К тридцатилетию победы

Владимир Капустин
        Впервые, страна, по настоящему, вспомнила о ветеранах Великой отечественной войны. Праздник, тридцатилетие победы, готовился с размахом. Естественно, что и государственный университет не остался в стороне. Партком поручил мне - комсомольцу обойти и переговорить со всеми ветеранами ВОВ в Кировском районе города Томска, узнать их нужды, чаяния.
        Первое, что я сделал, пошел в военкомат и получил списки ветеранов Кировского района. В этом списке оказалось пять фамилий с перечислением их боевых наград, по которым, в дальнейшем, я научился определять боевой путь ветерана.
        Ежедневно посещал по одному фронтовику – на большее просто времени не хватало. Соприкоснувшись, так плотно, с ветеранами, с большим интересом выслушивал их рассказы о фронтовых буднях, о погибших товарищах. Больше всех мне запомнился капитан Сивков, который ушел в 41-м, а вернулся в 46-м, причем, в первый год попал в мясорубку под Москвой. Он рассказывал о таких вещах, от которых, буквально, волосы дыбом встают. Практически все, кто воевал, вместе с ним, под Москвой полегли, да и сам он выжил только благодаря ранению. Он знал, что награжден медалью «За оборону Москвы», но ничего не сделал, чтобы ее получить. Награды его мало волновали. Числился в списке и университетский профессор Щербаков Р.Н.
        На последние посещение оставил одного подполковника, чей наградной лист был в два раза длиннее любого другого, из предыдущих встреч. Завершал список его наград орден Ленина. Уже заряженный на уникальные боевые истории, со своим неизменным блокнотом, явился к нему в квартиру. Он угостил меня чаем, поговорили о том, о сем, но из текущего разговора я долго не мог понять, а где же он воевал и как получил такое количество наград. Обычно, за каждой наградой таилась фронтовая история, а то и не одна. И только, после серии вопросов в лоб, до меня дошло, что за четыре года войны подполковник фашистов не видел - лишь однажды выезжал на линию Западного фронта, где  с удовольствием искупался в Днепре и, это событие, запечатлелось в его памяти на всю оставшуюся жизнь. И только в конце войны, на Дальнем востоке в 1945 году, фронтовик первый раз увидел шпиона, которого мимо него везли на допрос в штаб армии. Да, действительно, он воевал, но воевал всю войну офицером геодезистом при различных штабах.
        Разная судьба, разная доля, разные награды у разных фронтовиков.
        После тридцатилетия со дня победы в стране, наконец-то, появились существенные льготы ветеранам, появились специализированные магазины. Ровно через год в Кировском военкомате в списке ветеранов числилось уже 182 человека.
        Но это уже другая история.

1975г.