1963г. Паспорт

Юрий Фейдеров
И вот живу я в Симферополе у родителей отца и наступает ноябрь.
Мне исполнилось 16 лет и я должен был получать паспорт. Тут развернулась бурная дискуссия, какую национальность вписать? Дело в том, что мой отец был записан евреем, а мама русской. Позвонили родителям.
- Ему жить, пусть сам выбирает, - сказал отец.
Моё мнение было решающим, но мне было всё равно.

Дядька сказал: «Одним евреем на земле больше – хуже не будет». Дядька был фронтовым разведчиком и знал жизнь.
Дед сказал: «Это надо сильно обдумать». Дед никогда не решал "с кондачка".
Бабушка сказала: «По еврейским законам национальность определяется по матери. Мать у него русская, значит он русский».
Сестра отца сказала: «Мой брат дважды поступал в Военную Академию. Сдавал на хорошо и отлично, но брали троечников, находя отговорки, хотя причина ясная – еврей»!
Тут все решили – пусть я буду «русским».

Когда я получил паспорт, дядька взял его в руки, прочитал графу «национальность» и сказал: «То, что здесь написано, ничего не меняет, но если ты когда-нибудь назовёшь меня жидом, то я сильно обижусь». Дядьку, добрейшей души человека, я любил не менее своего отца, и для меня его слова показались дикостью. Я бы никогда даже и не подумал его так называть.

Пока я жил в Азербайджане, там национальный вопрос никогда и нигде не обсуждался, но стоило переехать в Армению – бОльших националистов, чем ереванские армяне, я не встречал. Даже среди грузин в Грузии, где я бывал не раз в гостях у брата.
Так я всю жизнь прожил русским, хотя не раз слышал ядовитые слова за спиной, что я скрываю свою национальность. Но я не скрывал и всегда любопытным говорил, что мама русская, а отец еврей.

Надо сказать, что отец служил офицером и дома почти не бывал, поэтому моё воспитание было на маме и под сильным влиянием её мамы, моей бабушки, чисто русской, урождённой в средней полосе России. Поэтому вырос я открытым и простодушным. И иногда сожалел, что не чувствовал в себе еврейских корней, особенно в начале 90-х.

И вот теперь, уйдя на пенсию, я решил найти свои прародительские корни.
И выяснилось, что родители отца не совсем евреи, мой дедушка – караим, а бабушка наполовину гречанка. И хотя родители моей мамы – русские, я не уверен, что 300 лет «Золотой Орды» в российской глубинке не прошли мимо их крови. Ведь не случайно Александр Блок писал в своём стихотворении: "Да, скифы мы, да азиаты мы с раскосыми и жадными глазами..."

А моя русская жена, блондинка с голубыми глазами, имеет пра-прадедушку – цыгана. 
И что мне теперь делать?
Однажды на улице ко мне пристала цыганка.
- Отстань, - сказал ей, - у меня жена цыганка, она мне гадает.
- Возьми и меня в жёны! - воскликнула она.
Я смеялся до самого дома, где и рассказал всё жене.

К сожалению, мы все «Иваны-не-помнящие-родства». Покопайтесь на два-три поколения вглубь своих предков…, а если глубже? С северо-запада к нам ходили варяги, с юга - персы и турки, с востока – монголо-татары.
Даже Шикельгрубер был наполовину австрияком! Что уж говорить о многострадальной Руси?