Я не помню их имён, о чём очень сожалею. Не часто бываю в Храме , но при каждом посещении всегда ставлю свечку на помин моих родных , сгинувших в карагандинской ссылке. Мне стыдно , но я действительно не знаю их имён, да и спросить об этом уже не у кого.
В 1968 году мне было 5 лет , и кажется , что именно с этого возраста я начал помнить события происходившие в моей жизни. Вот в тот летний день утро началось как-то необычно , бабушка с мамой , суетились по дому , приоделись , нас с братом подняли раньше обычного . Через некоторое время к дому подъехал 51-й газик , с кузова сошли двое , дядя постарше папы лет на 15 и юноша лет 16-ти, мне сильно запомнилось , что на груди у него висел фотоаппарат, вещь для деревни тех времён редкостная.
Дома собрались родственники , пришла бабушкина старшая сестра –баба Федосья, мамин папа - мой дед Михаил , отцов брат -дядя Ваня. Встретились , перезнакомились и как заведено уселись за столом .
Гостями были бабушкин племянник и его сын , прибыли они из Ташкента, ранее они у нас никогда небыли. Застольные события , как-то особо не запомнились . Но последующие , врезались в память крепко и навсегда.
Старший гость , дядя Ваня , сидел за столом рядом с бабушкой , о чём-то тихо рассказывал, бабушка была очень серьёзна и часто вытирала глаза. Позже когда гости вышли , кто уехал на работу , кто по другим делам , дядя с бабушкой вышли во двор и уселись под деревом на штабель досок , приготовленных для ремонта кровли. Не знаю почему , но меня очень сильно тянуло к этому родственнику.
Бабушка попыталась , отвлечь меня , но я остался с ними . Моя детская память не смогла сохранить всех имён , которые прозвучали в их беседе, но и то что я запомнил , перевернуло мне душу навсегда, став моим попутчиком в жизни , порой приносящим трудности , а порой помогавшей переносить тяготы жизни.
Далее был долгий рассказ о злоключениях семей бабушкиных братьев , слёзы взрослого дяди в подол бабушки , прошедшего войну , а перед ней все ужасы сталинских лагерей , в которых сгинули все родные .
За давностью времени , и вроде события не коснулись меня напрямую, казалось бы стоит успокоится . Ведь история факт уже свершившийся , поправить что либо невозможно. Но события происходящие на Белгородчине , моей Родине и моих родственников, заставляют вспоминать и переживать всё заново. Группа ветеранов от КПСС выступила с инициативой установить в Белгороде памятник Сталину , великому государственному деятелю. А может не стоит? Попробуйте каждый внимательно проанализировать историю своей семьи . Я больше чем уверен обнаружатся трагические факты , связанные с именем этого правителя. Памятники ставят достойным , а заслуги этого правителя тонут в реках крови , пролитой по его велению .
Мой прадед Ушаков Егор со своей огромной семьёй( 10 сыновей и 3 дочери),его брат Леон и их племянник Ушаков Даниил жили в Красном Коротоякского уезда Воронежской губернии. На пороге 20-го века , во время столыпинсой реформы они основали хутор в 25 километрах от Красного и в 12 км от Острогожска. В разное время он носил имена: “Асеева Поляна” “Красненский” “Ушаков”. Они вели крестьянское хозяйство , а также занимались строительством. Уже в советские времена строили в округе административные здания ( в Красном здание старой больницы), школы и другие учреждения. Жили небогато , но уверенно. Что не всем нравилось , как показали дальнейшие события.
О судьбе семьи в мои детские годы не особо часто разговаривали , но изредка в разговоре старших родственников эта тема всплывала. Бабушка (меньшая дочь Ушакова Егора) Евдокия рассказывала , что перед самой коллективизацией лошадь привезла его домой расстрелянным в упор , он сидел в телеге , в ногах лежал разрезанный арбуз и начатая бутылка водки. Никто из семьи не мог предвидеть , что это только начало их трагедии.
В середине 80-х у меня произошёл разговор с одной пожилой женщиной в селе Терновое , которое в 4-х километрах от хутора. Мне очень хотелось узнать хоть какую-то информацию о моих родственниках. Она бойко начала рассказывать , что там жили богато, что вызывало зависть и ненависть у тех кто не хотел работать , и терновские комбедовцы устроили в хуторе резню. После этих слов я сказал женщине , что я родственник хуторянам , о чём сразу пожалел. Она отказалась дальше рассказывать о событиях.
К началу сплошной коллективизации на хуторе было 25-ть дворов , помимо двора деда были две семьи отделившихся сыновей , остальные жили с ним. Двоюродный брат Даниил , тоже отделил двух сыновей. За пределами хутора жили вышедшие замуж дочери , в Красное , Киселёвку и моя бабушка в Берёзово , один из сыновей Егор обосновался в Острогожске и ещё один уехал с партией геологов за Урал. Остальные со своими семьями жили на хуторе, как бабушка вспоминала,- Больше двадцати душ. События начала 1931 года оставили в живых только троих племянников бабушки , один из которых и был наш гость .
Всю трагичность тех событий донесла до нас Акованцева Евдокия Фёдоровна. Её семья была раскулачена , но им удалось избежать ссылки. Вот как она вспоминает о тех днях:
…. Страшнейшую картину, которую я тогда увидела, даже и близко невозможно сравнить ни с какими ужасами, пережитыми и увиденными мной в годы Великой Отечественной войны. Несколько подвод увозили большие семьи раскулаченных крестьян в Острогожск. На этих подводах, набитых битком маленькими детьми, сидели несколько женщин и стариков. Мужчин не было: очевидно, их арестовали раньше. Одежда на детях и женщинах была до того оборванная и грязная, что на эту бедноту было страшно смотреть, а некоторые дети были просто голые… Сквозь детский визг были слышны вопли и завывания женщин. Вокруг повозок ехали верхом вооружённые винтовками люди.
На въезде в Острогожск со стороны Воронежа, по левую сторону от дороги, стоит сейчас полуразрушенная церковь Тихона Задонского, за ней кладбище. Вот в эту церковь со всех населённых пунктов Коротоякского,Уколовского и Острогожского районов в 1929 – 1930 годах помещались советскими властями раскулаченные крестьянские семьи. Люди в страшной давке находились там неделями. Наступила зима, церковь не топили, а людей не кормили. В первую очередь там умерли все дети, а потом взрослые. Умерли в этой церкви и наши хуторяне. Выживших отправляли из Острогожска в Казахстан. Была зима – люди были голодные, раздетые, многие умерли в холодных телятниках (вагоны) ещё по пути в ссылку. Никто впоследствии не вернулся обратно. Возможно, эту церковь сейчас восстанавливают, а я думаю, этого делать нельзя. На её месте или рядом нужно поставить часовню в память о тысячах умерщвлённых коммунистами крестьян…
Храм Тихона Задонского на сегодня восстановлен, и волей судеб там является настоятелем отец Георгий(Веретенников), наш земляк.
Я поддерживаю Евдокию Фёдоровну в желании увековечивания памяти жертв репрессий. И хотелось бы напомнить ветеранам КПСС. Не всё забыто товарищи…..