Фата-моргана двойного взрыва

Станислав Бук
Шикарная квартира, дача почти рядом с лесным озерцом, сосны и кедры, черемуха и сирень, пение птиц по весне, а по осени шуршание дождя, которое вызывало самые приятные воспоминания для него, обожающего непогоду, и  навевало лирическое настроение, наконец, две любящие дочери и жена, которая сохраняет ему верность, несмотря на постигшее его несчастье, всё это могло сделать жизнь моего собеседника по меньшей мере сносной; но Валерий, особенно в унылые вечера, когда спать не хочется, а усталость после прожитого дня не в состоянии одолеть его фактически здоровый организм, выход из расхристанных чувств находит в горькой… с одним исключением – не пьёт с утра.
Я его понимаю. Более того, не представляю, как поступил бы я сам, потеряв зрение в расцвете физических сил… наверное, пил бы уже с утра.
Сразу уточню: мой приятель не совсем ослеп; он хорошо ориентируется в пространстве, но даже просмотр телепередач не доставляет ему удовольствия, так как он видит на экране телевизора лишь расплывчатые пятна.

Моим визитам Валерий рад, так как я хороший слушатель; он также уверен что я и хороший собутыльник. Во всяком случае я не пытаюсь его разочаровывать.
Валерий не рассказывает подробностей..
Отговаривается:
- Для любого террориста было бы мечтой проникнуть в наш НИИ, поэтому я даже не намекну, где он находится и какие вещества разработает.
Но я совмещаю то, что рассказывает он, с тем, что уже знаю. 

Однако стоит вернуться к моменту нашего знакомства.
Оно началось с командировки в один восточный город. Нас было двое. Но мой товарищ был спецом, а я – полным дилетантом в том деле, с которым мы туда пожаловали. И пристегнули меня к нему только потому, что на актах  о проделанной работе требовалось две подписи представителей нашего предприятия.
Нет, не так.
Так было бы слишком просто.
Для нас был выделен отдельный самолёт.
Мы везли с собой аппаратуру и… взрывчатку.
Объясню популярно.
Предстояло проверить взаимодействие двух взрывов.
Какие-то умники в подмосковном НИИ  рассчитали и произвели в специальном бункере два минивзрыва, в расчете, что в момент столкновения фронтов двух ударных волн давление в месте их встречи  не просто удвоится, а умножится в несколько раз. Для этого им удалось рассчитать не только формулу и дозировку взрывчатки, но и особую конструкцию самого устройства. Проще говоря, взрывы происходят в двух пунктах «А» и «Б», удалённых друг от друга… в бункере лаборатории на несколько метров, а на природе  -- на  несколько километров. Но ударные волны устремляются к третьему пункту «С», в котором и должно произойти разрушение чего-то.
Собственно, так и произошло, только вот… сейчас вы можете подумать, что я  рассказываю одну из популярных ныне мистических историй. Нет, я вовсе не собираюсь вам «парить мозги» пустяками. Хотя, конечно, эти спецы из того НИИ ничего толком не говорят, но у них есть жены, которые дружны с нашими женами. Я-то всего-на-всего журналист… опять же, это слишком было бы лестно для меня… словом, я  заместитель по связям с общественностью, которому для этих самых связей никакой толковой информации не дают, зато предоставляют разные варианты дезинформации. Мои шефы не понимают, что если не знаешь истины, а занимаешься фантазированием, да еще с добавлением сплетен, источником которых являются жены тех самых людей, которым ведома сама госпожа Истина, то из самых добрых побуждений её скрыть, эту самую истину и сболтнешь. Должность, как видите, была у меня рискованной, но зарплата достаточной, чтобы хватало не только на хлеб с маслом, но и на тот самый коньяк, который под лежачий камень ни за что не потечет.
Прежде, чем продолжать, расскажу вам по секрету, (хотя в свете вышесказанного, какой уж там секрет!), что я узнал накануне командировки.
Энергия тех двух минивзрывов действительно… тут нельзя сказать – сложилась. Она умножилась! Хотя закон сохранения энергии не позволяет ей умножаться, то есть, в каком-то локальном месте не может быть больше энергии, чем туда её поступило. Это как наполнить ведро двумя стаканами воды: как их ни наливай, сколько способов для этого ни перебирай, а в конечном итоге воды в ведре едва хватит, чтобы смочить донышко. Ну как бы вы отнеслись к тому человеку, который утверждает, что он изобрел такой способ наливания в ведро двух стаканов воды, что ведро оказалось заполненным доверху?
Вот именно, с энергией произошла такая диковинная штука. Метаморфоза, вот самое подходящее ей название. Потому что приборы сначала показали появление такой колоссальной энергии, что в месте столкновения ударных волн образовалась плазма. Но тут же энергия исчезла и в конечном итоге её оказалось меньше, чем было туда доставлено. Зато взамен энергии появился какой-то странный мираж, который переместился в соседний бункер, где его никто не ждал. Там сидели лаборанты и лаборантки, которые своё дело сделали при подготовке эксперимента и на момент появления фантома просто точили лясы. Мираж просуществовал неизвестно сколько времени, так как организаторы эксперимента вошли в тот бункер минут через пятнадцать и застали всех присутствующих спящими. Мираж исчез, и вместе с ним исчезли двое лаборантов.
По-моему, те лаборанты просто сбежали, надеясь продать изобретение кому-нибудь, кто заплатит больше, чем их зарплата в НИИ. Но остальные лаборанты, когда проснулись, рассказывали каждый своё. Кто-то видел внезапно возникшую корову, кто-то змею, умершего родственника, живого Сталина… а Кирочка Канцельмахер, краснея, призналась, что видела нечто совсем непотребное, о чём в приличном обществе не рассказывают.

