Школа Мая

Инга Томан
Таинственным островом назвал эту школу один из ее воспитанников. И она действительно была им. Здесь царили Гуманизм, Справедливость и Наука, и его чудесная атмосфера согревала и освещала всю оставшуюся жизнь каждого, кто имел счастье провести здесь свое детство.
Основал  школу в 1856 году 32-летний уроженец Петербурга Карл Иванович Май (1824-1895). Его отец был родом из Пруссии, мать – шведка. К.И.Май получил начальное образование в частной французской школе, а затем был определен в Главное немецкое училище святого Петра. После его окончания К.И.Май поступил на историко-филологический факультет  Петербургского университета. Чтобы достать деньги для учебы и прокормить себя, мать и сестер, К.И.Май с 16 лет давал частные уроки. Однако, несмотря на трудности, он блестяще окончил университет и был приглашен в качестве домашнего наставника к сыну бывшего министра юстиции Д.В.Дашкова. У Дашковых К.И.Май прожил несколько лет и снискал большую любовь и уважение этого семейства. Впоследствии К.И.Май преподавал немецкий и французский языки в различных учебных заведениях.
Как же возникла у него идея создания собственной школы? «Некоторые немецкие семейства, – вспоминал К.И.Май, – предложили мне открыть школу. Ближайшие друзья, уже начавшие свою педагогическую деятельность, обещали мне свое содействие».
Возможно, из скромности К.И.Май приписывает инициативу создания школы не себе, а своим знакомым. Сейчас, конечно, трудно сказать, кто впервые высказал эту идею, но, впрочем, это не столь важно. Существенно же то, что родители учеников и, возможно, сами ученики были хорошо знакомы К.И.Маю, а многие педагоги, ставшие преподавателями в его школе, были его давними друзьями и единомышленниками.
В конце первого года существования школы у К.И.Мая было 30 учеников (начинал он с десятью) в возрасте от 8 до 10 лет, которые были разделены на два класса. Несмотря на возможности, К.И.Май не спешил расширять свою школу и набирать новых учеников. Он считал, что школа должна расти постепенно, вместе с воспитанниками, и только таким образом в ней могут появиться свои традиции и создаться своя атмосфера. «Образовать школьный мир с такими воззрениями, складом жизни и порядками, которые желательны воспитателю, возможно лишь в школе, только начинающей свою жизнь. Мне и моим сотрудникам выпала счастливая доля не разрушать какие бы то ни было порядки, но созидать такие, которые нужны были по нашим понятиям; не вступать в борьбу с укоренившимся строем школы, но вести своих питомцев так, чтобы в ней сложилась собственная традиция. Этого гораздо проще достигнуть в маленькой школе» , – писал К.И.Май.
Деятельность К.И.Мая, по его словам, опиралась на идеи Г.Песталоцци, Ф.Фрёбеля и Г.Дистервега. Кроме того, он использовал опыт реальной гимназии Магера в Айзенахе и гимназии Гаушильда в Лейпциге.
Школа К.И.Мая делилась на гимназическое и реальное отделения. Воспитанники гимназического отделения изучали латинский и древнегреческий языки, а реального – точные и естественные науки по углубленной программе. Однако по ряду предметов ученики обоих отделений занимались вместе по одной программе.
Уровень образования, даваемого в школе К.И.Мая, высоко ценился и в России, и в Германии. Ее выпускники без экзаменов принимались не только в российские университеты, но и в прославленный Политехникум в Карлсруэ.
Первоначально языком преподавания в школе К.И.Мая  был немецкий. В соответствии с постановлением Министерства народного просвещения от 8 июля 1882 года, в ней было разрешено преподавать на немецком языке древние языки, всеобщую историю и географию . Однако язык преподавания того или иного предмета порой зависел от преподавателя. Например, сам К.И.Май преподавал всеобщую историю  на русском языке и пользовался русским переводом известного немецкого учебника Вебера. Когда же всеобщую историю стал преподавать Александр Брюкнер (впоследствии профессор Дерптского, а затем Йенского университетов) русский перевод был заменен оригиналом и преподавание перешло на немецкий язык. Математик Эмиль Шнайдер вел занятия на немецком языке, но использовал русский учебник.
