Дегустатор

Людмила Щепачева
Давно это было. В лесу жил-поживал медведь. Медведь как медведь, таких много в лесу водится. Жил он вдали ото всех, близко к себе никого не подпускал.
Случилось, забрела в их края лиса. Увидела она медведя, поздоровалась с ним и сказала ласково:
– Обошла я владенья вашего леса. Надо сказать, плоховато вы живёте. У нас так не живут.
– А где ты живёшь? – заинтересовался медведь.
– Да иностранка я, издалека прибыла.
– Ишь, ты! Сколько лет живу, а иностранцев отродясь не видывал, – сказал  медведь. А с виду ничем ты от наших лис не отличаешься.
– Ну, так вот, – продолжала рыжая. – Проходила я мимо старой липы и разговор услышала.
– Какой? – с интересом спросил медведь, слегка приподнимаясь со стула.

– Не перебивай меня! – одернула его лисица. – Так вот, пчёлы на поляне спорили, чей мёд ароматнее. Ты любишь мёд, косолапый?
– А как же, – облизнулся медведь. – Кто же его не любит-то?!
– Надо признаться, что и мне медок по вкусу, – сказала лиса и тоже облизнулась.
– А давай-ка, мы испробуем местный медок, – предложила она.
– Давай. Только, кто же нам его преподнесёт, – спросил косолапый. – Уж ни пчёлы – ли? Я вон давеча мимо проходил, дай, думаю, хоть ароматом надышусь. А они как зажужжат – и за мной. Едва убежал.
– Эх, большая твоя голова, да глупая! – вздохнула лисица.
– Чего с меня взять, – согласился медведь, – я наукам не обучен.
Обошла лиса косолапого, оглядела снизу до верху и сказала:
– Та– а– а– к, – Ты, медведь, будешь дегустатором.
– Кем?! – заревел медведь, поднимаясь во весь рост. – Ну-ка, повтори, кто я?
– ДЕ – ГУС - ТА – ТОР!!! – улыбаясь, по слогам протянула лиса.
– Позор! – взревел косолапый, обхватив голову лапами.
– Э–хе–хе, – покачала головой лисица. – Невежда. Совсем ты медведь «дремучий»!
– А ты просвети, коли ты такая умная, – не утихал косолапый. Научи меня неграмотного.
– Ну что ж, хорошо. объясню тебе. Слово это иностранное да еще и поучительное, – мягким голосом сказала лиса и хитро сощурила глазки. – Я в лес пойду. Там на поляне вечером пчёлы собираются. Жужжат, не разберутся, чей мёд лучше. Вот я тебя им и предложу. Скажу, что ты де-гу-ста-тор. Пробы снимаешь, качество определяешь. Ты оставайся в избе и жди меня с мёдом. Дегустатор! – весело засмеялась  лисица.
Позевнул медведь и сказал:
– Ступай куда хочешь, а я спать лягу.
– Давай, давай, спи, а как крикну тебе, дверь откроешь. С мёдом меня жди!
– Иди, иди, не знаешь ты наших пчёл! Иностранка! Мёда захотела… Ну-ну…
Поворочался медведь недолго да и уснул.
 Пришла лисица к старой липе и крикнула:
– Э-эй, пчёлы! Где вы? Отзовитесь!
– Ж-ж-ж, – зажужжали пчёлы, вылетая из дупла дерева. – Ж-ж, чего тебе, рыжая? – спросили они лису.
– Вы тут давеча, я слышала, спорили: чей мёд лучше. Я предлагаю вам, каждой семье, отнести медок медведю-дегустатору.
– Это кто же такой? – спросили пчелы. – Уж, не тот ли, что пробовал нос к нам сунуть? Слово какое странное: Де– гу– ста– тор! – по слогам произнесли пчёлы.
– Слово как слово. Обычное оно, но иностранное. А медведь, прямо скажу, необычный. Верьте мне. Я ведь и сама к вам из-за границы прибыла, – сказала лисица. – В тех краях мне почёт и уважение. Не знаю, кто нос к вам совал. А одно скажу: лучше медведя никто качество мёда не определит. Этот медведь толк в мёде знает. Снимет пробу – и на лучший укажет.
