Первоисточники

Владимир Маски
"Чтобы понять английскую игру, надо уметь пренебречь заманчивой приманкой и открыть красоту в простоте. С первого раза это обычно не удается. А потом понимаешь, как же надежен и верен английский стиль, как близок он к самой сути игры" – Лев Филатов.

История говорит, что Футбол придумали английские студенты. Это произошло в середине 18-го века. В это время между командами университетов и колледжей стали проводится стихийные матчи в новую, диковинную игру с мячом. Единых правил не существовало, в разных городах играли по-разному. Перед матчем команды обычно договаривались по каким правилам играть. В 1846г. игру в футбол попытались унифицировать, издав документ под названием "Кембриджские правила". Известно, что первый официальный турнир прошел в 1855г. В нем приняли участие несколько команд из Кембриджского университета.

Осенью 1857г. в городе Шеффилде был основан первый в мире футбольный клуб – он назывался "Шеффилд ФК". А в 1863г. в Англии произошло эпохальное событие, изменившее историю футбола. Несколько владельцев (или представителей) клубов собрались в лондонском пабе "Фримэйсон" попить пивка, а заодно обсудить насущные вопросы футбольной жизни. Елки-палки, правду говорят подвыпившие историки, что половина исторических решений, кардинально изменивших судьбы миллионов, принималось по пьяной лавочке... Зимний Дворец брали "бухие" балтийские матросы, Советский Союз развалили в бане за бутылкой водки...

Вот и здесь, октябрьским холодным вечером, сидя в прокуренной лондонской пивнушке на Куин-стрит за бокалом доброго эля, мистер Тернер (представитель клуба "Кристал Пэлэс") сказал, обращаясь к остальным: – Ребята, а не создать ли нам Футбольную Ассоциацию?

В ответ: мистер Уоррен ("Уор-Офис"), мистер Стюард ("Крусейдерс"), мистер Кэмпбелл ("Блэкпул"), мистер Элкок ("Форест Клаб") и другие, имена которых история не сохранила, хлебнули пивка и сказали: – Согласны!

                ***

Англичане поначалу игнорировали чемпионаты мира по футболу, заносчиво считая себя априори лучшими, что, по их мнению, не требовало доказательств. Когда в 1904 г. была основана ФИФА, среди учредителей англичан не было. Они вступили туда в следующем году и в дальнейшем вели себя довольно нагло, позволяя оспаривать решения Международной федерации. В 1920 г. со скандалом вышли из ФИФА, в 1924-м вновь вернулись. А в 1928 г. снова покинули Федерацию, на этот раз вместе с Уэльсом, Шотландией и Сев. Ирландией. Вернулись британцы в мировую футбольную семью только в 1946 году.

В 1950 году сборная Англии впервые поехала на мундиаль и тут же оглушительно провалилась, проиграв (как сказал бы Гусев) сборной «американских пивзаводов». Любители из США надрали задницу зазнавшимся высокомерным профи, победив родоначальников футбола со счетом 1:0. Англия сначала не поверила телеграфному (телетрансляция тогда еще не велась) сообщению – 0:1. Подумали – ошибка и счет 10: 0, а когда все подтвердилось, страна впала в прострацию. Был ужасный скандал: под давлением общественности поперли главного тренера и разогнали футбольную федерацию!

На последующих трех ЧМ англичанам также нащелкали по носу соответственно: Уругвай – 4:2 в 1/4 финала ЧМ-54; СССР – 1:0 в переигровке группового турнира ЧМ-58 и Бразилия – 3:1 в четвертьфинале ЧМ-62. И только в 1966 году пришла первая и, как оказалось, пока последняя победа родоначальников футбола на чемпионатах мира. Правда, была еще победа на первой Олимпиаде 1912 года. В Стокгольме англичане разгромили Венгрию 7:0, Финляндию – 4:0 и Данию – 4:2. Но, учитывая уровень команд, в ней участвовавших, это достижение всерьез рассматриваться не может.

В 66-ом году взошла звезда еще одного выдающегося тренера прошлого века – Альфа Рамсея (или Рэмзи – если вам нравится такой перевод его фамилии) – «Генерала», как его называли. Таким именем потом звали Ринуса Михелса, еще позже Оттмара Хитцвельда, но Рамсей получил это звание первым.

