12. Воспоминания из детства. Коза Манька

Тамара Белова
Коза Манька
-Ну, ты, дочка, как коза Манька через заборы лазаешь. Ворот не видишь? Вот ещё раз увижу, отлуплю, как Сидорову козу. Папа только грозился отлупить. Он никогда даже не шлёпнул меня. В нашей семье было так: провинились парни, мама отправляет к отцу на «воспитание», ну а уж мне доставалось от мамы. В сенцах был над дверным проёмом подоткнут всегда жиденький гибкий прутик. Это была розга. Мы все это знали, но, ни у кого даже в голове не могла зародиться мысль, чтобы её сломать. Провинился - получи. Но это было скорее психологическое воспитание: позор перед другими. Наказание было в исключительных случаях.
Как вот этот случай. Я нагулялась, иду домой. Подхожу к калитке, она открыта- заходи. Так нет, я её закрываю на крючок и перелезаю через верх. Неудачное движение, оступилась, не попала ногой на перекладину, и вот повисла за подол платья на штакетине. Самой уже не справиться. Приходиться кричать, звать на помощь. Помощь приходит в лице мамы и уже с прутиком.
-Что, коза, опять перелезала? Тебе что отец говорил?
И в ход пошёл прутик. Поплачешь где-нибудь в уголочке, да быстро забудешь. Почему отец сравнивал меня с козой? Дело в том, что кроме коровы, тёлочки, бычка, поросёнка, кур была у нас и коза. Коза не породистая, такая поджарая тёмно коричневого цвета с небольшими рожками. Отличалась она большой спортивностью.  В ограде стояла летняя печь. Сделал её папа с таким расчётом, чтобы чугунки, кастрюли ставить под печкой и рядом на лавочке. Вобщем то высокая печь. Стояла эта печь может быть в метре или подальше от соседского огорода. Так вот Маньке очень нравилось с разбегу вскакивать на эту печь и молниеносно переноситься в соседний огород лакомиться капустой.  Наша же ограда в огород была значительно ниже, но коза, почему то ни разу не посягала на свой огород. Видимо, соображала, что ли что сюда нельзя. Сосед, да и папа наращивали высоту забора, не раз ругались из-за этой проказницы. Уж казалось и некуда выше делать забор. Но у  козы только азарт возрастал. Братья однажды подсмотрели, как это она делает. Заходит во двор и оглядывается, нет ли кого? Разбежалась -прыг на лавочку, потом на печь и на трубу. Труба на некоторую высоту была выложена из кирпича, а потом уже железная. Коза всех достала,папа рассердился на козу и решил избавиться от неё. Я в рёв: ведь она моя кормилица. Маньку я любила, потому что я доила её  и тут же выпивала молоко. Мама как то сказала, что это моя «корова», учись доить. Козье молоко больше никто не пил. Коровьего молока порой не хватало, семья же большая была. А мне порой хватало стакана Манькиного молока. Давала она не больше пол литра. Пощадили козу. Сосед на будущий год посадил у забора  картошку. Да пропала наша коза. Искали её и в лесу. Лесник потом на неё наткнулся за горой Белой. Козы любят лазать по камням. Мёртвая была коза, на шее небольшая дырка. Лесник сказал, что так рысь высасывает кровь. Так мы узнали, что в нашем лесу появилась рысь.
Козье молоко я считаю полезным. В саду некоторые садоводы держат по десятку коз. Так вот в летнее время я беру у них козье молоко.
Да, та ещё «коза» я была, пока росла.