Дорога в школу

Анастасия Львова 2
                Дорога в школу
               
                «Но без души и помыслов высоких
                Живых путей от сердца к сердцу нет».
                (И. Гете «Фауст»)
- Вы хотите идти работать в школу, не закончив четвертого курса университета?! Но позвольте, вы не получили нужного багажа знаний, предусмотренного пятилетним обучением!
- Я хочу… Мне надо…, - отвечала я, не умея подобрать точных обоснований, чтобы аргументировать свое внезапное решение.
Интересно, кто-то задал такой вопрос моей бабушке, когда в пятнадцать лет она стала воспитателем и учителем в интернате во время Великой Отечественной войны?!
Вот так начался мой путь. Надолго ли? Тогда я не думала об этом, но позднее поняла: я шла, чтобы состояться как Личность и остаться в школе!
«Никого не слушай: учитель –  самая благородная профессия. Поступай в пединститут!» – всегда говорил мне дедушка, человек, который всегда для меня был авторитетом и не только потому, что проработал директором школы-интерната № 8 Горьковской железной дороги двадцать лет, а потому, что всегда с любовью, трепетом говорил о судьбах детей, которые были его учениками…
И вот я уже иду по коридору, ускоряю шаги и … влетаю в класс. Сколько глаз, ожидающих чуда?! И понимаешь, что этим чудом должна стать для них ты. И внутренний монолог, начавшийся с вопроса перед зеркалом «Зачем я иду в школу?» продолжается ответом «Я должна стать такой, чтобы рядом со мной им хотелось быть лучше!»
            А кто я? Какая я? Откуда я?
Родной дядя (Семен Иванович) моего дедушки проработал много лет учителем географии в московской школе-интернате, другой дядя (Василий Иванович) тоже был педагогом. Двоюродные брат и сестра до сих пор работают в школах г.Саранска. И бабушкина старшая сестра была директором школы-интерната до самой пенсии. Мой папа не продолжил педагогическую династию, а вот мама проработала учителем музыки пятнадцать лет…
Какая я, какая?
Хорошая, плохая?
Быть может гениальная?
Но в чем же мой талант?
                (Н. Рабаева)
Давайте искать себя вместе! И потом, на протяжении всего учебного года, я говорю своим ученикам: «Не бойтесь быть самими собой, только не навредите другим…»
А если в твоей душе мрак и сомнения, борьба и пессимизм достигают максимальной точки, когда хочется закрыться, убежать, побыть одной? Я ведь тоже живой человек! Как идти к детям? Что нести им? Если бы можно было не появляться на глаза своим ученикам в такие минуты…
            Бабушка рассказывала, как оставляла плачущего грудного ребенка с соседкой и бежала в интернат на уроки, а на переменах кормила его. И в институт приезжала с сыном на руках и сдавала экзамены, пока его  в коридоре держали на руках другие студенты–заочники. А муж ничем помочь ей не мог: на нем держалась вся школа!
             Все же труден путь к школе, еще труднее решиться выбрать его, но если случилось -  будь достоин его!
            Надо собраться и идти.
Вы нужны мне, помогите мне, - внутренне взываю я к ученикам.
И вот урок, второй…  И ты излечилась. Проживая с детьми целый день, не замечаешь, как вновь наполняешься светом. Да, это правда: в каждом ребенке живет солнце, нужно только открыть окно, аккуратно помочь пролиться свету. Если путь к сердцу ребенка найден – это счастье! И завтра на вопрос: «Зачем я иду в школу?» - я отвечу: «Чтобы вновь увидеть их свет!»
Вспоминаю, как будучи ребенком, я слушала рассказы дедушки о Павлышской средней школе, о работе Сухомлинского. Дед изучал систему обучения, разработанную академиком Занковым, разделяя его взгляды на  учебный процесс. «Главное, - говорил дедушка, - деятельность самих ребят, которая побуждает к проявлению самостоятельной мысли. Основным требованием к уроку является научность. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса…» Дед все говорил и говорил, а я представляла, как читаю своим ученикам стихи Б. Пастернака под музыку Шопена, и мы погружаемся в прекрасный мир искусства  и пытаемся вместе с ними разгадать тайный смысл мелодии слов…
 Все, о чем я мечтала, появилось в моей жизни: совместное творчество, открытые уроки, конкурсы, конференции… И драгоценные минуты, когда  ясно понимаешь, что счастлива, так как на своем месте.
Но больше других храню в памяти воспоминания о вечерах, когда после совместных поездок или прогулок, в трубке телефона слышу голоса учеников: «Мы доехали, все хорошо, не беспокойтесь!» И ощущая себя нужной, ценя их заботу и чувствуя к ним благодарность, собираешься ложиться спать, удовлетворенная собой… Завтра будут новые открытия, новые встречи с чудом, и это чудо – мы – люди, рядом с которыми жизнь наполняется смыслом!
Однажды в такой зимний вечер мне вспомнился случай из детства. В нашу дверь вошла пожилая женщина и, улыбаясь, сказала: «Низкий поклон, Александра Федоровна, а мы Вам гостинцы на Рождество принесли!»
- Кто это? – спросила я у бабушки, когда наша гостья, посидев с нами пару часов, уехала.
- Это моя ученица… Одна из тех, кого я любила и оберегала в детдоме во время войны. И учила… Хотя чему я могла учить в свои пятнадцать лет!
Тогда я еще не знала о целях образования, о ЗУНах и инновационных подходах, не задумывалась я и о том, кем хочу быть, одно знала, хочу быть полезной людям! Но в то вечер мне приоткрылась великая тайна, я чувствовала, что была свидетельницей чего-то очень важного, главного…  И то сокровенное намного сильнее, чем знания, полученные после.
Опять утро. Пора идти в школу. Прошло уже девять лет с тех пор, как начался мой путь, а я все та же: хочу… люблю… и счастлива… Часто говорим с дедом о современной школе. Спорим, например, о целесообразности ЕГЭ. Он считает, что такая форма не допустима в школе, так как напоминает тесты шоферов. Или говорим о проблемах молодых специалистов: он уверен, что возможность направлять их на определенные рабочие места у государства есть.
Вспоминает о пионерских и комсомольских идеалах, которые благотворно влияли на воспитание молодого поколения… Можно соглашаться или нет, главное - не быть равнодушным! Мы мечтаем, чтобы на телевидении запретили передачи, порочащие чувства национального достоинства русского человека; контролировали распространение продукции, содержащей культ жестокости и насилия.
Порой наши разговоры наполнены идеализмом, тревогой или гордостью за Родину, школу, детей и их будущее…Но по-другому не   можем: натура, зов крови, нутро!