Приняв английскую сборную в 1965 году, он сразу взял бразды правления в свои руки, отодвинув в сторону бестолковых чиновников из футбольной федерации. Если раньше они решали в сборной практически все, вплоть до состава, то отныне тренер и только он подбирал игроков, определял тактику и стратегию игры.Рамсей начал с того, что расстался с большинством знаменитых футболистов и набрал новых – менее звёздных, но более трудолюбивых, готовых беспрекословно выполнять на поле тренерские установки. Он сразу поставил команде конкретную цель – выигрыш чемпионата мира. Уже по ходу турнира сэр Альф, несмотря на критику, после первых матчей, излучал уверенность, не один раз повторяя: «Первенство всё-таки никто кроме Англии не выиграет».

Рамсей сломал архаичную британскую систему «дубль WM» и перешел на новую 4-4-2! Эта схема предполагала отсутствие крайних нападающих – за счет них насыщался центр поля. Два выдвинутых вперед центр-бека подпирались еще двумя атакующими центр-хавами. Это позволяло англичанам иметь подавляющее преимущество в центральной зоне поля. Особая роль здесь отводилась Бобби Чарльтону. Этот, с виду хрупкий полузащитник, на самом деле олицетворял британский стиль футбола – мужественный, простой, но в тоже время чрезвычайно эффективный. Обладая неброской техникой, а также отлично поставленным ударом с обеих ног, Чарльтон имел главное достоинство – умение взаимодействовать с партнёрами. Он был великим дирижёром той великой сборной.

Команда Англии, по сути, держалась на четырёх китах: вратарь Бэнкс, защитник Б. Мур, полузащитник Б. Чарльтон, нападающий Д. Хёрст. Трое первых по итогам ЧМ вошли в символическую сборную мира. Нельзя сказать, что на этом мундиале английский голкипер показал что-то выдающееся (это он сделает четыре года спустя в Мексике), как по мне, так Лев Яшин сыграл гораздо ярче и звания лучшего вратаря заслужил больше. Но это так – весьма субъективненько... А вот Мур действительно был лучшим. Он не блистал изысканной техникой, как испанец Санчес, не поражал взгляд зрителя атакующими действиями, как Беккенбауэр, – Мур был прост и надёжен, как и вся сборная Англии. Всегда в хорошем настроении, румяный, слегка озорной, никогда не унывающий, Бобби стал любимцем публики. Он был живым воплощением английского стиля – классический центрбек, невозмутимый и стойкий, как скала. Сколько вражеских атак разбилось об эту неприступную глыбу! Отобрав мяч, Мур выдвигался вперед, усиливая и без того мощную среднюю линию англичан. Он вел за собой команду – один из лучших «капитанов» за всю историю футбола.

"Мой капитан, мой лидер, моя правая рука. Дух и сердце команды. Выдающийся профессионал, лучший из всех, с кем я работал. Без него Англия никогда бы не стала чемпионом мира",
– так говорил о Муре Рамсей. Шестнадцать лет в сборной, 108 матчей на счету великого защитника. Когда в 2009 году Додик Бекхэм побил рекорд Мура по числу матчей, проведенных за сборную, многие болельщики плевались: – Тоже нам, рекордсмен нашелся! Он подметки бутсы Бобби не стоит! Четвёртый из английских китов – Хёрст поначалу числился запасным, но после того как травмировался великий и ужасный Джимми Гривс, вышел на поле и неплохо сыграл во всех матчах вплоть до финала. Накануне финального поединка перед тренером встала дилемма – кого выпускать: выздоровевшего любимца публики, звёздного Д. Гривса, или менее талантливого, но на редкость прилежного Хёрста. Рамсей сделал выбор в пользу Хёрста... и угадал – тот в финале положил в ворота немцев три мяча.
Перед финалом шансы сторон разные специалисты оценивали по-разному. Большинство считало фаворитами англичан, отмечая их простую, но в тоже время динамичную, эффективную игру, не лишенную элегантности. Поклонники немцев напирали на более звездный состав их сборной: Беккенбауэр, Халлер, Оверат, Шнеллингер, Зеелер. Особо отмечали опыт двух последних. У Англии – молодая команда, из звезд мирового уровня только два Бобби – Мур и Чарльтон (Гривс – травмирован). Но эти двое стоили шестерых...

