Дорожные истории 1

Наталия Глигач
               

Если кто летал самолетами - знает, какое отвратительное чувство испытываешь по поводу задержки рейса в связи с погодными условиями.  Прислушиваясь к каждому объявлению, бежишь смотреть на табло о взлетах или посадках. А на огромных экранах мигающие номера рейсов словно застыли в воздухе, ожидая разрешения на посадку. Если ты летишь не один, есть с кем перекинуться словечком, вздремнуть на плече. Но, твои провожающие помахали тебе ручкой перед паспортным контролем, а ты застрял на неопределенное время в «гордом одиночестве» среди таких, как ты раздраженных пассажиров. Но, мне это всегда нравилось, так как находила собеседников без труда, «раскручивая» их на откровения и для пополнения моих дорожных записей. Нужно быть немного психологом, скорей даже физиономистом, чтобы увидеть в человеке изюминку рассказчика, из которого прямо прет готовая история в твою коллекцию. Поводом знакомства может быть любой предлог. Вот первый и безотказный. Захожу в комнату для курящих, выбираю «жертву», подсаживаюсь к столику и вытаскиваю сигарету и начинаю медленно искать в сумке зажигалку. Если он джентльмен, даст прикурить, ты поблагодаришь и начинаешь сетовать на забывчивость: «Ах, как это я забыла зажигалку…». Следующий перекур обречен на знакомство. Да, может быть и такое, что у него тоже нет этой злополучной зажигалки. В таком случае это вообще прекрасно. У тебя есть две, и одну ты можешь подарить ему. И, «жертва» твоя - до самого объявления посадки. Главное не ошибиться в выборе.
На этот раз мне повезло, не нужно было задавать лишних вопросов, так как рассказчик был на удивление словоохотлив. Глаза его искрились доброй улыбкой, в них был какой-то огонек, передающий мне заряд удивительной энергетики. В душу закралась мысль узнать о нем все подробней и продолжить знакомство. Да чем черт не шутит, а может мне и повезет, и кто знает, когда человеку улыбается удача? Что-то меня задело в нем, может его простота, откровенность и чувство юмора. Узнав, что пишу книгу, глаза у него округлились, а лицо густо-густо покраснело, и он выпалил:
- Вы знаете, я никогда раньше не разговаривал с женщиной писателем. Они мне казались занудными такими, сухими и какими-то не естественными. А Вы ничего, ошибся. Вот если хотите, я расскажу кое-что из моей жизни. Может, и вставите какую байку в свою книжку.
Собрались мы с друзьями на рыбалку. Раскинули свои удочки по бережку, сигнализаторы позванивают, чувствуется, что поклевка начинается. Потихоньку у всех рыба стала ловиться, а потом наступил перерыв. Решили мы с ребятами потянуть по стопочке, а по-нашему это называется задобрить Бога рыбалки. Разложили на скатерти самобранке картошку, сало, огурцы, в общем закусь получилась отменной. И только по рюмашке опрокинули, подъезжают два мужика на крутых тачках. Пальцы веером, снасти рыбацкие крутые такие, что мы с мужиками офонарели. Одного из них я узнал - директор банка «Аваль». Когда я был «королем бензоколонки», он еще под стол пешком ходил. Учился в одном классе в моим сыном, двоечник был и прогульщик. Их классный руководитель говорила: «Что из тебя получится, Ивашкин?» Не права была старушка, вышел какой уважаемый человек! Так вот, увидел меня Митька и бросился ко мне в объятия.
- Дядь Боря, сто лет тебя не видел! Как Санек, как теть Лариса? После школы я как уехал на «свободные хлеба», так и потерял всех из виду. А это потянуло в те места, где пацанами рыбу ловили, захотелось именно той рыбешки - худой и костлявой. Я же с тобой и поймал своего первого карася, помнишь?
Ну, давай, рассказывай.
- А чего рассказывать то? Был я когда-то королем бензоколонки. Первым человеком в городе. Материальная база была стабильной. Бабок было – не меряно. Покупал талоны на бензин у дальнобойщиков по 15 копеек за литр, а продавал по 30 копеек. Разница «падала» в карман. Но из этой разницы я асфальтировал площадки вокруг бензоколонки, сажал цветы. Потом все рухнуло. Появились другие бензоколонки, частные, красивые и современные, а человек же живет по принципу «Хай гирше – абы инше» (пусть хуже – но другое). Вот государственное все и лопнуло. Отправились мы с женой на заработки в теплые края. Работали уборщиками, заработали пару копеек и у местного батюшки купил старенькую машинку, только на рыбалку ее и пользую. Не выдержит она бОльшей напряги. Ну, а как ты?
- А чего я? Ты для меня и был первым учителем не только в рыбалке. Но только я понял для себя одно. Быть честным только для своих, а не так как ты это делал. У государства нет еще почетного ордена  «За честность»! Есть награды «За отвагу», «За мужество», «За спасение утопающего» - которыми  можно наградить всю страну. Ты считал себя «королем бензоколонки», а королевства у тебя и не было. Был кусок государственной земли, на котором стояла государственная хата. Ты помнишь фильм «Джентльмены удачи»? Еще тогда разводили бензин ослиной мочой. И я понял, что деньги тоже можно разводить. Не на деньги, а именно деньги. Я не буду с тобой делиться опытом, он тебе не поможет. Тебе приятно вспоминать свое мнимое королевство без права управлять. А мне приятно управлять, оставаясь в тени без королевства. Меньше завистников. Я объехал весь мир, столько повидал всего, а вот потянуло в те места, где была выловлена первая рыбешка.
На нашей скатерти самобранке появились заморские напитки и закуски. Мы выпили по одной, а посмотрев на балык из осетра, я сказал: «Главная черта настоящего рыбака – не кушать рыбу до окончания рыбалки. А ты Митька это забыл».
На этом рыбалка закончилась. То ли примета сработала, то ли рыбу перекормили, то ли рыбаки хватили лишку.
Митьку я давно не видел, но по рассказам земляков он твердо стоит на ногах, и говорят, собирается в политику. Знает чем, что, и кого разводить. А говорили: «Двоечник, двоечник, что из тебя выйдет…»

Вот такую историю мне рассказал мой попутчик.