Обрадовались пчёлы. Простому медведю ни за что бы не доверили пробу снимать, а этот – Де-гус-та-тор! "И как это мы не знали медвежьи способности?" – сетовали они между собой". – Хорошо, согласны мы. Принесём по ложечке.
– Чего? – удивленно спросила недовольно сказала лиса. – И не стыдно вам? Сколько у вас семей? Спросила она.
– Десять, – ответили пчёлы.
– Вот десять бочек и доставьте. Не возьмёт же он лишнего! Медведь-то, ого-го – дегустатор! – важно сказала лиса. – Неудобно, вроде как доверия к нему нет. Смотрите сами: если интересно, чей мёд лучше, действуйте! К вечеру мишка вас ждать будет. Еле-еле уговорила его пробу снять. Никак не соглашался.
К вечеру бочки с мёдом были доставлены к берлоге, после чего лиса пчёл назад отправила. Сказала, что к утру сама им результаты принесёт.
Проводила их и давай стучать в дверь дубовую:
– Косолапый, а ну-ка, открывай! Нечего лежать, делом заниматься надо!
Открывает дверь медведь да глазам своим не верит: перед его берлогой десять бочек мёда стоят, а рядом лиса-иностранка.
– Вот это да! Вот это рыжая! Го-ло-ва-а! – радостно  воскликнул медведь.
– Ну, косолапый, давай пробу снимать! – дала команду лисица.
Напились они с медведем чая с липовым мёдом. Сидит лиса, облизывается, а медведь ей и говорит:
– Остатки мёда отдать надо бы. Нехорошо. Вон его сколько!
– И не подумаю, – заявила лисица. – Ещё чего!
– С пчёлами шутки плохи, – вспоминая давнишнюю встречу с ними, возразил медведь.
На следующее утро прилетели пчёлы и давай жужжать:
– Ж-ж-ж-ждать устали, – прожужжали они.
– Дегустатор, где ты? – Из какой бочки мёд лучше?
Вышла к ним лиса и доложила:
– Пробы сняты. Мёд весь хороший – высшего качества. Летите назад! Нечего медведя тревожить!
– Как назад, – забеспокоились пчёлы, – а мёд?
– Нет мёда. Весь медок испробовал дегустатор. Сразу понять не смог, в которой бочке лучше. Завтра мы покидаем ваши места. Но, по приезду на новое место, мы всем расскажем, что в вашем лесу мёд отменный. Сам дегустатор его испробовал.
Сказала лиса, вильнула хвостом и быстро закрыла за собой дверь.
Зажужжали пчёлы, забеспокоились. Влететь захотели в дом к медведю. Да куда там?!!
Крепко накрепко была закрыта дверь – и ни одной щелочки.
Пожужжали они, пожужжали и улетели ни с чем.
Спрашивает медведь лису:
– Это куда нам уходить придётся? А, рыжая?
– Да никуда! Мёда у нас достаточно. Ты скоро в спячку заляжешь, а я у тебя перезимую. Ночью мышей ловить буду да чаёк попивать с медком. Если и явятся пчёлы, мы им не откроим. Я же сказала, что уезжаем. Чего тут непонятного? Прилетят разок-другой да и отстанут.
А пчёлы слетелись на липу, сели и обиженно зажужжали:
– Ох, мы им и зададим, этому дегустатору и этой иностранке! Пусть только нос высунут! "Дегустатор", может, и иностранное слово, да как не назови косолапого, а медведь он и есть медведь! И лиса – всегда лисой останется!
А лиса рыжая сидела за столом, пила чай с мёдом и размышляла: "Вроде бы я невиновной осталась. На всякую глупость своя лиса найдётся".
Она хитро сощурила глазки и лукаво ухмыльнулась.
А пчёлы полетали, полетали. Пожужжали, пожужжали. И улетели до следующего лета! Что-то тогда будет?!