И вот эксперимент состоится на природе. Поскольку в бункерах Подмосковья появлялся какой-то мираж, то выбор Востока для опыта на природе, по-моему само то, ибо фата-морганы в Средней Азии – явление привычное, можно сказать – родное. Ну, это, сами понимаете, мнение исключительно моё личное и тривиально дилетантское. На самом деле, полигон в Казахстане существовал давно и его строительство сожрало не одну сотню тонн бетона. Для дошлого руководства НИИ и тех, кто выше оказалось очень даже удобно выпросить средства на строительство бункеров, построенных ещё во времена Она. Наверное эти средства привели к появлению более приятных для глаза строений, чем те бункера. Однако оговорюсь: это мнение дилетанта.

Мой коллега, с которым я приехал, и Валерий, с которым я тогда ещё не был столь близко знаком, целую неделю суетились со своей взрывчаткой. Я же, чтобы не путаться под ногами, отпивался кумысом и отъедался шашлыками из верблюжатины. Не пробовали? Скажу вам – очень даже!

Эксперимент превзошел все ожидания: в точке «С» сначала возникла вспышка, так сильно повредившая зрение Валерия, хотя на нём и были защитные очки, а потом возникла та самая фата-моргана, которую на этот раз наблюдали все: огромная летающая тарелка повисела на сакральном месте и вдруг пропала, как не было. Зато рядом со мной появились пропавшие под Москвой лаборанты, которые никак не могли объяснить своё появление здесь. Ими тут же занялась ФСБ, так как пропавшие таинственным образом с секретного полигона уже были в розыске. А ребята из контрразведки свой кусок хлеба с маслом, да и ту самую жидкость, что не течет под лежачий камень,  упускать тоже не должны.

И вот сейчас я пытаюсь, подпоив приятеля, добиться от него объяснения природы явления, сопровождающего двойной взрыв. Но, похоже, зря трачусь. Он знает только одно: выделены новые деньги на строительство дополнительных бункеров. А уже потраченные списаны на фата-моргану.
И только однажды, почти дойдя до кондиции, он проговорился:
- В точке «С» пространство становится, как тонкий лист, двухмерным, - он хитро улыбнулся, как человек, знающий какой-то сакральный секрет, - тебе не приходилось жить в двумерном мире? Но тс-с!
На этом этапе я решил больше ему не наливать. Иначе уверую сам, что двумя трехмерными стаканами воды можно наполнить десятки двухмерных вёдер…