Немного о совести

Ира Кощ
   Недавно смотрела по телевизору передачу со Жванецким «Дежурный по стране». Ведущий, Андрей Шапиро, сказал, что школьникам. изучающим по программе творчество Пушкина, нужно было ответить на вопрос:
-Как вы относитесь к тому, что Пушкин, чтобы защитить честь и достоинство своей семьи, вызвал Дантеса на дуэль?
  Ответ  был предсказуем, большинство написали, что зря он это сделал, ну дал бы по физиономии и все. Удивило даже не это, а то, что про честь и достоинство вообще никто не сказал. Слова эти сейчас почти выпали из обихода, да и странно было бы, чтобы двенадцатилетний пацан, придя домой с синяком под глазом, заявил, что он защищал свою честь и достоинство. Но понятия-то должны остаться! Пусть это будет просто – совесть. Хотя определить, что такое совесть, тоже довольно затруднительно. Для себя я определяю так:
   Все мы иногда (а многие и часто) совершаем неблаговидные поступки, и если после, пусть даже в глубине души, нам за них стыдно, значит не все потеряно, значит, совесть все-таки есть.
   Вот две небольшие зарисовки.
   Около нашего дома, почти под балконом, долгое время стоял бак для мусора, распространяя вокруг удушающие миазмы. Наконец, после множества жалоб и заявлений от жильцов, его перенесли в другое место, подальше от дома. Первое время многие люди бросали мусор на то место, где ранее стоял бак, но за этим бдительно следила дворник, зычным голосом орала на нарушителей, и это возымело действие, жильцы привыкли носить мусор в отведенное для этого место.
   Однажды я вышла из дома и увидела, что очень пожилая женщина, опираясь на палочку, подошла к прежнему месту, постояла в растерянности и тихонько положила на землю сверток с мусором. Я подошла к ней и довольно резким голосом сказала, что нельзя бросать мусор под окна, надо отнести его на новое место, где теперь стоит бак для мусора. Женщина страшно растерялась, у нее даже задрожали руки, она забормотала – «Простите, я не знала» - и стала судорожно собирать свой мусор. Мне стало стыдно, что я, как говориться, наехала на нее, и я начала ей помогать и сама отнесла ее сверток в положенное место. Обернувшись, я увидела, что она плачет.
   Мне до сих пор неприятно на душе, ведь могла я просто взять и без всяких нотаций помочь донести больной женщине мусор и все.
   А вот другой случай.
   Я шла через сквер и увидела, как малыш лет пяти от роду, сосредоточенно пытается отломать веточку от молоденького деревца, которое только недавно посадили во время весеннего субботника, а бабушка стоит недалеко и спокойно наблюдает за этим. Я подошла и стала объяснять ребенку, что деревцу больно, что оно может не вырасти, и что потом не будет красиво и прохладно летом в скверике. Я повернулась к его бабушке, ожидая поддержки, но вместо этого услышала-
   -Чего пристала к ребенку, своим делай замечания, делать тебе нечего, много вас тут умных развелось!
 И еще много интересного про себя и своих родственников.
  Мне стало жалко малыша, наверное, ему никогда не будет стыдно ни за какие поступки, совесть в нем едва ли проснется когда-нибудь.
   А про честь и достоинство вообще говорить смешно.