Первоначально в школе К.И.Мая преобладали дети из немецких семей, но со временем состав ее учащихся  становился все более многонациональным. Значительную часть ее воспитанников составляли дети петербургской интеллигенции, которую привлекали и качество преподавания, и спокойная доброжелательная атмосфера, и отсутствие казенщины и бессмысленной дисциплины, царившей в большинстве государственных учебных заведений. В ней учились будущие художники А.Н.Бенуа, К.А.Сомов и Н.К.Рерих, сыновья  Н.А.Римского-Корсакова и П.П.Семенова-Тян-Шанского и других деятелей  культуры.
К.И.Май стремился к тому, чтобы в его школе преподавали лучшие из лучших. Некоторых же учителей он специально приглашал из Германии.
В 1880-1890-х гг. древние языки и историю немецкой литературы  в 5-7 классах преподавал уроженец Тюбингена Эмиль Моль. А.Н.Бенуа оставил о нем следующие воспоминания: «В нем была какая-то нежность; что-то сентиментально-уютное, типично-германское. (…) Восседанию на кафедре он предпочитал сидение среди учеников, чаще всего на одной из парт. (…) Моль был очень образованный и начитанный человек, в особенности по части немецкой литературы. (…) Лично я благодарен ему  (…) за те знания, которые я почерпнул из его уроков, чуть бестолковых и лишенных системы, но всегда исполненных жизни и увлекательности».
Другим преподавателем древних языков был уроженец Берлина Мальхин. «Память, которую я храню о Мальхине, – писал А.Н.Бенуа, – полна глубокого уважения. Я именно к Мальхину почувствовал наибольшую степень почтения и ученической преданности. Это был мой идеал профессора. И не только потому, что Мальхин умел хорошо учить разбираться в тонкостях грамматики и философии Платона, но и потому, что он подавал пример какого-то незыблемого чувства долга. Только под его руководством я понял, зачем вообще существует «классическое» воспитание, чему оно служит в жизни, как действуют на весь наш мыслительный строй и на наши критические способности упражнения в латыни и греческом. В его преподавании не было ничего механического, тупого. Все должно было пройти через сознание, всякое новое познание утверждалось в голове посредством его уразумения» .
Говоря о значении гимназии К.И.Мая в своей жизни, А.Н.Бенуа отметил: «Здесь я получил те более или менее прочные основы, на которых затем построилась моя образованность. (…) Я нашел в ней уют, нашел особенно мне полюбившуюся атмосферу, в которой дышалось легко и в которой имелось все то, чего не было в казенном учреждении: умеренная свобода, теплота в общении педагогов с учениками и несомненное уважение к моей личности» .
Подобная атмосфера, по мнению А.Н.Бенуа, являлась целиком заслугой К.И.Мая – «как личных его душевных качеств, так и его принципов и целой теории, выработавшейся на основании этих качеств. Карл Иванович твердо верил в то, что от юного существа можно всего добиться посредством высказываемого к нему доверия» .
При описании  манеры поведения К.И.Мая А.Н.Бенуа прежде всего отмечал его «беспредельное благодушие», которое, однако, «не было признаком слабости. Он мог при случае и гневаться, но только на то были всегда веские причины. Провинившийся мальчик не удостаивался того рукопожатия с Карлом Ивановичем, с чего начинался для всех каждый учебный день».
Немаловажной деталью для создания особого «уюта» являлось то, что К.И.Маю немало помогала его семья: жена – Агнесса Альбертовна, сестры – Эмилия Ивановна и Софья Ивановна, дочь – Анна Карловна. Они преподавали в подготовительном классе, следили за поведением младших воспитанников, участвовали в организации представлений и праздников. В обязанности Агнессы Альбертовны входил также аккомпанемент на фисгармонии немецких лютеранских хоралов, исполнявшихся учениками каждое утро.
В 1890 году К.И.Май вышел в отставку, и новым директором стал его бывший воспитанник В.А.Кракау (1857-1935). С 1906 по 1919 год ее возглавлял А.Л.Липовский (1867-1942) – выдающийся педагог и историк искусства.
В 1890-е годы школа в значительной степени утратила свой немецкий характер. Преподавание было переведено на русский язык, и среди учащихся стали преобладать русские дети. Однако  этические и культурные традиции, заложенные К.И.Маем, сохранились. Школа, продолжавшая носить его имя, оставалась одним из лучших учебных заведений Петербурга.

Статья была опубликована в газете «Neues Leben» (1997, №39)