постоянную нехватку времени и  смотрит на смерть, как на некоторое недоразумение. Смерти не нужно ждать. Ожидание её прихода есть уже умирание. Пусть она застаёт нас за делом, прямо на подмостках театра жизни! Не позволяйте никому себя жалеть, пусть вас хотят слушать, в вас нуждаются или даже бояться, и тогда ваша смерть будет не подарком для окружающих, а истинной потерей.

- - -
Признаки собственного постарения мы видим на лицах ровесников.
- - -
Человеку трудно замечать собственную старость, ибо она видна только посторонним.
- - -
Единственный никогда не стареющий орган человека — его душа. Прав Гёте: «Что старость в детство нас приводит — пустяки:
До самой старости мы — дети, вот в чём дело!».
- - -
Пока люди ощущают, что вы делаете нечто полезное для них, - вы живёте.
- - -
У вас настоящий склероз, если вы забываете ГЛАВНОЕ.
- - -
Если можешь, будь современным, а если хочешь, иди впереди свое­го времени, но никогда не опаздывай, иначе ты становишься прегра­дой.
- - -
Возраст обязывает сильнее права и морали.
- - -
Приближение смерти — это осознание, что уже никто тебе не помо­жет. Смертный час — час бессилия и окружающих. Умирая, человек ви­дит слабость всех. Предсмерть — крушение надежд. Последним умира­ет не надежда, а человек. Надежда умирает предпоследней.
- - -
Желание обладать женщиной не покидает мужчину до самой смер­ти. Иначе импотенция не была бы трагедией.
- - -
Трудно отвести глаза от молодых и смотреть прямо в глаза соб­ственной старости.
- - -
Молодость не уходит — уходят только силы и сноровка.
- - -
Импотенция — это сексуальный крик души, на который уже не от­кликается тело.
- - -
Нужно бояться не старости, а потери трудоспособности.
- - -
Если сомневаешься, значит ты ещё не старый человек.
- - -
Не говори: «Я стар», ибо это капитуляция.
- - -
В молодости человек желает многое приобрести на всю жизнь: ум, здоровье, красоту, силу, любовь. В старости же обнаруживается, что на всю жизнь человек обеспечил себя только болезнями.
- - -
Исчерпать себя до дна — значит прожить хорошую жизнь.
- - -
Не будь зеркал, мы б умирали молодыми.
- - -
Старость — это переживание факта, что близкие и знакомые ухо­дят, а далёкие и незнакомые уже никогда не станут близкими.
- - -
В молодости мы изо всех сил доказываем свою зрелость, в старо­сти — не детскость.






23. РАЗНОЕ

Не плачьте по утратам, утраченное освобождает место для находок.
- - -
Не жалейте людей, жалость только наносит ущерб любимому чело­веку.
- - -
Если вы научитесь не жалеть самих себя, то закроетет доступ к ва­шей жизни большинству несчастий.
- - -
«Сильные и жестокие не умирают своей смертью», - утверждает древняя китайская книга «Дао дэ дзин». Я же полагаю, что слабым и слишком добрым не суждено жить своей жизнью.
- - -
Молодость — это цветок. Кто рвёт цветы, тот пренебрегает плода­ми, кто ценит плоды, тот не рвёт цветы.
- - -
Привычка — это автоматизм, отключение сознания и, следователь­но, пробел в человеческой жизни.
- - -
Лучше ничего не делать, чем делать что-то важное механически.
- - -
Только жадный человек любит демонстрировать свою «доброту».
- - -
Поступи не так, как все, и увидишь оскал привычки Последняя за­щищает себя, как раненый зверь.
- - -
На всякого, уверенного в своём превосходстве, находится другой человек, уверенный в том же. Потому не очень-то  доверяйте собствен­ной уверенности, ведь любом соперничестве поражения терпят все, кро­ме одного.
- - -
 Вероятность наступления «чёрного дня»  одинакова для каждого человека. Только те, кто его не ждёт — живут, а готовящиеся к нему — ждут. Народная мудрость гласит: «Нет хуже занятия, чем ждать да дого­нять».
- - -
Заметьте, удача чаще всего приходит к вам, когда вы находитесь в хорошем настроении, и бывает всё наоборот, когда вы не в духе. Не зря же народ подметил, что «беда не приходит одна». Психологи назвали это явление синхронизацией, то есть явным влиянием внутреннего ду­ховного состояния человека на внешние события. Следовательно, если мы хотим быть удачливыми, нам, прежде всего, нужно делать всё воз­можное, чтобы оказаться в хорошем расположении духа.
- - -
Не портим ли мы то, что исправляем?
- - -
Стоит вам высказать мысль, как она превращается в убеждение, ко­торое вы стараетесь защищать.
- - -
Из всех чисто человеческих чувств властвующие политики поче­му-то выбрали КОРЫСТЬ в качестве самого мощного двигателя обществен­ного прогресса.
24. ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ

1. Люби себя тайно!
2. Не полагайся ни в чём значительном на других.
3. Понимай, что нечто важное для тебя вовсе не является та­ковым для других.
4. Не завидуй, ибо нет людей, которые бы во всех отношениях жили лучше тебя.
5. Ей только обоснованное мнение и меняй его исключительно под влиянием неопровержимых аргументов.
6. Знай, что другие похожи на тебя, но не такие, как ты.
7. Помни, что тебя всегда подозревают.
8. Имей ввиду, что между тем, что ты сказал и что услышали от тебя собеседники, значительная разница.
9. Не показывай, что ты злишься, ибо озлобленных осуждают или над ними насмехаются.
10. Верь другим, но помни, что они тебя скорее всего обманыва­ют.
11. Давай себе отчёт, что любить можно только человека в це­лом, а не отдельные его замечательные качества: ум, красоту, доброту, сексуальность, и т. д. Любить за что-то одно — значит прокладывать до­рогу к разочарованию и войне.
12. Помни уроки собственной прошлой жизни.
13. Интересуйся всем! Нет сферы жизни, которая бы тебя не ка­салась.
14. Осознавай, почему ты ведёшь себя именно так, а не иначе.
15. Думай, это не менее интересно, чем делать.
16. Во что бы то ни стало сделай то, о чём мечтаешь.
17. Не придавай большое значение мелочам.
18. Не будь долго одинаковым.
19. Имей ввиду, что тебя чаще всего пытаются использовать.
20. В большинстве трудных ситуаций твоей последней надеждой являешься ты сам.
21. Старайся понять людей, но не подстраивайся не под кого.
22. Будь честен с самим собой.
23. Помни, что должность и звание к твоему авторитету ничего не прибавляют.
24. Не бойся казаться белой вороной.
25. Бунтуй, ибо в настоящем всегда имеется нечто отжившее.
26. Если вы действительно умны, не демонстрируйте этого.
27. Старайся всё делать лучше других.
28. Помни, что твой потенциал безграничен. В его глубинах спря­тан истинный ты.
29. Делай всё возможное, чтобы никогда не оставаться с послед­ним патроном.