На первый взгляд Бобби Чарльтон был прост, как три пенса. И на второй тоже. Потому что так оно и было на самом деле. Среднего роста, среднего сложения, лысоватый, ничем не приметный, скромный человек. В нем не было ни грамма удали, куража или просто веселости. Никакой харизмы! Знавшие его говорили, что он и по жизни очень правильный, если не сказать – скучный... Чересчур правильный? А что, собственно, в этом плохого? Двадцатилетним юношей Чарльтон попал в авиакатастрофу. Он был в том самолете, разбившемся в аэропорту Мюнхена. Ему повезло, он не попал в число восьмерых погибших футболистов. Такие события, знаете, очень хорошо прочищают мозги, выметая оттуда мусор и оставляя главные жизненные ценности.

Бобби Чарльтон был прост и в игре. Никаких тебе «бобровских проходов» или «федотовских ударов», ничего необычайного и неповторимого. Так в чем же его величие, еханый бабай! А в том, что Чарльтон был единственным игроком на свете, который практически не ошибался! Вот так! Ни в выборе позиции, ни в отборе, ни в контроле мяча. Идеальный диспетчер – он задавал ритм игре, его передачи были своевременны и точны, выходя на ворота, бил в нужное место – метко и неотвратимо. Его игра была естественна, проста и логична, эту логику Чарльтон довел до абсолюта. Он был человеком, который не способен подвести – нигде и никого! Кроме того, Бобби был вынослив, как мул, быстр, как заяц, и тактически подкован, как хороший тренер. Он мог на раз «прокачать» любую заготовку противника и тут же на поле найти эффективное противоядие. Скажу больше – именно Чарльтон, а не Круифф был первым в истории универсалом! На поле он был триедин: защитник, диспетчер и форвард. Все три функции он выполнял блестяще! И игра английской сборной во многом зависела от него. Одним словом – гений, стоящий целой команды.

Бобби Чарльтон сильно отличался от своего старшего брата – Джекки Чарльтона, который был буйным и неуправляемым. Они были разными: один весь такой положительный – что на поле, что в жизни, другой – гуляка, выпивоха и футбольный костолом, записывающий в блокнот фамилии своих жертв... Может быть, поэтому братовья не ладили между собой. Они не общались годами. Наверное, Джек завидовал славе, в которой купался младший брат, выступавший за «МЮ», в то время как он корячился в «Лидсе». Кроме того, там были еще какие-то древние семейные заморочки – то ли невестки не нашли общий язык, то ли сваты не поладили...

В сборную Англии Джекки попал только в 30 лет. Он успел стать чемпионом мира, проведя в финальной части чемпионата все шесть матчей. Вдвоем с Муром они забетонировали центральную зону. Туда не только противник боялся сунуться – муха цвета вражеской формы залететь на могла.

После победы, на банкете Бобби пригубил шампанского, а Джек оторвался по полной – ушел в длительный загул. Его искали. Через несколько дней нашли в пабе, отдыхающим в компании таких же сорвиголов.

В 1967 году Джекки Чарльтона признали игроком года в Англии. Но все равно до славы младшего брата ему было далеко. Джек отыгрался на тренерском поприще. Он стал выдающимся наставником – первым и последним англичанином, которого признали и полюбили ирландцы. Сборную Ирландии – некогда футбольного лузера – он превратил в команду хорошего европейского уровня. А вот Бобби оказался тренером никудышним.

При всей кажущейся простоте сборная Англии играла в футбол весьма непредсказуемый. Она находилась в перманентном движении, но не в ожидаемом и повторяемом, а всякий раз в новом. Херст отходил в середину поля, Питерс с Боллом постоянно менялись местами. Даже «собака» Стайлз выдвигался вперед и покусывал защиту противника. Крайние защитники Коэн и Уилсон рвали свои фланги...

Подробности финала Англия – ФРГ писаны-переписаны... Поэтому не буду на них останавливаться. Скажу лишь, что, по мнению некоторых спецов, немецкий тренер Гельмут Шен совершил роковую тактическую ошибку. Он решил разменять Чарльтона на Беккенбауэра, отрядив последнего персонально опекать лидера англичан. И судя по результату, прогадал. Игру Франса в этом матче оценивают по-разному. Есть два мнения. Первое – размен был оправдан, Беккенбауэр стеснил Чарльтона, не дал ему привычной свободы действий. Второе – немецкий лидер и Чарльтона толком не закрыл, и сам потерялся на поле. Без него игра немецкой команды потускнела, ведь будущий «Кайзер» был по жизни больше диспетчером, чем «чистильщиком». А роль «персональщика» он сыграл первый и последний раз в своей карьере. Которое из двух мнений верное? Не знаю, скорее всего, истина, как всегда, лежит где-то посередине...

