Оборванная музыка

Анастасия Чернова
О рассказе Дмитрия Калмыкова «Донцов»
  Сильный рассказ, и главное в нем – голос рассказчика,  интонация "доверительной истории".
Что такое сказ? Такое произведение, в котором художественно осмысливается не только идея, мысль, характер, но и сама речь, ткань разговора. Так, что язык - обретает вторую реальность.
Произведений с подобной тематикой я почти не читала, поэтому - и сравнить не могу. Чем-то мне напомнило мир Диккенса, из "Оливера Твиста", главы, где описывается жизнь воровского притона, их обычаи, нравы, частично - речь. Но роман Диккенса – это взгляд со стороны, так рассматриваем мы картину, проходим по залу, а картина - на стене, далеко, висит.
Особенность литературы - 20 века - бОльшая погруженность и взгляд "изнутри". (как антитеза - идеи всегдаупоминаемого Гассета). 
Сюжет «Донцова» - страшный и необратимый, как гул рока в античной трагедии. Но в трагедии (особенно в классической, 17-18 в.), погибая, герой все же чем-то и побеждает, всегда. Внутренней ли мужественностью, устойчивостью ли моральных принципов… Это противостояние – страшного поражения и скрытой победы, - и создает чувство огромности, противоречивости бытия. Тем самым, произведение кажется нам завершенным – на всех уровнях возможных осмыслений.
   Здесь же такого ощущения не возникает, поэтому читатели замечают: чего-то вроде бы не хватило. Чего-то, чего-то…
Такое же ощущение осталось и у меня. И, наверное, это хорошо. Бессмысленность и слабость добра, холодная обыденность убийства, беспомощность человека…  И над всем – мотив музыки, оборванной…