О дружбе

Светлана Асипкина-Черепкова
Весна. В сквере сидели немолодая женщина и мужчина средних лет. Они случайно оказались на одной скамейке, а может, и нет, - в жизни ничего не происходит просто так.
- У вас не занято? Можно я присяду?
- Конечно, конечно садитесь, - женщина производила впечатление очень спокойного, уверенного в себе человека.
- Молодежь  позанимала все скамейки. Весна, знаете ли: кто пиво пьет, кто курит; целуются. Не буду осуждать, - возможно, пару десятков лет назад сам был таким.
- Да, уж, - женщина вздохнула.
- Славная сегодня погодка.
- Да, действительно, прекрасная. Вот решила внучку здесь подождать, погреться на солнышке.
- У вас уже есть внучка?
Женщина улыбнулась:
 - Ей десять лет.
- Вы очень молодая бабушка.
- Спасибо, - к комплиментам подобного рода она привыкла.
Мужчина посмотрел на часы:
- Что-то  друг задерживается.  Договорились о встрече. Он обещал помочь  мне со стройкой на даче.
Женщина удивленно взглянула на собеседника.

- Что же в этом удивительного? - спросил мужчина
 -У него наверняка есть семья? А сегодня суббота.
- Да у кого же в таком возрасте нет семьи? Причем здесь семья? Уговор дороже денег.  Дружба превыше всего.
- Ох, как пафосно. Вы сами-то готовы на все ради друга?
- А как же? Я ему сейчас позвоню, - мужчина достал из кармана мобильный телефон.
-Ну что?
- Абонент временно недоступен. Возможно он в метро?
- Может быть, – женщина иронично улыбнулась.
- Минут через десять перезвоню.
- А когда вы договаривались?
- В прошлую субботу, он мне помогал в гараже ремонтировать машину. Когда все сделали, попили пивка с рыбкой и порешили, что в эту субботу он поможет мне на даче.
- А вы ему когда в последний раз помогали?
- Да как-то помогал, точно не помню. Полтинник до получки одалживал. А в физической помощи он не нуждается, у него руки золотые и два взрослых сына, - есть кому помочь. Это у меня две женщины в доме.
- А он долг вовремя отдает?
- Всегда в срок.
Женщина задумалась:
 - Скажите, а вы давно дружите?
- Очень давно, сколько себя помню. Росли вместе, друзья детства, так сказать, - мужчина снова взялся за телефон. - Не доступен.
- Значит, сегодня вы в его планы не входили. Все просто и понятно.
- Ну как же так можно. Уговор же.
- Это вы так считаете, потому  что вам сейчас нужна его помощь. И если  у него не случилось форс-мажорных обстоятельств, вы на него обидитесь. Усомнитесь в его верности вашей дружбе. Ведь так?
- Конечно.
- А зря, - женщина нахмурилась: - вы, когда приобретали дачу, на кого рассчитывали?
- Нанял работников. Мало что ли желающих подзаработать?
- Ну, а сегодня что же?
- А сегодня выходной, да и дороговато им платить, по мелочи можно и самим управиться.
- Самим. А друг тут причем?
- С его помощью: он же рукастый.
- Значит, ему платить не нужно?
- Ну как же! А водочка, шашлычок, - всё как положено.
- Ему сегодня, может, этого не нужно. Тем более договаривались неделю назад, - мало ли, что могло произойти. Возможно, сегодня его золотые руки нужны жене, детям, родителям или теще.
Мужчина не унимался:
 - Это его жена не отпустила.
- А почему вы не допускаете мысли, что он сам не захотел, - просто нет настроения.
- Ну, он же обещал.
- Что вы заладили «обещал, обещал»? Он постеснялся сразу вам отказать и всю неделю думал, как от вас отделаться. А сегодня не придумал ничего лучше, как отключить телефон. Потом он, конечно оправдается.
- Это уже не дружба - какое-то коварство.
«Ох, уж эти мужчины – не пробиваемы», - она беспомощно вздохнула.
- Коварство? Нет, коварный – это вы. Это вы постоянно извлекаете выгоду из вашей дружбы, а когда не получаете желаемого, обижаетесь. Я не думаю, что, когда вы действительно будите нуждаться, ваш друг вас оставит и не поможет.
- Теперь уж и не знаю…
- Вы знаете, просто у вас искаженное представление о дружбе, впрочем, вы не одиноки.
- Какое искаженное? Дружба есть дружба: ты мне помог, я тебе. Один за всех и все за одного.
Женщина задумчиво обвела взглядом сквер:
- У меня было очень много подруг в школе и в студенчестве. После моего замужества их круг сузился.
- Что же случилось?
- Да ничего особенного. Раньше в силу характера не могла ни в чем отказать и мной пользовались, притом, что сама я никогда ничего ни у кого не просила. Знаю, умирать буду, а не попрошу. Так вот впоследствии у меня остались две самые верные подруги.  Так же как и я, они ни о чем не просят. Мы просто всегда рады нашим нечастым встречам, телефонным звонкам. Но я всегда в курсе их дел,  как и они. И, не дай бог, кто-то из них окажется в беде, я, не задумываясь, брошусь на помощь. А те, которые остались в прошлом, до сих пор дуются, за то, что не оказала какие-то незначительные услуги. Да, к слову, одна из моих лучших подруг, декан факультета одного престижного ВУЗа, в который мечтала поступить моя дочь. Но только потому, что в нем занимает должность Вера, - так зовут мою подругу, - дочь подала документы в другой институт. Правда, ничуть об этом не жалеет: с годами, поняла, что, возможно, не была бы счастлива в той профессии. Вторая подруга замечательный врач-кардиолог, работает в НИИ кардиологии. У моего супруга серьезные проблемы с сердцем, но мы, не желая утруждать Надежду, обратились в другой медицинский центр. Надя, узнав от третьих лиц о нашем несчастье, приехала, усадила мужа в свою машину и увезла в свой НИИ. Спасибо ей огромное! Мужа удачно прооперировали, сейчас он идет на поправку, в ближайшие дни вернется домой. Я безмерно благодарна судьбе, за то, что они у меня есть! Но и впредь, я не стану беспокоить их своими просьбами. У всех хватает своих забот.
- Возможно, вы правы.  Я никогда не задумывался. Слишком часто обращался к нему. А он очень интеллигентный  человек, его ведь так в детстве во дворе ребята дразнили . Он такой деликатный, совершенно безотказный, - сам ни кого ни о чем не просит.
- Да, дружба, как любовь, должна быть обоюдной. В ней должно быть всем хорошо и уютно. А то один устроился поудобнее и только получает, а второй, практически ничего не имея взамен, отдает. Надеюсь, что вы будете великодушны к своему другу, не напомнив ему о сегодняшнем дне. Берегите свою дружбу, - женщина, увидев внучку, поднялась со скамейки. - Желаю вам всего доброго, - она помахала на прощание рукой.
- Счастливо и спасибо!