Остается фактом лишь то, что английская «четверка первачей» – Стайлз, Болл, Питерс и Чарльтон все же переиграла среднюю линию сборной ФРГ, где за себя и за «того парня» отдувались Оверат и Халлер. Немцы должны были проиграть еще в основное время, но им, как обычно, повезло – Вебер на последних секундах встречи затолкал мяч в сетку. Потом агличане говорили, что там, в неразберихе у ворот, была рука у Шнеллингера, но это так – субъективненько...

Пост фактум писали, что англичане сохранили больше сил на третий тайм. Думаю, можно говорить скорее о морально-волевом превосходстве, нежели о физическом. В антракте обе команды остались на поле. Британцы лежали на траве в спокойном, расслабленном состоянии, напоминая отдыхающих работяг, которым предстоит отпахать еще одну смену. Немцы были какие-то нервные, перевозбужденные, они то вскакивали, то садились, то снова укладывались на газон. Между ними «тревожным кабанчиком» бегал Г. Шен, что-то говорил, жестикулировал.

Рамсей стоял в стороне, как капитан на мостике, – невозмутимый и я бы даже сказал, безучастный. Казалось, что случившееся на 90-ой минуте несчастье его ничуть не задело. Перед самым началом овертайма он подошел к команде и произнес слова, ставшие легендарными:

«Вы уже обыграли их... А теперь пойдите и сделайте это еще раз».

Когда судья Динст пригласил футболистов к игре, англичане деловито поднялись и пошли как на работу. Немцы выглядели менее уверенными, они шли, косясь и озираясь. Я где-то прочитал, что уже перед началом матча хороший психолог по глазам, по выражению лица, по жестам, по походке может определить будущего победителя или проигравшего. Сначала я подумал, что это чушь собачья. Футбол не бокс, где иногда и мне все ясно... Тут одиннадцать человек и у каждого свое состояние, свои тараканы в голове... Но со временем, присмотревшись и пару раз угадав, понял, что эта фишка иногда выпадает...

На 101-й минуте произошло событие, о котором спорят уже почти 50 лет, и будут спорить еще 150... Потому как 100-процентно точно определить – был гол или не был – невозможно. Это знает только господь Бог, а так как он не скажет, то не знает никто! Немцы и тогда, и сейчас отрицают правильность гола, забитого Херстом и засчитанного Тофиком Бахрамовым. Седые немецкие ветераны той битвы, встречаясь друг с другом, до сих пор говорят: «Нет, наши слезы еще не высохли и, наверное, не высохнут никогда». А я вот думаю – блин, а не стал ли этот «левый гол» для немцев своеобразной расплатой за невероятное, фантастическое везение прошедших и будущих лет?! Правду говорят – все в этом мире уравновешивается...

Что касается Бахрамова, то признанный им гол на многие годы сделал его самым популярным рефери в мире. Он на протяжении десятилетий, в сотнях интервью с уверенностью говорил, что гол был, что он хорошо рассмотрел, как мяч опустился за линией ворот. И только в конце жизни признался одному бакинскому корреспонденту:

«Да ни хрена я не видел! Что там можно было увидеть! Почему засчитал? Не знаю. За англичан совсем не болел, даже наоборот... Просто есть вещи, которые человек делает неосознанно, подчиняясь какому-то бессознательному порыву. Это был именно такой случай».

И после финального свистка «Генерал» был спокоен, как удав. Тренер стоял, сложив руки на груди, в позе Наполеона после Аустерлица... Он даже не принял участие во всеобщем ликовании: отказался бежать с командой круг почёта, пресёк все попытки игроков поднять его на руки и пронести по стадиону... Этот гений с лицом невозмутимого английского шкипера на пресс-конференции заявил:

«Я покидаю сборную, так как выше вести её некуда, а я люблю шагать в гору».

На вопрос, что будет делать, ответил:

«Возьму клуб низшей лиги и попробую вывести его в премьер-лигу».

За выдающиеся успехи Альф Рамсей был удостоен титула Рыцаря Великобритании.

            (отрывок из книги "ЛЕГЕНДЫ ФУТБОЛА. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ" В.Маски http://vlmaski.ru/)